
Масленичная неделя продолжается в Татарстане, как и во всей России. В это время христиане физически и духовно готовятся к Великому посту, который начнется 3 марта и продлится до 19 апреля. О том, почему масленичную неделю в Православии называют Сырной седмицей и как надо просить прощения в Прощеное воскресенье, рассказал «РТ» настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев).
— Ошибочно представлять Масленицу как время необузданных удовольствий, а пост — как тягостную повинность. Для православного человека Великий пост — время радости, — отметил отец Пимен. — Богослужения в Сырную седмицу (именно так она именуется в Уставе) пропитаны духом приближающегося поста и напоминают верующим о том, что Святая Четыредесятница (сорок дней Великого поста. — Прим. ред.) вот-вот наступит.
В предшествующую Сырной седмице субботу была Вселенская родительская суббота, когда поминают всех усопших православных христиан, потому что в дни Великого поста не будет ежедневного поминовения усопших. Со вторника в храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. В воскресенье перед Великим постом мы вспоминаем о Страшном Суде: притчу об изгнании Адама из рая, евангельское повествование о Втором пришествии Иисуса Христа и суде над праведными и грешными, через который пройдет все человечество.
— Почему седмица Сырная?
— Потому что несмотря на то, что Великий пост еще не начался, мясо уже не едят — это очень мудро, так как вступление в пост происходит постепенно. Молоко, молочные продукты, яйца и рыбу есть еще можно. Кроме того, на этой неделе нет поста в среду и пятницу. Еще в древней Византии велись споры, насколько строгим должно быть воздержание в неделю перед Великим постом. Есть исторические свидетельства, что разрешение отказаться от поста в среду и пятницу установлено в противовес еретикам, которые строго и не по разуму постились и требовали того же от верующих. Вообще празднование Масленицы пришло к нам из Византии, но во многом было обусловлено и местными особенностями. В частности, приготовление блинов распространилось благодаря особенностям славянской кухни. В других православных странах в Сырную седмицу все то же самое: прием мясной пищи прекращается, пост в среду и пятницу отменяется, но блюда на столе другие, необязательно блины.
— Кроме поедания блинов, на Масленицу приняты широкие народные гуляния. Известно высказывание иностранца, побывавшего в России во времена Ивана Грозного: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется».
— Сырная седмица в народе прочно укоренилась как время празднования проводов зимы и встречи весны. В западных странах — Италии, Испании, Франции — в дни, предшествовавшие Великому посту, особенно в Средние века, устраивались карнавалы. И сейчас многие делают акцент именно на фольклорной, кулинарной составляющей этих дней. Церковь против этого не выступает, но никогда и не поощряла, напоминая, что это время духовного собирания себя, а не расслабления.
— Сырная седмица завершается Прощеным воскресеньем. В этот день стало модно рассылать друг другу в мессенджерах картинки с просьбой о прощении. В этот же день сжигают чучело Масленицы, символизирующее надоевшую зиму. Что скажете об этих обычаях?
— Сжигание чучела — это языческий обычай, к Православию он отношения не имеет. Что касается новомодного обычая рассылать друг другу красочные, иногда до безвкусицы, картинки с просьбой о прощении, ничего плохого в нем нет. Но и хорошего тоже. В Прощеное воскресенье мы должны не просто формально просить прощения друг у друга, важно найти возможность прийти к человеку и в личном общении попросить прощения. Самому от всего сердца простить и отпустить все обиды, причиненные вам, чтобы с чистой совестью и радостным сердцем вступить на путь прохождения Великого поста.
— Великий пост более строгий, чем Рождественский, не каждому под силу его выдержать.
— Каждый сам определяет меру поста по своим силам, Господь ни от кого не требует невозможного. Если не позволяют физическое или душевное состояние, то можно в чем-то пост и ослабить. И все же к Великому посту нужно отнестись со всей серьезностью, быть строгими к себе. По числу дней этот пост — примерно десятая часть календарного года. Образно говоря, это десятина, пожертвование, которое мы приносим Богу, Церкви. Это время нужно провести в молитвах, покаянии и, самое главное, делая добрые дела. Великий пост — самое благоприятное для этого время, равно как и Сырная седмица.
— Человек может сам определить себе меру поста или нужно обязательно получить на это благословение?
— Я не сторонник таких благословений. Нарушение поста — это неправильно, и на это благословений нет. Каждый сам определяет себе меру, но и отвечать будет сам. Великий пост — это время работы каждого христианина над собой, исправления своей жизни, изживание пагубных привычек и зависимостей, время приближения к Богу — в этом его смысл. Мне очень нравится мысль одного проповедника, который сказал, что Великий пост — это не время темноты и грусти, а время светлой печали, когда радостная песнь Воскресения Христова уже звучит вдали и освещает все своим светом.
Беседовала Евгения ЧЕРНОУСОВА