31 июля. Память преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

5471
Фото

Седмица 8-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Емилиана (363). Мученика Иакинфа Амастридского (IV).

Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Памвы пустынника (IV).

В этот день в составе Собора Калужских святых прославляется свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский (см. 21 декабря).

Память архиепископа Свердловского и Челябинского Варлаама (Пикалова). Помощник инспектора Казанской духовной академии (1912-1913). Скончался в заключении в Нижнетагильском лагере 31 июля 1946 г.

Память епископа Тотемского Гавриила (Абалымова), викария Вологодской епархии. Уроженец Казанской губернии (1881), выпускник Казанских духовных семинарии (1904) и академии (1908). Монашество принял в Казани. Скончался на покое в Балте Одесской обл. 31 июля 1958 г.

Мученик Емилиан

Святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361—363). Святой был рабом местного градоначальника. Возмущённый начавшимся преследованием христиан, Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъярённая толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан признался в разрушении капища. Его схватили и повлекли к правителю Капитолину, посланному императором для преследования христиан. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костёр, он не погиб, а пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Когда костёр угас, святой Емилиан лёг на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу. Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда перенесли его святые мощи.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Преподобный Иоанн Многострадальный от юности был мучим плотской страстью. Став иноком Киево-Печерской Лавры, много претерпел ради своего спасения. Ни голод, ни жажда, ни холод, ни тяжёлые вериги не могли избавить его от страсти. Тогда святой выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в неё и засыпал себя до плеч. Весь пост он провёл в таком положении, терпя сильную боль, а в ночь на Пасху страшный змей схватил в пасть его голову и опалил волосы. Преподобный Иоанн стал горячо молиться, и чудовище исчезло, а его осиял Божественный Свет. Святой спросил: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» И услышал ответ: «По силе терпения твоего». Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн закопал себя в яму, где раньше подвизался, и мирно почил 18 июля 1160 года.

Евангелие дня

Выражение «нести свой крест» довольно распространено в церковной среде, да и в целом в христианской культуре. Но что оно означает? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 16.

24Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

25ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

26какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Всякому, кто хочет стать учеником Христа, Господь говорит сегодня: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Если выразить этот призыв простыми словами, он может звучать так: «забудь о всём том, что страстно желаешь приобрести, отпусти то, что так крепко держишь и боишься потерять, одним словом, брось свои интересы и начни преследовать интересы Бога. Поставь их на первое место во всех своих делах».

Почему же это крест? Нетрудно понять, почему. Крест — это не обязательно внешние скорби, такие, как гонения, болезни, страдания и смерть. Крест — это ещё и состояние душевного бремени. Показательный случай — переживания человека, который пытается избавиться от дурной привычки. Например, от какой-нибудь химической или эмоциональной зависимости. Обстоятельства его внешней жизни могут складываться довольно благополучно. Однако внутри он будет ощущать постоянную тяжесть. Ему придётся отказываться от старых навыков и практически с нуля формировать новые. И это день за днём на протяжении долгого времени. У людей уходят на это года, десятки лет.

Вот так и в том случае, о котором говорит Христос. С самого детства мы привыкаем жить так, чтобы не потерять своего и получить то, что желаем. При этом мы не обязательно гадкие, безнравственные люди, которые приносят зло окружающим. Просто наши слова, наши действия и даже наши чувства, это результат тех решений, которые мы принимаем, преследуя свои интересы. Мы следуем собственным представлениям о добре и зле. Даже если мы верим в Бога, даже если обращаемся к Нему в молитвах и посещаем храм, это не обязательно означает, что во всех своих делах мы ставим Его интересы на первое место.

Чтобы в этом убедиться, стоит понаблюдать за собой в течение дня и честно ответить на вопрос: сколько раз за сегодня, оказавшись в привычной для меня ситуации, я остановился и обратился к Богу с вопросом: «Господи, а что Ты думаешь по этому поводу? А как Ты хочешь, чтобы я поступил сейчас? А как мне быть в этой ситуации исполнителем не моей, но Твоей воли?» Зачастую мы этого не делаем. Мы действуем автоматически. У нас на многое уже есть готовые алгоритмы решений. С одной стороны, это помогает нам ещё быстрее достигать собственных целей. С другой, создаёт серьёзную проблему. Ведь так мы словно закрываемся от многих проявлений жизни, изолируем себя от людей и от Бога.

Поэтому Христос и призывает действовать иначе. Нам необходимо разрушить автоматизм реакций на события, людей, в целом на будничный поток жизни. Нам не стоит действовать на автопилоте даже в самых привычных ситуациях: когда нас подрезают на дороге, когда нам хамят в общественном транспорте, когда начинают вредничать близкие люди, когда делают пакости соседи, когда появляется возможность отомстить обидчику или присвоить себе чужое.

Теперь не только в этих, но и во всех других ситуациях, в которых мы оказываемся, мы сначала обращаемся к Богу. Спрашиваем, а как Он хочет, чтобы я поступил? Чтобы найти ответ, мы прислушиваемся к голосу совести. Мы читаем Евангелие. Мы советуемся с духовно опытными людьми. Мы участвуем в таинствах Церкви и наблюдаем за собой. И, наконец, мы поступаем по-новому. И это, безусловно крест. Ведь нередко приходится с нуля выстраивать общение с близкими. И если бы не благодать Божия, никто не смог бы вынести эту тяжесть. Но тот, кто ради Христа и Его Евангелия самоотверженно идёт этим путём, чувствует эту поддержку свыше. Жизнь такого человека постепенно преображается. Воля Божия становится и его волей. И как обещает Спаситель сегодня, уже здесь, в этих обстоятельствах, он видит «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём».

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Совершение таинства Евхаристии в древней Церкви

В апостольский период истории Церкви Таинство Евхаристии совершалось в частных домах во время трапез, на которых собиралась вся община. Подобные трапезы именуются в Новом Завете «преломлением хлеба», «трапезой Господней» или «вечерей любви». Во II веке совершение Евхаристии отделилось от трапез и выработалась практика принимать Святые Дары натощак. Литургия, как правило, совершалась в воскресный день. Начиналась она с чтения Священного Писания, включающего в себя чтение не только Апостола и Евангелия, но и ветхозаветных книг. После чтения Писания епископ, возглавлявший совершение Евхаристии, произносил поучение. Затем все присутствующие совершали совместное моление («молитвы верных»). Диаконы приносили хлеб и вино, которые ещё до начала службы верующие оставляли у входа в помещение, где совершалась литургия. Епископ произносил над дарами анафору (благодарственную евхаристическую молитву), преломлял Святой Хлеб, после чего все приобщались Святых Таин. К отсутствовавшим Святые Дары относили диаконы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь — это жертва, это общение и это единство. Богу было угодно явить эти возвышенные Божественные догматы в человеческой жизни и через искупительные заслуги Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа — воссоздать образ Божественной любви в земной человеческой жизни. Он создает Церковь — общину Своих последователей, которые через общение с Богом и друг с другом достигают единства. Это единство мы обретаем, когда все вместе совершаем Таинство Тела и Крови Спасителя, причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся единым телом, общиной, живущей по образу Божиему.

О принадлежности к Церкви

Священномученик Киприан Карфагенский: Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединённые единой верой, как это происходит в сектах. Церковь создана Христом, а люди могут войти в неё вторым рождением — Крещением и пребывать в ней, соединяясь со Христом. Не мы создаём Церковь и призываем в неё Бога, а Бог создал Церковь и призывает в неё нас.

Как Церковь соединяет христиан с Богом? Через научение (катехизация, беседы, проповедь, духовное руководство), через Таинства (начиная с Крещения), через совместную молитву.

Понятие невоцерковлённый христианин — бессмыслица, как женатый холостяк. Различают следующие степени отношения человека к Церкви: катехумен (оглашаемый), верный, отпавший и отлучённый. Церковь — это в первую очередь организм, можно приобщиться к нему, а можно отпасть.

Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним после исповеди: «примири и соедини его святей Твоей Церкви». Своими грехами мы отторгаемся от Церкви, отпадаем от неё. И это отторжение может иметь разную степень. Можно быть видным членом церкви, церкви-организации, и оказаться вне Церкви, вне Тела Христова, если нет соответствующей жизни.
Мы привыкли, что в нашей стране многое делается по знакомству. Иногда личное знакомство со священнослужителями, пожертвования, помощь в храмостроительстве считаются приобщённостью к Церкви. При этом Церковь воспринимается как организация, где близость к руководству гарантирует спасение. Как будто у врат рая можно шепнуть: «Я от священника Василия».

Внецерковное христианство — миф. Вспомним: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47). Бог желает спасения всем людям, соответственно, того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно её Он создал для спасения. Аналогично: смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают тем, что он самостоятельно справится с болезнью, внутренними резервами.

Обратим внимание, Христос не оставил письменных записей, Он основал Церковь, которая создала Библию.

Молитвословия

Тропарь мученика Емилиана

глас 4

Мученик Твой, Господи, Емилиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Емилиана

глас 3

Божественною ревностию распалаем,/ огня сослужащаго не устрашился еси,/ но возшед небоязненно волею,/ возгнещающим огнем всесожжегся,/ и Владыце, яко жертва, принеслся еси,/ мучениче славне Емилиане,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Тропарь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Терпения столп воистину непоколебимый/ и забрало от вражиих стреляний необоримо,/ равноангельне и многострадальне отче наш Иоанне,/ имуще тя, мы, недостойнии, молимся,/ припадающе к честным твоим мощем тепле:/ избави нас душетленных страстей плотских и спаси твоими молитвами.

Кондак преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Столп целомудрия, вражиими бореньми непобедимь сый,/ аки столп, многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое,/ всечестне Иоанне,/ емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся,/ молим тя, преподобне:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Памвы пустынника Египетского

глас 5

В пустыни живый в толстинных и многошвенных твоих ризах,/ и без тщеславия и мятежа внутрь поя Богови,/ и человеча деяния собою прообразовав в наказание, отче Памво,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Памвы пустынника Египетского

глас 5

Мира сего учение отрину,/ и, в сердцы смирением сподобився Богу угодити,/ кичения ненавидение стяжа,/ тем и ученика своего о страсе Божий обличи,/ и наказа без ликования умоляти Бога,/ истиннаго смирения, Христовы нищеты подражателю,/ пустынная красото, отче наш Памво,/ не престай моля о чтущих тя.

Тропарь преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Неленостным послушанием/ и отвержением воли своей/ крепко себе обуздав,/ вдался еси за Христа Бога на муки и раны,/ от Негоже сугубо, всечестне отче Памво, венчався,/ молися о душах наших.

Кондак преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Послушание иноческое кровию мучения обагривша,/ ублажаем тя любезне,/ преподобномучениче Памво,/ и, покланяющеся честным мощем, верно молим:/ молися Господеви непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года