31 июля. Память преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

3897
Фото

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.

В этот день совершается память:

Память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Мученика Емилиана (363). Мученика Иакинфа Амастридского (IV).

Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Памвы пустынника (IV).

Мученик Емилиан

Святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361—363). Святой был рабом местного градоначальника. Возмущённый начавшимся преследованием христиан, Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъярённая толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан признался в разрушении капища. Его схватили и повлекли к правителю Капитолину, посланному императором для преследования христиан. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костёр, он не погиб, а пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Когда костёр угас, святой Емилиан лёг на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу. Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда перенесли его святые мощи.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Преподобный Иоанн Многострадальный от юности был мучим плотской страстью. Став иноком Киево-Печерской Лавры, много претерпел ради своего спасения. Ни голод, ни жажда, ни холод, ни тяжёлые вериги не могли избавить его от страсти. Тогда святой выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в неё и засыпал себя до плеч. Весь пост он провёл в таком положении, терпя сильную боль, а в ночь на Пасху страшный змей схватил в пасть его голову и опалил волосы. Преподобный Иоанн стал горячо молиться, и чудовище исчезло, а его осиял Божественный Свет. Святой спросил: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» И услышал ответ: «По силе терпения твоего». Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн закопал себя в яму, где раньше подвизался, и мирно почил 18 июля 1160 года.

Евангелие дня

Всякий, кто имеет опыт обиды, знает, как она сковывает сердце и задевает гордость. Иногда это чувство так сильно, что человеку кажется: умирать будет — не простит. Возможно ли что-то сделать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 18 и 19 глав Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах на литургии.

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 18-22; Глава 19, стихи 1-2, 13-15

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Глава 19.

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Сегодняшнее чтение начинается с очень известных слов, которые, как может показаться, дважды употребляются в Священном Писании и часто приводятся в обоснование священнической власти отпускать грехи. Однако внимательное сравнение показывает, что они говорят о разном.

В Евангелии от Иоанна, беседуя с учениками после Своего воскресения, Спаситель даёт им власть прощать человеку его грех или оставлять его на нём. И речь, конечно, здесь идёт о том, что пастырь как глава общины может перед Богом свидетельствовать, продолжает ли человек грешить или он сумел победить в себе грех.

В отличие от той беседы, в сегодняшнем чтении речь идёт о способности и даже необходимости для людей прощать друг друга. Собственно разговор и начинается с рассуждения о том, что делать, если брат согрешил против тебя и ты стал плохо к нему относиться. Здесь особенно важно понять, что обида — это всегда проблема того, кто обижается. И дело не в том, что обидчик не виноват. Человек, конечно, может быть виноват и его грех против другого может быть вполне реальным. Более того, только грех и можно простить, а если нет греха — нет и прощения. Итак, мы можем простить и молиться об обидчике или, сохранив обиду в сердце, сказать: «раз он согрешил, это его проблемы».

При этом надо помнить, что обида зависит не столько от поступка, сколько от того, кто и как его воспринимает. Одно и то же совершённое действие или слово, сказанное несмышлёным ребёнком или взрослым, мы воспримем совершенно по-разному, потому что цели и мера понимания у них разная.

Оценив всю совокупность произошедшего, мы можем держать на человека обиду, то есть видеть в нём негодяя, хама, предателя, а можем простить, сказав ему: «Ты действительно поступил плохо, но за твоим поступком я вижу тебя и готов продолжить наше общение». Если человек согрешил, я могу сказать — «Бог тебе судья и пусть Он тебя осудит», а могу сказать: «Я тебя прощаю и пусть Бог тебя простит». То есть, говоря о соотношении земного и небесного, Спаситель имеет в виду, что наша земная обида на ближнего будет иметь продолжение в вечности, как для меня, так и для него, если мы не справимся с нею при жизни. Связав обидой свою душу здесь, осуждая ближнего и отказывая ему в прощении, мы влияем на своё собственное состояние, но отпустив ему долги и молясь о нём совместно с другими христианами, мы как будто бы развязываем узлы, которыми могла бы быть связана наша душа. Ведь где двое или трое молятся даже о такой безнадёжной вещи, как исправление упорного грешника, там пребывает Сам Христос.

Именно поэтому, Петру, который хотел бы понять, сколько же раз можно прощать ближнему, Спаситель отвечает, что прощать нужно многократно, до семижды семидесяти раз, ведь от нашего прощения зависит исцеление нашей собственной души и наших отношений с Богом.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Совершение таинства Евхаристии в древней Церкви

В апостольский период истории Церкви Таинство Евхаристии совершалось в частных домах во время трапез, на которых собиралась вся община. Подобные трапезы именуются в Новом Завете «преломлением хлеба», «трапезой Господней» или «вечерей любви». Во II веке совершение Евхаристии отделилось от трапез и выработалась практика принимать Святые Дары натощак. Литургия, как правило, совершалась в воскресный день. Начиналась она с чтения Священного Писания, включающего в себя чтение не только Апостола и Евангелия, но и ветхозаветных книг. После чтения Писания епископ, возглавлявший совершение Евхаристии, произносил поучение. Затем все присутствующие совершали совместное моление («молитвы верных»). Диаконы приносили хлеб и вино, которые ещё до начала службы верующие оставляли у входа в помещение, где совершалась литургия. Епископ произносил над дарами анафору (благодарственную евхаристическую молитву), преломлял Святой Хлеб, после чего все приобщались Святых Таин. К отсутствовавшим Святые Дары относили диаконы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь — это жертва, это общение и это единство. Богу было угодно явить эти возвышенные Божественные догматы в человеческой жизни и через искупительные заслуги Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа — воссоздать образ Божественной любви в земной человеческой жизни. Он создает Церковь — общину Своих последователей, которые через общение с Богом и друг с другом достигают единства. Это единство мы обретаем, когда все вместе совершаем Таинство Тела и Крови Спасителя, причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся единым телом, общиной, живущей по образу Божиему.

О принадлежности к Церкви

Священномученик Киприан Карфагенский: Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединённые единой верой, как это происходит в сектах. Церковь создана Христом, а люди могут войти в неё вторым рождением — Крещением и пребывать в ней, соединяясь со Христом. Не мы создаём Церковь и призываем в неё Бога, а Бог создал Церковь и призывает в неё нас.

Как Церковь соединяет христиан с Богом? Через научение (катехизация, беседы, проповедь, духовное руководство), через Таинства (начиная с Крещения), через совместную молитву.

Понятие невоцерковлённый христианин — бессмыслица, как женатый холостяк. Различают следующие степени отношения человека к Церкви: катехумен (оглашаемый), верный, отпавший и отлучённый. Церковь — это в первую очередь организм, можно приобщиться к нему, а можно отпасть.

Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним после исповеди: «примири и соедини его святей Твоей Церкви». Своими грехами мы отторгаемся от Церкви, отпадаем от неё. И это отторжение может иметь разную степень. Можно быть видным членом церкви, церкви-организации, и оказаться вне Церкви, вне Тела Христова, если нет соответствующей жизни.
Мы привыкли, что в нашей стране многое делается по знакомству. Иногда личное знакомство со священнослужителями, пожертвования, помощь в храмостроительстве считаются приобщённостью к Церкви. При этом Церковь воспринимается как организация, где близость к руководству гарантирует спасение. Как будто у врат рая можно шепнуть: «Я от священника Василия».

Внецерковное христианство — миф. Вспомним: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47). Бог желает спасения всем людям, соответственно, того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно её Он создал для спасения. Аналогично: смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают тем, что он самостоятельно справится с болезнью, внутренними резервами.

Обратим внимание, Христос не оставил письменных записей, Он основал Церковь, которая создала Библию.

Молитвословия

Тропарь мученика Емилиана

глас 4

Мученик Твой, Господи, Емилиан/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Емилиана

глас 3

Божественною ревностию распалаем,/ огня сослужащаго не устрашился еси,/ но возшед небоязненно волею,/ возгнещающим огнем всесожжегся,/ и Владыце, яко жертва, принеслся еси,/ мучениче славне Емилиане,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Тропарь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Терпения столп воистину непоколебимый/ и забрало от вражиих стреляний необоримо,/ равноангельне и многострадальне отче наш Иоанне,/ имуще тя, мы, недостойнии, молимся,/ припадающе к честным твоим мощем тепле:/ избави нас душетленных страстей плотских и спаси твоими молитвами.

Кондак преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Столп целомудрия, вражиими бореньми непобедимь сый,/ аки столп, многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое,/ всечестне Иоанне,/ емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся,/ молим тя, преподобне:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Памвы пустынника Египетского

глас 5

В пустыни живый в толстинных и многошвенных твоих ризах,/ и без тщеславия и мятежа внутрь поя Богови,/ и человеча деяния собою прообразовав в наказание, отче Памво,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Памвы пустынника Египетского

глас 5

Мира сего учение отрину,/ и, в сердцы смирением сподобився Богу угодити,/ кичения ненавидение стяжа,/ тем и ученика своего о страсе Божий обличи,/ и наказа без ликования умоляти Бога,/ истиннаго смирения, Христовы нищеты подражателю,/ пустынная красото, отче наш Памво,/ не престай моля о чтущих тя.

Тропарь преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Неленостным послушанием/ и отвержением воли своей/ крепко себе обуздав,/ вдался еси за Христа Бога на муки и раны,/ от Негоже сугубо, всечестне отче Памво, венчався,/ молися о душах наших.

Кондак преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Послушание иноческое кровию мучения обагривша,/ ублажаем тя любезне,/ преподобномучениче Памво,/ и, покланяющеся честным мощем, верно молим:/ молися Господеви непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года