26 марта. Память святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского

5045
Фото

Седмица четвертая Великого поста

В этот день совершается память:

Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мученика Савина (287). Мученика Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305—311). Мученицы Христины Персидской (IV). Преподобного Анина пресвитера.

Священномученика Николая Попова пресвитера (1919); священномученика Григория Поспелова пресвитера (1921); священномученика Михаила Околовича пресвитера (1938).

Память епископа Астраханского и Енотаевского Никодима (Бокова). Выпускник Казанской духовной академии (1891). Служил священником в Казанской епархии: в с. Кулаево (1873-1884), в Благовещенском кафедральном соборе (1884-1890), в домовой церкви мч. Александра при Александровском приюте для девочек г. Казани (1890-1892). Будучи епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии (1895-1900), в 1897 г. открывал Стахеевское женское епархиальное училище в Елабуге. Скончался в Астрахани 13 марта 1914 г.

Престольные праздники

Придел свтт. Николая Чудотворца, Льва Великого, папы Римского, Никифора, патриарха Константинопольского, и прп. Марфы Антиохийской храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани (К)

«Лествица» преподобного Иоанна

Преподобный Иоанн (VI—VII века), игумен Синайского монастыря, получил именование «Лествичник» как автор книги, ставшей классикой аскетической письменности, — «Лествицы Божественного восхождения» (второе название — «Лествица рая»). Она написана по просьбе игумена Иоанна из Раифского монастыря (в 30 километрах от Синая), он убедил святого «сойти помышлением с горы Синайской» и составить руководство духовной жизни для раифской братии. Название подсказывает главную идею книги: она построена как восхождение по «умопостигаемой лествице», чтобы возрасти «в меру возраста Христова». «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определённой добродетели или пороку. Язык книги лёгкий, образный и афористичный: для пояснения своей мысли преподобный Иоанн часто обращается к поговоркам и пословицам.

Святитель Никифор исповедник, Патриарх Константинопольский

Святитель Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802). Приняв монашество, он прославился благочестием и в 806 г. был возведен на патриарший престол. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие — многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания. В 846 г. его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими и перенесены из Проконниса в Константинополь.

Мученик Савин Ермопольский

Мученик Савин был правителем египетского города Ермополь. Когда при императоре Диоклетиане началось гонение на христиан, святой Савин оставил власть и богатство и тайно ушёл в отдалённое селение, где укрылся с другими христианами от гонителей. Узнав, что язычники разыскивают святого Савина, некий нищий, приходивший к нему за милостынею, взяв пример с Иуды-предателя, пришёл к гонителям и сказал: «Что дадите мне, чтобы я показал вам того, кого вы ищете, Савина?» Служители идолов дали нищему две златницы и, узнав, где скрывался подвижник, схватив святого Савина и христиан, которые были с ним, привели их на место мучений. После долгих истязаний святой Савин был утоплен в реке и сподобился от Господа Иисуса Христа мученического венца вместе с шестью братьями, которые были также казнены мучителями.

Преподобный Анин Халкидонский

Преподобный Анин после смерти родителей 15-летним отроком принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни и, повстречав старца Маиума, поселился вместе с ним. Оба подвижника вели очень строгую жизнь. Святой Анин ежедневно уходил далеко за водой. Однажды Ангел наполнил его сосуды. Старец, увидев, что юноша вернулся раньше обычного, понял, что его ученик достиг духовного совершенства, и просил Анина быть его наставником, но тот, по смирению, отказался. Позже Анин остался один в пустыне и удостоился даров прозорливости и врачевания недугов. Даже звери служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Святой прожил 110 лет и перед кончиной беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором.

Священное Писание

Можно ли избежать осуждения окружающих людей и стоит ли вообще это делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 9.

18Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

21и выпил он вина, и опьянел, и лежалобнаженным в шатре своем.

22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10.

01Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Писание не поясняет, почему Ной так сильно опьянел. Почему он оказался в таком состоянии, что лежал голый в своём шатре. Возможно, так он пытался избавиться от той скорби, которая терзала его душу. Ведь в потопе погиб целый мир. А Ной явно не был равнодушным человеком. Как бы то ни было, праведник оказался в ситуации беспомощного ребёнка.

Эту картину видит Хам и делает её достоянием общественности. Не стоит представлять себе Хама подростком-хейтером. К тому времени это достаточно взрослый мужчина, у которого у самого уже есть ребёнок. А потому, скорее всего, он рассказывает о грехе отца не забавы ради. Им движет праведный гнев. Он возмущён, как можно вести себя так безрассудно в такие непростые времена. Когда в потопе погибло всё живое. То есть поступок отца идёт вразрез с его представлением о том, что такое святость и праведность. Этим негодованием он и делится с братьями.

Что же они делают? Иафет и Сим не просто укрывают спящего отца. То есть не просто проявляют милость и любовь, которые превышают всякое человеческое представление о законе и правде. Обратите внимание на то, как они это делают. Они заходят в шатёр Ноя таким образом, чтобы даже не видеть, что там происходит. Чтобы не дать себе ни малейшего шанса даже в мыслях вернуться к этому образу. Чтобы ни сейчас, ни в дальнейшем у них не было повода даже к намёку на осуждение. Итог известен. Род Хама проклят, Сим и Иафет получают благословения отца.

И для нас это важный урок. Люди, которые нас окружают, очень часто совершают неприглядные поступки. И оказываются из-за этого в нелепых ситуациях. Каждый раз, когда такое происходит, человек ставит себя в очень уязвимое положение. Ведь он даёт повод для сплетен, насмешек, осуждения, всеобщего порицания. И мы нередко не упускаем возможность воспользоваться этой его слабостью. Обсудить произошедшее с окружающими. Не потому, что мы злые и подлые люди, а потому что в мире очень много беспорядка, а в нас много обиды и боли. И, наверное, нам кажется, что если мы предадим безобразия наших близких огласке, то правда восторжествует.

Возможно, порой это действительно так. Но сегодня Священное Писание предлагает нам крепко задуматься над тем, стоит ли вообще начинать разговоры на подобные темы. Ведь душа наша устроена так, что порой не то, что обсуждение, но даже один взгляд на грех другого человека, может лишить нас мира и покоя. Нам хватает всего лишь одного застрявшего в нашей памяти образа, чтобы сорваться в злословие, за которым неизбежно приходят неприязнь, раздражение, гнев, ощущение пустоты и уныние.

А потому человек добродетельный стремится к тому, чтобы поворачиваться спиной к немощам своего ближнего. Именно так нас будет судить Бог. Он будет искать ‑‑ не за что бы нас наказать и погубить, а за что бы нас спасти. Однако и Он ничего не сможет сделать, если сами мы не воспитали в себе навык отпускать людям их прегрешений. Поэтому и говорит апостол Иаков, что будет «суд без милости не оказавшему милости», потому что «милость превозносится над судом».

Священник Димитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы сопротивляться всем современным искушениям, сохранять способность разумно управлять своими поступками, нужно умерять голос плоти. Когда человек отказывается от пищи определенного рода или вообще сокращает ее потребление, исключает спиртные напитки, создаются физические и даже физиологические условия, необходимые для того, чтобы разум, просвещенный светом Божественной истины, взял верх над голосом человеческой плоти. Никакие слова не могут переубедить человека, особенно современного; человек чаще всего доверяет лишь собственному жизненному опыту. Великий пост дает нам такую возможность — через ограничение пищи, через исключение спиртных напитков таким образом проводить свое житие, чтобы голос разума стал сильнее голоса плоти.

Преподобный Серафим Саровский о страхе Божием

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. «Бойся Бога, — говорит Премудрый, — и заповеди Его храни» (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Чем мы можем помочь усопшим?

До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определенный духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).

В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:

— поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).

Интересен следующий исторический пример. Еще до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896), иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

— домашняя молитва;

— милостыня (материальная, душевная и духовная);

— различные подвиги, например, посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).

Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе.

Молитвословия

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Иcтина: сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Никифоре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Победы венец с Небесе, / о Никифоре преславне, / яко прием от Бога, / спасай верою почитающия тя, // яко священноначальника Христова и учителя.

Новости по теме

В день памяти святителя Никифора митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Ярославских чудотворцев города Казани
В день памяти святителя Никифора митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Ярославских чудотворцев города Казани

15 июня, в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.