Церковный календарь

30 июля. Память великомученицы Марины Антиохийской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 июля. Память великомученицы Марины Антиохийской

8-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 17 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Марины (Маргариты) (IV).

Преподобного Иринарха Соловецкого (1628). Преподобного Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского.

Святогорской иконы Божией Матери (1569).

Великомученица Марина Антиохийская

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (ныне территория Турции). Отец святой был язычником-жрецом. Марине рассказала о Христе кормилица, и в 12 лет она приняла Крещение. В то время, в правление императора Диоклетиана (284–305), начинались гонения на христиан, и, узнав, что дочь стала христианкой, отец отрекся от  нее. Когда Марине исполнилось 15 лет, правитель той области (епарх) сделал ей предложение выйти за него замуж. Марина не скрывала, что она христианка. Правитель приказал увещевать Марину принести жертву идолам, а  когда уговоры не  помогли, велел подвергнуть тяжким истязаниям. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом и на следующий день продолжили пытки. Тогда содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал обезглавить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней казнили 15 000 человек.

Преподобный Леонид Устьнедумский

Преподобный Леонид Устьнедумский, святой XVII века, увидел во сне Пресвятую Богородицу, повелевшую ему взять икону Одигитрии из Моржевской Николаевской пустыни на Двине, перенести в устюжские пределы, построить для неё храм и жить там до кончины. Святой пренебрёг откровением и ушёл в Кожеезерский монастырь, где принял постриг, затем подвизался на Соловках, где видение повторилось. Тогда он пришёл в Моржевскую Николаевскую пустынь, рассказал всё игумену, получил от него образ и пришёл с ним в «Лузскую Пермцу». Там он возвёл церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поставил в ней икону и подвизался в том месте до кончины. Служба преподобному написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году. В 2016 году этого местночтимого святого канонизировали для всеобщего почитания.

Преподобный Иринарх Соловецкий

Преподобный Иринарх, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, соединял монашескую жизнь со служением Отечеству. В то время монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Под духовным руководством преподобного Иринарха в обители возрастали многие подвижники, в их числе — преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Последние два года своей жизни преподобный Иринарх провел в совершенном безмолвии, испросив себе увольнение от должности настоятеля. Преподобный Иринарх преставился в 1628 году. Его честные мощи были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны, и над ними поставлена часовня.

Священное Писание

1 Кор., 147 зач., X, 28 — XI, 7

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,— то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, 33так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Глава 11.

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Мф., 69 зач., XVI, 24-28

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу** свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 10, 28-11, 7; Мф. 16, 24-28

Господь от хотящих последовать Ему требует решительного самоотвержения: "отвергнись себя". Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему. Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя во вне, и строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в таком и в таком случае, внешнем или внутреннем, поступай так, не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением. Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено. У нас есть заповеди ясные и определенные; они выражают все, что угодно от нас Господу. Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл. Не догадаешься — спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решителя с собою.

Преподобный Иустин (Попович) о проповеди Евангелия

Учение наше всё исходит от истины, правды, от Истинного Бога! Никто из самых страшных врагов Евангелия не найдёт в нём ни следа неправды, ни следа нечистоты, ни следа обмана или лукавства. Почему? Потому что Евангелие Христово исходит от Бога, от Его всеистины, всеправды, вселюбви, всежизни и не имеет в себе ничего от лжи, ненависти, греха и смерти. Апостолы научены Духом Святым не употреблять в проповеди Евангелия никакой лести, лукавства, никакого насилия или хитрости. Евангелие Христово имеет свои божественные средства, чистые и искренние, через которые является чудодейственная и спасительная сила. А когда люди хотят проповедовать и осуществлять цели божественного Евангелия Христова при помощи несвятых средств, тогда тотчас уходит благодатная сила Евангелия и оно становится простой книгой, лишённой силы и Духа. Из вечного Евангелия Божия следует, что всякое божественное добро не может быть осуществлено несвятыми средствами. Зло не ведёт к добру, ложь не приводит к истине.

Притча о посте

Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.

— Не удивляйся этому, сын мой, — ответил ему старец. — В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность делать добро есть не что иное, как выражение самой существенной стороны человеческой души. Не может добрый человек не делать добра. Женщина грешная, блудница, будучи изгоем общества, приходит к Спасителю и возливает на Его ноги драгоценное миро, которое, может быть, стоило всех накопленных ею денег. И Господь, прозревая внутреннее состояние этой женщины, прощает ей все грехи (Лк. 7, 36–50). И если мы чувствуем, что согрешили, если мы чувствуем, что сделали что-то нечистое, греховное, скверное, то единственный путь обрести благоволение в очах Божиих и прощение – сделать добро тем, кто в нем очень нуждается.

Церковь как лечебница

Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души от греха и духовной смерти (обратим внимание, сейчас – больница – от слова боль, а раньше – лечебница, лазарет). Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши,— напоминает священник перед исповедью. Одно из имён Бога — Врач.

Все мы больны смертельной болезнью, любой грешник – больной душой и телом человек. Спасение понимается и как исцеление.  Церковь – лечебница: Христос – врач, верующие – пациенты (Мф.9:12-13); священники – медперсонал; духовник – участковый (лечащий врач, хорошо знающий наше состояние); Причастие – лекарство бессмертия.

Инфекция, от которой мы лечимся, называется злом, выражается грехом, как нарушением Божьих Заповедей, стимулируется падшими духами. В этом отношении процесс лечения именуется духовной борьбой (бранью).

Исходя из определения Церкви как лечебницы, нелепыми кажутся истории о том, что кто-то ушёл из Церкви из-за обиды на кого-либо. Это как уйти из больницы перед жизненно важной операцией из-за обиды на медсестру.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иринарха Соловецкого

глас 4

Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха Соловецкого

глас 8

Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.

Тропарь преподобного Лазаря Галисийского

глас 8

Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Лазаря Галисийского

глас 4

Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского

глас 1

Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша.

Теги:
Великомученица Марина
преподобный Леонид Устьнедумский
преподобный Иринарх Соловецкий

Все публикации