В этом евангельском эпизоде (Лк.17:12–19) часто видят простую историю о благодарности. Десять прокажённых получили просимое, и лишь один вернулся сказать «спасибо». Урок кажется очевидным. Но если остановиться здесь, мы рискуем пройти мимо самого главного.
Обратите внимание на последовательность. Прокажённые, соблюдая закон, остаются вдали. Они кричат о помиловании. Иисус не исцеляет их мгновенно и зрелищно. Он даёт им странное повеление: «пойдите, покажитесь священникам». По закону, к священнику являлись уже после очищения, чтобы получить подтверждение и принести жертву. Он посылает их, будучи ещё больными, как будто они уже чисты. Они обретают исцеление не в момент приказа, а в пути, в акте доверия и послушания.
Здесь самое интересное. Вера для них началась с действия, с первого шага в сторону храма, когда на коже ещё были язвы. Они поверили слову настолько, что подчинили ему своё тело. Их вера была воплощённой. И она сработала. Все десять получили физическое исцеление.
Но затем происходит развилка. Девять, вероятно, в радостном возбуждении, устремляются к священникам, чтобы узаконить своё новое состояние, вернуться в общество, в нормальную жизнь. Их путь логичен и правилен. Они исполняют указание Учителя до конца.
А один — самарянин, человек с двойным клеймом: прокажённый и еретик — вдруг нарушает этот логичный сценарий. Он разворачивается. Он возвращается к Источнику, он отказывается от движения к институции. Это очень рискованный поступок. А вдруг исцеление отменится? Но он не может не вернуться. Его исцеление оказалось больше медицинского факта. Оно породило в нём встречу. Он увидел Того, Кто это совершил. Его вера эволюционировала от доверия к слову к личностной связи.
Вопрос Иисуса: «где же девять?» — это скорбное удивление: разве исцеление было для вас самоцелью? Разве, получив просимое, вы не почувствовали жажду познать Дающего?
Девять получили исцеление тела и остались при нём. Их вера, действенная на первом этапе, остановилась. Самарянин же пришёл к спасению — целостности, которая больше суммы здоровых органов. «Вера твоя спасла тебя» — говорит ему Христос. Той же верой обладали и все десять, иначе они не двинулись бы с места. Но его вера прошла полный круг: от просьбы через послушание к благодарности-встрече. Эта вера стала путём к Личности
Для нас эта история — проверка. Мы часто просим, иногда даже решаемся на первый шаг доверия и получаем «исцеление». Затем мы погружаемся в суету устроения своей теперь уже «нормальной» жизни, бежим к «священникам» — социальным гарантиям, правилам, внешнему одобрению. Опасно, получив дар, забыть о Лице Дарителя. Истинная цель любой просьбы и любого полученного дара — возвращение. Возвращение в свободном, личном и благодарном падении к ногам Того, Кто сделал возможным сам этот путь.
От Луки святого Евангелия чтение
17:12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
17:13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
17:14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
17:15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
17:16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17:17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
17:18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
17:19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.