16 июля. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского

5804
Фото

Седмица 6-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Иакинфа (108). Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652).

Преподобных Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (XIII). Святителя Василия, епископа Рязанского (1295). Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских (1544—1545). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Преподобного Никодима Кожеезерского (1640). Мучеников Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мученицы Голиндухи (II). Мучеников Мокия и Марка (IV). Преподобных Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Святителя Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Священномученика Антония, архиепископа Архангельского (1931). Обретение мощей священномученика Сильвестра, архиепископа Омского (2005).

Престольные праздники

Придел свт. Филиппа Московского Ризоположенского храма с. Тихий Плес Верхнеуслонского района (К)

Мученик Иакинф

Святой мученик Иакинф, родом из Кесарии Каппадокийской, вырос в христианской семье. Римский император Траян (98—117) поставил его своим кубикуларием (постельничим). Однажды, когда во время языческого празднества император с приближенными пировал в капище, насыщаясь идоложертвенной пищей, Иакинф заперся в небольшой комнате и усердно молился Господу Иисусу Христу. Слова молитвы услышал один из слуг. Он донес императору, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств, но тайно молится Христу. Иакинфа привели к Траяну, император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой мужественно отказался и объявил себя христианином. По приказу Траяна святого мученика после жестоких истязаний заключили в тюрьму, томили голодом и жаждой, тщетно стараясь принудить его съесть идольскую пищу. Двадцатилетний Иакинф скончался в 108 году в Риме, в темнице. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию.

Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского

Святитель Филипп после мученической кончины 23 декабря 1569 го да был погребён в Тверском Отроче монастыре. В 1591 году его мощи перенесли в Соловецкий монастырь. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести мощи святителя Филиппа в Москву. По благословению Патриарха митрополит Никон в марте 1652 года прибыл на Соловки с покаянной грамотой царя Алексея Михайловича. В ней царь молитвенно просил святителя простить грехи своего прадеда Иоанна Грозного и вернуться в Москву. Никон зачитал грамоту с амвона и вложил её в руки святого. В июле 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перенесены в Москву и положены в Большом Успенском соборе, в серебряной гробнице у юго-восточной двери алтаря, где пребывают и доныне.

Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский

Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода. В юности он получил философское образование, а затем принял священный сан от святителя Кирилла Александрийского. Святитель Анатолий был участником III и IV Вселенских Соборов и ревностным борцом за чистоту веры. Из канонических деяний святителя особенно выделяется 28-е правило IV Вселенского Собора о значимости Константинопольского Патриаршего Престола, которое он отстаивал в посланиях святителю Льву, папе Римскому. Святитель Анатолий внес также большой вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Он сочинил стихиры на воскресные дни (на все восемь гласов), на некоторые Господские праздники (Рождество Христово, Богоявление) и дни мучеников. В богослужебных книгах они кратко обозначаются: «Анатолиевы».

Священное Писание

Человеку, который смотрит на верующих со стороны, кажется, что в вопросах веры всё должно быть просто. Поверил — живи в соответствии с верой, но так ли всё легко на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 13.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Итак, перед нами две притчи: о горчичном зерне и о закваске. Есть ли между ними хоть что-то общее? На первый взгляд кажется, нет. Впрочем, посмотрев внимательно, мы увидим, что их объединяет одна очень важная мысль. В обеих притчах речь идёт о постепенности развития из малого и незаметного в большое и значимое. Как маленькое горчичное зёрнышко вырастает в большое дерево, как небольшая часть закваски сквашивает всё тесто, так нечто на первый взгляд незначительное может захватить человека и преобразить его жизнь. Только для этого важно дать ему время для роста.

Иногда человек приходит в храм и ему говорят: здесь всё просто, вот молитвослов — читай его, вот список грехов — сравни со своей жизнью и то, что увидишь в себе, расскажи священнику, вычитай молитвы и приходи причащаться — это очень помогает в жизни. Сравнить это можно с тем, как если бы мы вручили человеку инструмент, на котором он никогда не играл, и сразу потребовали бы от него виртуозной игры. Очевидно, что подобный подход в сфере музыкальной игры абсурден, но с чего мы решили, что человеческая душа примитивнее музыкального инструмента? Музыкальный инструмент по крайней мере находится в руках, его струны или клавиши осязаемы... А душа? С ней значительно сложнее, ведь даже само её наличие для некоторых совершенно не очевидно.

Христос рассказывает притчи о горчичном зерне и о закваске после притчи о сеятеле и такая последовательность неслучайна. Из притчи о сеятеле ясно, что почва нашей души может быть разной и от её качества зависит, какими будут всходы. Для слушателей это могло стать поводом делать выводы о том, какова почва в душах окружающих людей. Для того, чтобы они этого не делали, Христос в двух сегодняшних притчах говорит о том, что вера в человеке растёт постепенно. Религиозная жизнь — жизнь внутренняя. У неё, конечно, должны быть внешние проявления, ведь и семя постепенно даёт росток, и его тоже становится видно. Ошибка здесь заключается не в том, чтобы ждать плодов, а в том, чтобы ждать их быстро и вообще судить о том, как у других складываются отношения с Богом.

Ведь кроме того, чтобы прийти в храм или взять в руки молитвослов, человек должен прожить своё обращение. В тишине сердца предстать перед Богом и осознать, что бытие Творца значит в его собственной жизни. Встреча с Богом может поставить перед человеком трудные вопросы. Например, вопрос о том, насколько его поступки соответствуют тому, к чему Бог призывает. Со стороны, когда это не твои поступки, можно решить, что навести в них порядок проще простого. Однако, когда с призывом изменить жизнь сталкиваешься сам, оказывается, сделать это крайне трудно. В этот момент к нам приходит или по крайней мере должно прийти осознание того, что мы разные, и Бог, призывая нас к новой жизни, соизмеряет скорость изменений с нашими способностями. Человек, обладая даже малым потенциалом, может духовно возрасти, если будет к этому стремиться. Главное, искренне трудиться и доверять Богу на этом пути.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих — все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).

Видение святителя Макария Московского об императоре Николае II

Я видел поле. По дороге шёл Спаситель. Я пошёл за Ним. Мы подошли к огромной арке, украшенной звёздами, через которую Спаситель вошёл в дивный сад, а я остался у порога и проснулся. Вскоре я снова заснул и увидел, что за аркой, рядом со Спасителем, стоял царь Николай. Спаситель сказал царю: «Ты видишь в руке Моей две чаши: одна из них горька для твоего народа, и другая сладка для тебя». Царь упал на колени и умолял Господа позволить ему выпить горькую чашу вместе со своим народом. Господь долго не соглашался, но царь умолял неотступно, и тогда Он вынул из горькой чаши большой горящий уголь и положил его царю на ладонь. Царь стал перебрасывать уголь из руки в руку, и его тело начало светлеть пока не сделалось ярким и сияющим. Я снова проснулся и, заснув ещё раз, увидел огромное поле, покрытое цветами. Посреди поля стоял царь, окружённый множеством народа, которому он раздавал манну. В этот момент невидимый голос сказал: «Царь взял на себя вину русского народа, и русский народ прощён».

Старец Порфирий Кавсокаливит о различии между смиренномудрием и сетями лжесмирения

Смиренный человек — это не есть нечто безличностное. Он сознает свое положение и не теряет своей индивидуальности. Смиренный сознает свою греховность, свое ничтожество и принимает выговоры своего духовника и замечания своих братьев. Печалится, но не отчаивается. Скорбит, но не пресмыкается и не впадает в гнев. Запутавшийся же в сетях лжесмирения вначале внешне похож на смиренного. Но если его чуть тронуть или что-то ему сказать, то его поврежденное «я» возмущается, приходит в смятение, и он теряет и тот малый мир, который у него был. То же самое происходит и с человеком, постоянно пребывающим в унынии в сравнении с тем, кто кается. Обуреваемый унынием как бы вращается в самом себе, он занимается только и только самим собой. Грешник же, который кается и исповедуется, как бы раскрывается, выходит вовне. Наша вера обладает великим сокровищем. Ее драгоценность — это священник, принимающий исповедь, духовник. Но, рассказав о своих прегрешениях духовнику и получив прощение, не оборачивайся вспять.

Что такое прославление человеческого естества во Христе?

Прославление человеческого естества во Христе — богословское понятие, указывающее на некоторые следствия Искупления (следствия жертвенных страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа), в частности:

1) Воскреснув, вознесшись превыше Небес и воссев одесную Отца, Христос прославил в Себе Человека: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр.1:13). В данном случае под прославлением подразумевается покрытие неувядаемой славой.

2) По Воскресении Иисус Христос стал чужд тленности и смертности, тогда как до Своей смерти был тленен и смертен по человеческому естеству. Применительно к этому аспекту термин «прославление» указывает на изменение особенностей плоти Христа. Примечателен в данном случае евангельский эпизод, сообщающий, как Господь, посещая апостолов, беспрепятственно прошел в дом, хотя двери его были запертыми: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19).

Разные религии не учат одному и тому же

Люди часто произносят фразу «разные религии учат одному и тому же». Правда ли это? С одной стороны, за этим утверждением стоит верное наблюдение — нравственные заповеди различных религий во многом совпадают. Все они одобряют любовь и сострадание к ближнему и порицают убийство и воровство. Для человека, который полагает, что цель религии — воспитывать из людей хороших соседей и законопослушных граждан, этого может быть достаточно.

Но сами-то религии видят в этом, может быть, и желательный, но побочный эффект достижения главной цели — спасения. Религии исходят из того, что человек находится в беде — все мы страдаем и умираем — и нуждается в спасении.

И вот здесь начинаются принципиальные разногласия. Буддизм говорит, что Бога нет, а наша цель состоит в том, чтобы личными усилиями освободиться от плохой кармы и покинуть мучительное колесо перерождений. Некоторые теистические религии, такие как ислам и иудаизм, признают, что существует Бог, Который открылся людям через пророков, что самое важное, что есть в жизни человека — это отношения с Богом. Но они видят путь спасения в соблюдении закона — как нравственного, так и обрядового. При этом они категорически отвергают веру христиан в Божественное достоинство Иисуса Христа.

Христиане верят в то, что мы обретаем спасение в Иисусе Христе, который умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Мы принимаем Его дар покаянием и верой, пребывая в Церкви, которую Он создал. Как только мы всерьез заинтересуемся различными религиями — мы немедленно обнаружим, что они не учат одному и тому же.

Молитвословия

Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского

глас 4

Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия, епископа Рязанского

глас 8

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Молитва святителю Василию Рязанскому

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православней вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душам и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавльшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Филиппа Московского

глас 8

Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

Кондак святителя Филиппа Московского

глас 3

Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Молитва святителю Филиппу Московскому

О великий угодниче Христов святителю отче наш Филиппе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны многогрешныя, вемы бо, сердцем и усты и со благоразумным разбойником исповедуем, яко по делом нашим беды постигшия нас приемлем, сими бо временными скорбьми избежим по милосердию Господа вечныя муки, грешником уготованныя: сеяхом бо семена своевольнаго жития, пожинаем же терния скорбей. Обаче немощни есмы, и в покаяние теплое пришедше, молимся, да преложит Господь гнев Свой на милость и тебе, святителю Христов, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже присно предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и уповающих на твое предстательство. Умоли праведнаго Судию, да защитит святую обитель сию, место, в нейже ты духовно породился еси, и путевождь иноком святаго места сего был еси. Упаси якоже добрый пастырь жезлом благости твоея разсеянныя овцы стада Христова и во дворы Господни всели я. Огради нас от соблазна ересей и расколов в православной Церкви нашей. Научи нас, во странствии сущих, горняя мудрствовати, а не земная, просвети разсеянный ум наш и на путь истины направи, охладевшее сердце наше любовию ко Господу и к ближним нашим согрей. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих. Ослабленную грехами и нерадением волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго. Православие укрепи, нападения лукавнуюших и беззаконных человек на Церковь Божию далече отжени. Отпадшия ветви от лозы Христовы с тою паки соедини, испроси у Христа Бога душам и телесем нашим здравие и крепость, болящим исцеление даруй, страждущих утеши, скорбящим мир и отраду покажи, плачущия радоватися сотвори, печальныя ликовствовати соделай, враждующих умиротвори, завистливыя милостивны покажи, всякия в нас неправды исправи. Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. Архиереем и духовным пастырем, поставленным пасти стадо Христово Российския Православныя церкви, подаждь премудрость и праведное житие, якоже и сам сими добродетельми украшался еси, старыя поддержи, юныя научи и уцеломудри, и даруй им молитвами твоими трудолюбие, послушание и мирное жительство. Нам же всем радость присную о Господе подаждь, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа, Емуже буди слава, благодарение и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения/ стяжавте многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Анатолие и Анатолие Затворниче,/ ликов иночествующих похвало и украшение.

Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских

глас 2

Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.

Кондак на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских

глас 4

Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.

Новости по теме

Мученик Иакинф Римский (108 г.)
Жития святых 16 июля 2016
Мученик Иакинф Римский (108 г.)

Родом из Кесарии Каппадокийской, вырос в христианской семье. За отказ вкусить идоложертвенного мяса и за открытое исповедание христианства после истязаний был брошен в темницу, где его морили голодом, предлагая для еды только идоложертвенное мясо и вино.

Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.)
Жития святых 16 июля 2016
Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.)

Вступил на патриарший престол в 449 г., скончался в 458 г. При нем был созван IV Вселенский Собор.

Святитель Филипп, митрополит Московский, всея России чудотворец
Жития святых 22 января 2016
Святитель Филипп, митрополит Московский, всея России чудотворец

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варва-ры. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам