Церковный календарь

16 апреля. Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 апреля. Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской

5-я седмица Великого поста.
День постный. 3 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской (824).

Мученицы Феодосии девы (307–308). Преподобного Иллирика. Мучеников Елпидифора, Дия, Вифония и Галика.

Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

Преподобный Никита исповедник

Будущий игумен Мидикийской обители Никита с юности прислуживал в церкви. Затем, после семи лет добродетельной жизни в монастыре, он был назначен его настоятелем. Господь удостоил святого даром чудотворения. По его молитве многие исцелялись от тяжких недугов: к глухонемому отроку возвратился дар речи, к лишенному рассудка вернулся разум, освобождались от оков злой силы бесноватые. Святой много потрудился против иконоборческой ереси, за что императором-еретиком Львом Армянином был брошен в темницу, где находился шесть лет, до кончины правителя. И в узах святой Никита Исповедник совершал чудеса: по его молитве фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный, были волнами выброшены на берег. После кончины его мощи стали источником исцелений для страждущих.

Мученица Феодосия дева

Святая мученица Феодосия Тирская пострадала в 307 году. Ее схватили в день Святой Пасхи. Мученица молча и с радостным лицом переносила все страдания. Тогда ее отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью св. Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: «Смотрите, вот какой великой славы вы хотели меня лишить!»

Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой у Нее цветок белой лилии. Он символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Перед этим образом принято молиться к Царице Небесной о сохранении чистоты христианской жизни и правильном выборе супруга или супруги. Список чудотворной иконы хранился в московском Алексеевском монастыре. Где сейчас находится сама святыня, неизвестно.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLV, 11-17

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

На веч.: Быт. XXII, 1-18

1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Притч. XVII, 17 — XVIII, 5

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,— себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

ГЛАВА 18.

1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня в общественных дискуссиях часто говорится о разного рода достижениях, но как-то в тени остается тема человеческого подвига, самоограничения, труда, а ведь всякое достижение связано с подвигом. Более того, когда речь идет о нравственном становлении личности, говорят, что нужно раскрепостить свои инстинкты, что не нужно ничего стесняться, не нужно ни в чем себя ограничивать. «Живи как хочешь, ведь живешь один раз». Почему же так? Почему, для того чтобы стать хорошим спортсменом, воином, ученым, просто образованным человеком и специалистом, нужно работать над собой, нужно себя ограничивать, нужно восходить к вершине, – а на пути нравственного совершенства современная цивилизация этого не только не требует, но, напротив, создает условия для раскрепощения инстинктов?

Преподобный Иосиф Волоцкий о Таинстве Евхаристии

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал своим ученикам случай, доказывающий, что Бог совершает таинства Святым Духом и служением Ангелов и что даже если тайные еретики из страха человеческого совершают службы по правилам соборной Церкви, то мы, крестясь, исповедуясь и причащаясь у них, не получаем от этого вреда: «Один священник-еретик, отслужив литургию, пришёл в свой дом, держа в руках потир. В доме топилась печь, и его жена, стоя рядом, готовила пищу. Он же, вылив содержимое потира в огонь печи, отошёл. Жена же его посмотрела в печь и увидела в огне малое дитя, сказавшее: “Ты меня здесь огню предал, а я тебя там вечному огню предам”. Тотчас разверзлась кровля избы, и жена увидела, как прилетели две большие птицы и, взяв отрока из печи, полетели на небо. И кровля избы встала на своё место».

Появление акафистов

В церковной практике широко распространено чтение акафистов во время келейного и общественного богослужения. В настоящее время число акафистов, посвящённых Спасителю, Пресвятой Богородице и святым, весьма велико. Но первоначально акафист был лишь один – Акафист Божией Матери (Великий Акафист), предположительно написанный преподобным Романом Сладкопевцем в VI веке в память избавления Константинополя от персов. Греческое слово «акафист» переводится на церковнославянский язык как «неседален» – песнь, во время которой не положено сидеть. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов, чередующихся друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в 12 молитвенных обращениях к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся». В Православной Церкви Великий Акафист занимает первенствующее и исключительное положение, об этом свидетельствует то, что он единственный из всех акафистов вписан в богослужебный устав: читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста. Этот акафист впервые был прочитан перед иконой Богородицы афонского монастыря Дионисиат. С Х века и поныне он читается в субботу пятой седмицы Великого поста (Суббота Акафиста). Долгое время Великий Акафист оставался единственным в своём роде. Акафисты-подражания появились уже на исходе византийского периода (в XIV веке); они так и назывались – «Икосы, подобны Акафисту». По аналогии их также стали называть акафистами, что означало уже не конкретный текст, а сформировавшийся гимнографический жанр.

***

О Страстной седмице

Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели, когда Церковь поёт: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу». Страстная седмица — особое время; она тесно связана с Пасхой и является целью Великого поста. Она издревле называется Великой, так как, по слову святителя Иоанна Златоуста, в эти дни Господь совершил великие дела — победил грех, диавола и смерть. С апостольских времён принято проводить эти дни в строгом воздержании. Для каждого дня Страстной седмицы есть особые воспоминания. В Великий понедельник, вторник и среду вспоминаются последние поучения и беседы Христа с народом и учениками, помазание Его миром и замысел Иуды о предательстве. В Великий четверг вспоминается Тайная Вечеря. В Великую пятницу — Распятие. В Великую субботу — пребывание Спасителя телом во гробе и сошествие душой во ад.

Молитвословия

Кондак преподобного Никиты

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сияеши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещаеши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу, // моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Никиты исповедника

глас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет

глас 5

Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.

Теги:
Преподобный Никита Мидикийской
православный календарь

Все публикации