Церковный календарь

15 апреля. Память мучеников Амфиана и Едесия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 апреля. Память мучеников Амфиана и Едесия

5-я седмица Великого поста.
День постный. 2 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Тита чудотворца (IX).

Мучеников Амфиана и Едесия (306). Мученика Поликарпа (IV).

Преподобный Тит чудотворец

Этот праведник с юных лет посвятил себя монашеской жизни. Трудился преподобный Тит чудотворец в IX веке в Студийском монастыре близ Константинополя. Подвигами поста, чистотой жизни и смирением преподобный Тит заслужил всеобщую любовь братии и по их просьбе был рукоположен в пресвитера. Горячая вера побуждала святого мужественно отстаивать православное почитание икон во время иконоборческих гонений. За добродетельную жизнь он удостоился дара чудотворения. Святой Тит отошел ко Господу в глубокой старости.

Мученики Амфиан и Едесий

В детстве братья Амфиан и Едесий были отданы родителями в город Вирит для обучения наукам. Там они уверовали во Христа и не стали возвращаться домой, а ушли в Кесарию Александрийскую к пресвитеру Памфилу и под его руководством стали совершенствоваться в духовной жизни, пребывая в молитве и читая Священное Писание. Тогда, по указу императора Максимина (305–313), ревностного гонителя христиан, всех жителей Кесарии обязали совершать общественные жертвоприношения. Амфиан, желая отвратить правителя Кесарии от язычества, в день, когда тот приносил жертвы, явился в языческий храм, взял его за руку и стал убеждать оставить заблуждения и уверовать во Христа. Мученика тут же схватили, избили и бросили в темницу, а через два дня истязаний утопили в море. Его родного брата Едесия отправили на медные рудники; через несколько лет освободившись и попав в Александрию, он повторил подвиг брата, обличив жестокого к христианам правителя Иероклия. Едесия подвергли пыткам и утопили, как Амфиана.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.

8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.

11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.

12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; 15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.

На веч.: Быт. XVIII, 20-33

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Притч. XVI, 17 — XVII, 17

17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].

31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Глава 17.

1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Падению предшествует надменность" (злопомышление) (Прит. 16, 18). Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Без Причастия не может быть спасения человека. Иногда люди раздражаются на самих себя, говоря, что приходится исповедоваться в одних и тех же грехах и нет силы эти грехи преодолеть. Так и не будет силы, если не будет силы Божией, ибо только она преодолевает наш грех, испепеляет наши беззакония, вразумляет и поддерживает нас в те моменты жизни, когда мы вдруг сознаём необходимость воздержаться от злой мысли, от греховного поступка. Нам не хватит собственных сил, и уповать на них не надо. Исторический опыт показывает, что диавол сильнее человека. Но когда мы причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых, когда мы входим в общение с Триипостасным Богом, когда неведомой для нас силой Господь через вхождение в нашу плоть и в нашу душу делает нас сопричастниками Его Божественной жизни, вот тогда мы обретаем силы побеждать грех и устремляться ко спасению.

Преподобный Иоанн Дамаскин о поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как поём и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом… Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Ин. 1:5) и Христос назван Солнцем правды (Мал. 4:2) и Востоком (Зах. 3:8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. И ещё Писание говорит: «насади Бог рай во Едеме на востоцех и введе тамо человека, егоже созда» (Быт. 2:8). Итак, отыскивая древнее отечество и устремляя к нему взоры, мы поклоняемся Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток; и колено Иудино, как имевшее предпочтение пред другими, располагалось на восток… Но и Господь распятый взирал на запад, и так мы поклоняемся, устремляя к Нему взоры. И восходя, Он возносился к востоку и «такожде приидет, имже образом видели Его идуща на небо» (Деян. 1:11)… Итак, ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов.

На основании чего Адам различал добро и зло?

Способность различать добро и зло Адам имел, с одной стороны, постольку, поскольку ему был присущ естественный нравственный закон, а с другой стороны, поскольку имел прямое общение со своим Создателем и воспринимал преподаваемые ему в Сверхъестественном Откровении Божественные указания. Его совесть ещё не была повреждена грехом, и её голос звучал в нём достаточно чисто. Равно и разум ещё не был обезображен грехом, в силу чего он мыслил здраво и трезво.

Молитвословия

Кондак преподобного Тита чудотворца

глас 4

Жития молву оставил еси/ и тихо, все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси,/ чудоносне отче наш, Тите преподобне.

Теги:
Православный календарь

Все публикации