
Седмица 4-я по Пятидесятнице.
В этот день совершается память:
Собор Радонежских святых. Преподобного Сисоя Великого (429).
Преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей праведной девы Иулиании, княгини Ольшанской (XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийского (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).
Преподобномученика Евфимия Любовичева (1931); преподобномученика Феодора Богоявленского (1943).
Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).
Память архимандрита Константина (Борковского). Ректор Казанской духовной семинарии и настоятель Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1767-1772). Скончался в Нижнем Новгороде 6 июля 1773 г.
Собор Радонежских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия — 19 июля. В состав Собора Радонежских святых вошли сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности в Соборе вспоминаются более 75 угодников Божиих. История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века, когда было осознано значение Преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника Отечества. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия. Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которая была помещена на западной стороне левого столпа Троицкого собора. Вторая наиболее известная икона, посвященная этому празднику, находится в Успенском соборе Лавры. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.
Преподобный Сисой Великий
Преподобный Сисой Великий († 429 г.) был монахомотшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере. Тех, кто посещал его, он всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе «Алфавитного патерика».
Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло и он с кем-то разговаривает. Они спросили умирающего старца, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем беседует их возлюбленный учитель? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему ещё хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный Сисой успел сказать своим ученикам, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.
Священное Писание
Вера и надежда — два простых словах, которые всем прекрасно известны и понятны. Этими двумя простыми словами можно описать суть христианства: она состоит в вере во Христа и в надежде на Него. О том, какими должны быть христианские вера и надежда, немало сказано в Евангелии, так, в 9-й главе Евангелия от Матфея есть две истории, которые в полной мере раскрывают понятия веры и надежды. Давайте прочитаем звучащий сегодня в храмах за литургией отрывок из этой главы.
Глава 9.
18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.
Русский синодальный перевод этого евангельского отрывка не совсем корректен, а потому он может подтолкнуть к неправильному пониманию рассказанной здесь истории. Как мы слышали, в русском переводе «некий начальник», кланяясь Христу, говорит о том, что его дочь «теперь умирает», тогда как и в оригинальном греческом тексте, а также и в церковнославянском переводе сказано существенно иное: его дочь не при смерти, она уже умерла. Эта деталь чрезвычайно важна, потому что если человек болеет, пусть и очень тяжело, то у его родственников есть надежда на благоприятный исход, в случае же кончины такой надежды уже нет, а потому действия отца девочки превосходят то, что мы понимаем под надеждой, это какой-то иной уровень, отец проявляет надежду в той ситуации, при которой не может быть никакой надежды, и в конечном итоге он получает просимое: Спаситель воскрешает его дочь прикосновением Своей руки.
Действия кровоточивой женщины очень похожи на действия отца умершей девочки, женщина тоже проявляет ту надежду, которая превосходит доводы разума: она не просит Христа исцелить её, а прикасается к краю Его одежды, что само по себе очень странно и выходит за рамки традиции того времени. Христос довольно часто бывал окружён людьми так, что его теснили со всех сторон, но у нас нет иного зафиксированного евангелистами исцеления от прикосновения к одежде Христа, кроме исцеления кровоточивой женщины. После её прикосновения, Господь прямо сказал о том, что дело не в этом прикосновении как таковом, всё дело в вере: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22).
Эти две истории произошли с абсолютно разными людьми: некий начальник, несомненно, был уважаемым членом общества, женщина же в силу своей болезни была отторгнута обществом. Если с отцом девочки люди могли общаться и почитать за честь такое общение, то с женщиной даже самое простое бытовое общение было предосудительным. Но при этом мы видим в этих людях то, что связывает их друг с другом больше, чем могут связать какие бы то ни было общественные условности: эти люди обстоятельствами своей жизни приведены Богом к состоянию глубокой веры во Христа и вытекающей из неё надежды.
К счастью, потеря близких и собственные тяжёлые болезни — далеко не единственный и не основной путь обретения такой веры. Можно её получить и иначе: через искреннюю сердечную молитву к Богу об её даровании. Очень хочется надеяться, что такая молитва будет изливаться как можно чаще, и вера в Христа Воскресшего с надеждой на Него станут достоянием как можно большего числа людей!
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера»
В гармонии с людьми и природой. Из жизни старца Филарета Констамонитского
Старец Филарет не знал покоя, если между ним и кем-либо из братии возникали разногласия. Бывало, он прерывал проскомидию и просил позвать такого-то брата: «Скажи, чтобы он пришел. Между нами что-то похолодело, я не могу так оставить». Старец падал на колени и первым просил прощения; он мог пасть ниц даже перед совсем юными послушниками, если чувствовал вину. Филарет очень любил бессловесных тварей и природу. Однажды на его глазах две ласточки отчаянно дрались. Сильная заклевывала слабую. Старец отогнал первую ласточку, а израненную унес к себе и стал ее выхаживать. Ласточка привязалась к нему, стала ручной и всюду летала за ним, вычерчивая разные фигуры. Как-то раз он присел на току недалеко от монастыря и заснул, пригретый солнцем. Но внезапно ласточка, как сумасшедшая, начала носиться над его головой, с шумом разрезая воздух и надрывно чирикая. Старец открыл глаза и увидел рядом с собою большую ядовитую змею. Так птичка отблагодарила своего друга.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Любовь — это Божий дар, и на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодоления — это начать думать о человеке хорошо. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце, и отношение к ним меняется.
Молитвословия
Тропарь преподобного Сисоя Великого
глас 2
Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Сисоя Великого
глас 4
Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.
Тропарь преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Сисое чудне,/ на страсти вельми подвизавыйся/ и постом и мощными молитвами сия успивый,/ благодать от Христа приял еси/ в страстех бедствующим пособствовати./ Тем и наша страсти плоти и духа исцели, молимся.
Тропарь праведной девы Иулиании
глас 8
Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.