Церковный календарь

23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

5-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 10 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).

Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Аполлония (III). Мучеников Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Преподобных Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.

Священномучеников Александра Попова, Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918).

Коневской иконы Божией Матери.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 

До начала XVII века Риза Господня пребывала в Грузии. В 1616–1617 годах Грузию завоевал персидский шах Аббас I, и святыня оказалась у него. Русский царь взял под защиту грузинского царя Теймураза, и в ходе начавшихся переговоров между персами, русскими и грузинами шах сказал, что хотел бы подарить русскому царю захваченную в Грузии святыню. В марте 1625 года персидский посол Урусамбек привёз Честную Ризу в Москву в дар русскому царю и Патриарху Филарету (Романову) от шаха Аббаса. Хотя царь имел подтверждение от представителей других Церквей, что эта святыня подлинная, он был смущён получением её от иноверца, поэтому объявил в Москве семидневный пост и просил всех молиться, чтобы Господь открыл Свою волю. Святыню носили по улицам с пением и молебном, и было зафиксировано 14 случаев исцелений в эти дни. 27 марта Риза Господня была торжественно положена в Успенском соборе. 10 июля, в канун возведения на царство Михаила Феодоровича, было установлено празднование Положения Честной Ризы Господней в Москве. Службу празднику составил митрополит Крутицкий Киприан.

Преподобного Антония Печерского

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний (в миру Антипа) родился в Любече, вблизи Чернигова. С юности его влекло к духовной жизни, и по промыслу Божиему он решился идти на Афон. Приняв постриг в одной из обителей Святой Горы, он подвизался в пещере, пока игумен не призвал его вернуться на Русь и насаждать там иноческую жизнь по образцу афонской. Вернувшись в Киев, Антоний, как и на Афоне, поселился в пещере (ее выкопал пресвитер Иларион, ставший позднее митрополитом Киевским). Строгая аскетическая жизнь подвижника скоро прославила его, к нему стали стекаться искатели Царства Божиего. Киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на ней был выстроен большой храм и келлии, хотя сам святой продолжал подвиги в пещере, уже выкопанной им самим. Святой Антоний дожил до 90 лет, став отцом русской монашеской традиции, основанной на афонском духовном опыте.

Священное Писание

Рим., 120 зач., XVI, 1-16

1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.

2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.

5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.

6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.

7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.

9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.

10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.

11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.

12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.

13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.

14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.

15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Мф., 50 зач., XIII, 3-9

3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 16, 1-16; Мф. 13, 3-9

Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором — те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем — те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом — те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

Чудо святого Кербония, епископа Популенского

Современником святителя Григория Двоеслова был Кербоний, епископ Популенский, отличавшийся святостью жизни и любовью к гостеприимству. Однажды он укрыл у себя воинов во время нашествия готфов. Когда об этом укрывательстве узнал готфский царь Тотила, то велел привести епископа в свой стан в Мерулу, чтобы бросить Кербония на растерзание медведям. Множество народа стеклось на зрелище, присутствовал и сам нечестивый царь, чтобы насладиться смертью архиерея. Для растерзания епископа выпустили самого свирепого медведя. Жестокий Тотила, всегда с особенным удовольствием смотревший на такие казни, с нетерпением ждал зрелища. Выпущенный из клетки медведь ринулся на епископа, но вдруг, забыв свою лютость, начал лизать святому ноги, «давая знать всякому, что по отношению к угоднику Божию сердца зверей изменились в сердца человеческие, а сердца людей, наоборот, в звериные», как говорит святитель Григорий. Не только народ, но и царь, наученный кротостью зверя, почувствовал благоговение к святому.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь человека должна сопровождаться реальными свершениями. Все, что мы делаем, будь то наша профессиональная карьера, семейная или личная жизнь, – все обязано приносить плод, который будет востребован людьми, который призван улучшить жизнь и служить накоплению духовного потенциала личности и всего человечества. Плод этот должен иметь смысл и в перспективе вечной жизни. Если же мы, сохраняя внешнюю приверженность вере и благочестию, не делаем ничего, что имеет ценность в очах Божиих, если жизнь наша проходит в суете, то мы, несомненно, уподобляемся той пышной смоковнице, которая имела замечательную листву, но не давала полезных плодов.

О невозможности для нас выразить все аспекты Искупления

Итак, мы рассмотрели основные следствия Искупления (победа над смертью, дьяволом и адом, прославление человеческого естества, демонстрация идеального образца поведения Человека). В полной мере знание всех следствий доступно лишь Богу. Вот, что по этому поводу свидетельствовал свт. Афанасий Великий: «...Заслуги Спасителя, совершенные чрез вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их — значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны; так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле; потому что вновь представляющиеся мыслям его — гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию. Посему лучше не отваживаться говорить о всех вообще заслугах Христовых, когда и части их изобразить невозможно...» (Слово о воплощении Бога-Слова).

Молитвословия

Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 1

Единоумне душею связани бывше,/ четыредесять с пятьми страдальцы святии,/ на врага ополчистеся,/ победителие же явльшеся,/ прилете венцы от Христа Бога/ и вечное мучений ваших воздаяние,/ тыя и нам улучити молите,/ благочестно песньми вас величающим.

Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 8

Христа ради, мученицы, многия муки подъясте,/ и многобожие низложисте все идольское,/ и разрушисте безбожие всякия прелести,/ Христовою силою сия поправите,/ нас всех верно научаете вопити яве: аллилуйя.

Тропарь преподобного Антония Печерского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Печерского

глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалении суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятуя отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имени Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Молитва ко Господу

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Положение ризы Господа в Москве
преподобный Антоний Печерский
православный календарь

Все публикации