Отворим двери своего сердца для Христа

233
Фото

Фарисей и мытарь пришли в храм, чтобы помолиться. И мы с вами приходим в храм, чтобы помолиться, а не просто отвлечься от домашних дел, от какой-то мирской суеты. Каждый из нас может приходить к Богу с разными вопросами, с разными молитвами, с просьбами или с благодарением.

Два примера приводит нам Священное Писание: фарисей и мытарь. Один человек внешне праведный. Другой — грешный, презираемый всеми. Молитва одного человека слышима Богом, а молитва другого — не слышима Богом.

Мы, конечно, сразу же проводим черту между праведностью и неправедностью. Фарисея мы осуждаем, думаем о нем плохо, а мытарь является для нас примером смирения, примером осознания своих грехов.

Мытарь действительно осознавал себя самым последним человеком. Молитва «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику» у него была не только на устах, она шла от сердца.

Но не нужно торопиться проводить черту. Фарисей считал себя великим человеком, хотя это было не так. Но при этом он соблюдал Закон. И мы с вами призываемся к тому, чтобы соблюсти Закон.

Чтобы стать фарисеем надо много потрудиться. Чтобы стать мытарем и молиться Богу словами «Боже, милостив буди мне грешному!», требуется еще больше труда. Требуется больше времени, чтобы осознать себя грешником.

Состояние праведности, при котором человек считает себя грешником, достигается не сразу. Это длинный и трудный путь.

Но вначале мы должны исполнить тот Закон, который предписывает нам Господь. Невозможно в одну минуту сердцем понять, что мы действительно недостойны, что мы грешны.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, муж благочестивый, понесший много подвигов, считал, что он ничего не стоит в этой жизни. Один из наших почти современников преподобный Силуан, который жил на святой горе Афон в Русском монастыре, во время молитвы получил откровение от Господа: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Держи свой ум во аде — и во век не согрешишь.

Состояние блаженного человека — это когда человек исполняет Закон — те заповеди, которые нам дает Господь, но в то же время понимает, что самостоятельно он ничего не может исполнить. Ни один человек не может понести того, что понес Господь. Но мы призваны трудиться над этим.

Нельзя сказать, что произнося молитву «Боже, будь милости ко мне грешному!», мы сразу будем считать себя самыми грешными людьми. Не исполняя Закон, это невозможно. Нельзя отодвинуть от себя те Заповеди, которые дает нам Господь. Эти предписания — некая инструкция для нашей жизни, ориентиры, к которым мы призваны стремиться. Не соблюдая Заповеди, невозможно достичь Царства Небесного.

Но по прошествии определенного времени мы понимаем, что соблюдение Заповедей, несение подвига духовного невозможно человеку. Мы ничего не можем без Бога. В одну минуту мы можем от какого-то соблазна отказаться, но вскоре опять к нему возвращаемся.

Осознание нашего внутреннего несовершенства, нашего бессилия, осознание того, что мы нуждаемся в помощи Божией, должно сопровождать нас всю жизнь. С одной стороны мы должны быть «фарисеями» и исполнять Закон. Но в дальнейшем мы должны становиться «мытарями», которые будут произносить молитву мытаря от сердца.

Один из святых отцов говорил про некоего монаха, который жил не очень благочестивой жизнью: «Все видят, как монах скачет, но никто не видит, как он плачет». Мы судим по внешним признакам.

Мы можем намотать на руки четки, надеть длинную юбку, платочек, каждый день находиться в храме, класть поклоны… Но при этом мы скорее уподобимся фарисею. Внутренне будем считать, что мы не такие как все. Мы не такие, как те, которые только приходят в храм. Мы уже давно ходим. Мы все знаем. Мы исповедуемся, причащаемся, мы готовим свою душу к жизни вечной. А с человеком, который только-только приходит, мы поступаем как в старой русской пословице — встречаем по одежке. На внешнее мы внимание обращаем, на внутреннее — нет. А внутреннего никто не может видеть, кроме Господа Бога.

Надо вовнутрь своей души смотреть. Приближающиеся дни Великого поста нас к этому и располагают. К тому, чтобы мы очищали душу свою покаянием.

За вечерними богослужениями в канун воскресных дней уже начали исполняться умилительные тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Даже свет в храме во время исполнения этих песнопений выключается. Церковь призывает нас подумать, с какими чувствами мы приходим в храм. А главное чувство, которое мы должны испытывать, — чувство покаяния.

Покаяние — это не одномоментное исповедание своих грехов и своего недостоинства. Покаяние — это длинный путь к исправлению нашей жизни. Подвиг Великого поста в этом и заключается — в том, чтобы хотя бы в это время года мы могли отвлечься от всего внешнего и заняться внутренним, чтобы мы покаялись. К этому располагает строй богослужений, который будет сейчас изменяться.

В прошлое воскресенье мы с вами говорили о необходимости частого Причащения Святых Христовых Таин. Христианин не может жить без Причастия. Но традиция нашей Церкви такова, что прежде чем причаститься Святых Христовых Таин, мы должны исповедаться, мы должны открыть свою душу священнику, мы должны открыть свою душу в первую очередь Богу в Таинстве Исповеди. К этому великому источнику милости Божией следует прибегать постоянно.

Даже если по каким-то причинам мы не готовы причаститься в воскресный день, мы должны постараться приступить к Исповеди. Мы ходим в храм не просто подумать о Боге, подумать о своей жизни. Дума о себе должна быть думой покаяния.

В любой день, когда мы приходим в храм, и в храме священник принимает Исповедь, мы должны пользоваться этой возможностью. Милость Божия в том, что мы можем прийти и попросить прощения за те прегрешения, которые мы совершили, за слабости, за страсти, которые нас обуревают. На Исповедь мы приходим как во врачебницу. Если мы действительно желаем исцеления, то Господь обязательно нас исцелит, нашу душу помилует и поможет нам исправиться.

А если мы не будем прибегать к великому Таинству Покаяния, то все будет напрасно, то мы ничего не сможем изменить в своей жизни. Думать о том, что мы живем плохо, но ничего не делать для того чтобы исправиться — бессмысленно.

К деятельному покаянию призывает нас Господь в эти дни подготовительные перед Великим и спасительным постом, который мы будем совершать в образ Самого Спасителя. Мы будем просить Бога, чтобы Он открыл нашу душу; чтобы двери нашей души отверзлись для встречи со Христом.

Господь может, конечно, войти и через закрытые двери. Мы видели, как Господь входил через закрытые двери к Своим ученикам по Воскресении Своем. Он также может войти и в нашу душу, но Он ждет, чтобы мы сами отворили двери для Его встречи.

Важно, чтобы мы поняли, что с Богом жить легче и лучше. Когда мы с Богом, у нас есть силы для перенесения всех скорбей и напастей. Если мы будем рядом с Богом, то мы поймем, что все остальное ничтожно мало. Господь является самым-самым дорогим в нашей жизни. Он наполняет нашу жизнь благодатью. Будем просить Его об этом каждый день нашей жизни и особенно в эти святые дни, предваряющие Великий пост и во дни самого поста.