«Именно к Божией Матери обращают молитвы люди в самые тяжелые времена»

3337
Фото

Завтра большой праздник — день Казанской иконы Божией Матери. Насколько важно православным молиться перед иконой, как образы признаются чудотворными и почему их так много посвящено Богородице, информационному агентству «Татар-информ» рассказал иерей Александр Ермолин.

Большой праздник и масштабный крестный ход

В преддверии дня обретения Казанской иконы Божией Матери проходит целый ряд мероприятий — фестивали, концерты, лекции. А в сам день празднования состоится масштабный крестный ход и праздничная Божественная литургия. Планируется, что торжественную службу посетят около 25 архипастырей Русской Православной Церкви.

Пожалуй, каждый православный знаком с преданием, согласно которому девочке Матроне во сне явилась Богородица и указала место, где лежит икона. Позже на этом месте был построен Казанский собор.

Верующие приписывают помощь русскому войску в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году. Перед решающим штурмом ополчение во главе с Минином и Пожарским всю ночь молилось перед Казанской иконой Божией Матери.

В 1904 году чудотворный образ был похищен и до сих пор не найден. Но значит ли это, что православные утратили святыню?

«Для православного человека вопрос, сколько в иконе молекул первоначальной краски, на самом деле не стоит. Православному человеку это не принципиально. Сейчас реставраторы пытаются все по крупинкам восстановить, а вот в XVII веке к этому относились по-другому — ну стерся список, и стерся, почистили, поправили максимально. Никто не задумывался, это мазок древний или нет? Надо понимать, что в религии это второстепенные вещи», — рассказывает Александр Ермолин.

Сейчас в Казанском соборе представлен один из старейших списков Казанской иконы, который долгое время хранился в Ватикане. То, как его удалось возвратить, отдельная история, но важнее всего, что он все-таки снова в Казани. Отец Александр говорит, что мы можем молиться перед древним списком и отпечатанной в типографии иконке одинаково — Богородица в любом случае услышит, если молитва искренняя и горячая.

От образа к первообразу

«Для человека православного важна не историческая аутентичность, а то, что мы молимся от образа к первообразу. Вот давайте разберем: в чем заключается смысл иконопочитания? Церковь в течение нескольких веков формулировала ответ на этот вопрос. В Ветхом Завете мы встречаем жесткий запрет на изображения — Бог себя никак не показывает, его не изображают. Когда Господь является Моисею, он говорит: “Ты увидишь задняя Моя”. Как бы сбоку, мимо проходящего. И даже такой контакт с Богом у Моисея вызывает потрясающее состояние», — рассказывает отец Александр.

В Ветхом Завете нет никаких изображений, кроме двух херувимов славы, которые осеняли ковчег. Но в Новом Завете все меняется, сам Бог являет себя миру, и теперь Бога можно изобразить, происходит боговоплощение, говорит священник.

«Господь Иисус Христос является истинным Богом, истинным человеком. Как объяснял мне один преподаватель догматики, во Христе сто процентов божественного и сто процентов человеческого. И Новый Завет говорит, что Бога можно изобразить на иконах, картинах и так далее. Первые столетия после этого развивается иконопочитание, а потом вдруг происходят необычные явления. Церковные историки Александр Дворкин и Иоанн Мейендорф описывали, как люди по каким-то суеверным соображениям стали делать какие-то странные вещи. Например, они соскребали краску с иконы и добавляли в чашу для причастия. Они считали, что так было благодатнее. Или клали причастие на иконку и говорили: “Меня Николай Чудотворец сам причастил”. Люди уже придумали то, что с православием никак не связано. Начинались разные культы. И Церковь на рубеже VIII века начала борьбу с иконоборчеством», — рассказал священнослужитель.

Иконоборчество — это внутрицерковное движение, то есть затеял это не кто-то извне, не какие-то безбожники. Его поддерживали византийские императоры и многие патриархи, которые стремились убрать максимально все изображения, объясняет отец Александр.

«И так два века в Византии активно уничтожаются иконы, срезаются фрески и так далее. Поэтому о раннем христианском искусстве Византия нам почти ничего не говорит. Раннее христианское искусство сохранилось в Равенне, городе на юге Италии. Там сохранились примеры христианского искусства, потому что это было другое государство и им просто-напросто было все равно, что там в Византии приказывают. Благодаря этому удалось сохранить многие известные произведения», — говорит он.

«Православный человек поклоняется не доске, не краске, не мастерству художника»

Завершилось иконоборчество после Седьмого Вселенского Собора, который и определил, что от образа мы обращаемся к первообразу, отметил отец Александр.

«То есть православный человек поклоняется не доске, не краске, не мастерству художника. Мы поклоняемся тому образу, который находится на небе. Образ, который находится здесь, — это своего рода отображение Божественного образа. Это весьма упрощенно. Эту истину сформулировал преподобный Иоанн Дамаскин, великий защитник иконопочитания. Он был православным арабом, который жил в Дамаске. С ним связана интереснейшая история с иконой Божией Матери “Троеручница”. Это интересная икона, которая при первом знакомстве вызывает много вопросов, так как Богородица на ней изображена с тремя руками», — рассказывает священник.

Иоанн Дамаскин выступал в защиту иконопочитания и посвящал этому свои сочинения. Греческому императору Льву Исавру, убежденному иконоборцу, это, естественно, не нравилось, и он написал на него донос халифу. В результате Дамаскину приказали отрубить руку.

«По преданию, он помолился перед иконой Божией Матери и проснулся с рукой. В благодарность он написал образ Богородицы, на котором изобразил ее с тремя руками», — поделился священнослужитель.

Святой Иоанн Дамаскин как раз является автором мысли, что мы молимся от образа к первообразу. Благодаря нему и Седьмому Вселенскому Собору были решены основные глобальные богословские проблемы, рассказывает отец Александр.

«Последняя точка Вселенского Собора — это тот момент, когда было принято решение об иконопочитании. Установлена даже дата — это первое воскресенье Великого поста, этот день называется Торжество Православия, то есть когда мы прославляем всех тех, кто потрудился в защиту иконопочитания и в защиту православия», — рассказывает он.

Иконы отличаются национальным колоритом, и среди них есть достаточно спорные экземпляры

Благодаря иконопочитанию появилось огромное количество образов. Иконы посвящены Богородице, Спасителю и святым, определенным событиям. В разных уголках Земли они имеют свой национальный колорит.

«Я бы отметил греческие образы, которые, на мой взгляд, достаточно интересно написаны. Я очень сдержанно отношусь к иконе “Богородица Трилетствующая”. На ней Богородица изображена в виде девочки с цветочками, которая поднимается по лестнице или просто стоит. Вопрос — с кого писали образ? С кого писали эту трехлетнюю девочку? А еще у греков есть интересная икона “Святое семейство за работой”. На ней Иосиф Обручник и маленький Христос занимаются столярным делом. Есть Божия Матерь Плодоносящая, на этом образе Богородица беременна», — приводит пример отец Александр.

Многие иконы несут культурную ценность. На них отображается национальный колорит. Вот, к примеру, на японских и китайских иконах все монголы, а в Африке — все чернокожие, отмечает иерей Александр Ермолин.

«Несмотря на Седьмой Вселенский Собор, осталось много моментов, связанных с искаженным иконопочитанием. Как я понимаю, это извечная проблема Церкви. Много суеверий существует и сейчас, хотя, казалось, мы живем в цивилизованном мире. Несколько лет назад в интернете гуляла такая тема — выбери себе икону по знаку зодиака. Вот, например, заходит в человек храм, захожанин. Захожан видно сразу. Мы всегда очень плотно работали с церковной лавкой, сотрудники у нас обучены, поэтому у нас в храме не так просто купить 16 свечек с собой. Сотрудница церковной лавки понимала, что это не так просто, начинала расспрашивать, и оказывалось, что человек сходил к гадалке и она ему поручила провести обряд. И всегда видно, когда захожане приходят и спрашивают определенную икону, подглядывая в телефоне название. Начинаешь его расспрашивать, а он, оказывается, в интернете вычитал, что она подходит ему по гороскопу. Такие люди воспринимают икону как некий оберег. Если болит голова — к этой иконе, если нога — к другой», — поделился отец Александр.

Почему мы почитаем Богородицу

В православии Дева Мария — превыше всех святых и ангелов. Именно к ней обращают молитвы люди в самые тяжелые времена. Но не все понимают, почему мы так чтим Богоматерь.

«Богородица — это новая Ева. Наши прародители Адам и Ева жили в раю и были потенциально бессмертными. Чтобы остаться в раю навсегда, они должны были нести послушание, но они поддались искушению и начали перекладывать ответственность друг на друга. Адам говорит: “Вот жена, которую ты мне дал”. То есть виноват и Бог, и жена, кто угодно, но не Адам. И это их второй грех», — рассказывает иерей.

Отец Александр объясняет, что Богородица, наоборот, проявила послушание. Как с грехом прародителей все становится проблемно, так и с поступком Божией Матери мир обретает Спасителя, поэтому мы почитаем Богородицу.

«Богородица живет одна, у нее нет мужа, она посвящает себя Богу. Иосиф — это обручник, человек, который заботился о ней, который был уже в возрасте, был ее хранителем и опекуном. По нашей традиции его называют “святой Иосиф Обручник”. Есть праздник Благовещение, когда мы вспоминаем, как к Богородице приходит Архангел Гавриил и говорит ей, что она благословенная жена, которая родит Сына, даст ему имя Иисус и что Он будет Спасителем мира», — объясняет священник.

Деве Марии посвящено множество праздников, в ее честь названо немало храмов по всему миру. Соответственно, и икон, написанных в ее честь, очень много. По некоторым данным, Богоматери посвящено порядка восьми сотен образов.

«Богородице посвящали образы, которые привязаны к какому-то событию, как, например, “Троеручница”. А есть те, что привязаны к определенному месту, — так появляется Казанская, Смоленская, Ярославская и так далее. То есть люди, прославляя Богородицу, создают новые образы. Я не искусствовед, но все они отличаются не сильно. Различия в позах, молитвенных жестах, расположении Спасителя. Есть образ Богоматери “Неупиваемая Чаша“, к которому приходят, чтобы помолиться об избавлении от зависимостей», — отметил священник.

Какой бы образ ни был перед вами, нужно понимать, что мы молимся не иконе, а перед иконой, обращая свои мысли к Божией Матери. Куда бы вы ни поставили свечу, она услышит вас, объясняет отец Александр.

«Если где-то заявляют о чуде, то это чудо нужно проверить»

Есть иконы чудотворные — те, перед которыми происходили чудеса. И все эти чудеса проверяет Епархальная комиссия.

«За многовековую историю было очень много ситуаций позитивных и сложных, поэтому мы прекрасно понимаем, что если где-то заявляют о чуде, то это чудо нужно проверить. Есть такой прекрасный принцип: лучше не заметить десять истинных чудес, чем признать одно ложное. Если есть событие, претендующее на чудо, приезжает комиссия и начинает анализировать: могло ли это быть случайностью, произошло ли искусственным образом. Есть интересные случаи, которые описывают в СМИ. Одна женщина заявила, что икона творит чудеса, но когда к ней приехала Епархиальная комиссия и отгородила икону от всего, чудеса закончились. Ложное чудо может стать для кого-то искушением, а истинное чудо — это то, что подкрепляет нашу веру. При желании можно находить чудеса в своей жизни постоянно. По факту сама наша жизнь является чудом», — говорит священник.

Если это чудо истинное, оно даст о себе знать, уверен отец Александр.

«Бывают чудеса, связанные со сложными историческими событиями. Вот есть список иконы Божией Матери “Державная”. Она появилась в день отречения императора Николая II, и после началась эпоха Гражданской войны. Она явилась на пороге всех конфликтов XX века для укрепления людей как напоминание о том, что Господь с нами», — считает Ермолин.

«Если на одной иконе украшений больше, чем на другой, это не значит, что один образ благодатнее другого»

Часто можно заметить, как в храме на иконе висят украшения — кольца, цепочки горстями свисают с образа. Это благодарность Богу за помощь, говорит священник. Человек, получив исцеление, или если в его жизни случилось что-то хорошее, хочет как-то поблагодарить Господа. И он поступает таким образом. Стоит заметить, что на некоторых образах очень много украшений, а на других — нет.

«Если на одной иконе украшений больше, чем на другой, это не значит, что этот образ благодатнее. Можно сказать лишь, что о чудесах того образа люди знают чуть меньше, чем о чудесах другого. По сути своей Господь может всё — он может вам явить чудо через бумажную иконку в кошельке. Господь создал мир из ничего — нет первоматерии. “Ex nihilo” в переводе с латыни означает “из ничего”. Это сложно понять и объяснить. Господь сказал и создал мир, соответственно, и здесь он может сделать чудо из бумажной иконки, а может и по-другому поступить», — говорит он.

Яркий тому пример образ Богоматери «Умягчение злых сердец», которая была куплена в обычной церковной лавке и начала мироточить. Чудо продолжается и по сей день.

«Очень много икон отмечено в российской истории. В смутное время Казанский образ участвовал в освобождении Москвы от польских интервентов. Митрополит Гермоген как раз был священником, который принял Казанскую икону из рук Матроны, и он является одним из спасителей России. Мы не используем сослагательное наклонение в истории, но все же Россия могла стать частью Польши или еще какого-нибудь государства. Поэтому и называют эту икону — Заступница», — подчеркивает иерей Александр.

«Казань можно было бы назвать пятым уделом Божией Матери»

Казанский образ был везде, даже в космосе. Он есть в доме почти каждого православного человека.

«Татарстан — это регион, где существуют две конфессии, и Богородица являет свою икону именно здесь. В этом смысле я глубоко убежден, что Казань можно было бы назвать пятым уделом Божией Матери. У нас есть четыре удела Богородицы: Афон, Грузия (Иверия), Киев и Дивеево. Это места, где Богородица особо себя проявила», — рассказывает отец Александр.

Казань называют и спортивной, и кулинарной столицей, но незаслуженно забывают о том, что Казань еще и место явления такого чуда, считает он.

«Почему важно, чтобы икона была оригинальной, и мы так скорбим об утрате явленного образа? Наверное, дело в исторической справедливости. Я все-таки где-то в глубине души надеюсь, что образ уцелел. Может, дело в чувстве приобщения к истории, к чему-то великому. Это соприкосновение со святыней, трепетное, личное соприкосновение. Но по сути для православного человека нет разницы — молиться перед подлинным списком или нет. Вот приезжают люди в Иерусалим, причащаются. Но что они причащаются там, что у меня в храме — все одинаково», — объясняет священнослужитель.

Новости по теме

Митрополит Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства». К 470-летию Казанской епархии Митрополит Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства». К 470-летию Казанской епархии

«В Журнале Московской Патриархии» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.

В День защиты детей в Казанской епархии прошли благотворительные и творческие мероприятия
В День защиты детей в Казанской епархии прошли благотворительные и творческие мероприятия

Центры помощи, благотворительные организации и приходы Казанской епархии провели творческие мероприятия, приуроченные к Международному дню защиты детей.

Миссионерский отдел Казанской епархии организует просветительские лекции для сотрудников Министерства культуры РТ Миссионерский отдел Казанской епархии организует просветительские лекции для сотрудников Министерства культуры РТ

Продолжается цикл духовно-просветительских лекций для сотрудников Министерства культуры Республики Татарстан. Встречи с представителями духовенства Казанской епархии и Духовного управления мусульман Татарстана проходят в Культурном центре им. А.С. Пушкина.

Программа «Архипастырь» с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом
Публикации 14 мая 2025
Программа «Архипастырь» с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом

Предлагаем вашему вниманию видеозапись программы «Архипастырь», в которой митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл делится своими размышлениями о празднике Воскресения Христова и Дне Победы.