Церковный календарь

3 декабря. Память преподобного Григория Декаполита

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 декабря. Память преподобного Григория Декаполита

24-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 20 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преподобного Григория Декаполита (ок. 842). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (446–447).

Преподобного Диодора Юрьегорского (1633). Мученика Дасия (284–305). Мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Священномучеников Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мучеников Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).

Священномучеников Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского пресвитеров, прмчч. Арсения Дмитриева, Евтихия Качура и Илариона Писарца, преподобномученицы Иоанникии Кожевниковой игумении (1937); преподобномученицы Татианы Фомичевой (после 1937).

Преподобный Григорий Декаполит

Святой Григорий Декаполит явил собой пример отшельника, который в трудное для Церкви время оставляет пустынножительство и приходит в мир ради ее защиты. В юности глубоко изучив Евангелие, Григорий ушел в монастырь и, по благословению настоятеля, поселился в пещере, находившейся в скальной расселине. Там, как некогда и святой Антоний, он испытывал нападения демонов. Однажды в ночном видении Ангел Господень вручил святому пламенный меч для поражения силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрований. Преподобный удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы. Когда распространилась ересь иконоборчества, он оставил пустынножительство и отправился в Константинополь. Святой очистил многие города от иконоборческой скверны, убеждая верующих даже пролить кровь за святые иконы.

Святитель Прокл, архиепископа Константинопольский

Святитель Прокл — ученик святителя Иоанна Златоуста. От своего учителя Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. По смерти Патриарха Максимиана свт. Прокл был возведен во архиепископа Константинопольского и управлял Церковью в течение 12 лет. В 438 году его стараниями из Коман в Константинополь были перенесены мощи свт. Иоанна Златоуста. Окруженный любовью и почетом, свт. Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте в 447 году.

Преподобный Диодор Юрьегорский

Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) 15-летним юношей отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Жил с отшельниками на пустынных островах. Решив основать монастырь на Юрьевой горе, он отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича и деньги на строительство обители от матери царя, старицы-инокини Марфы. Скончался и был погребен в Каргополе в 1633 г., где находился по монастырским делам.

Священное Писание

1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28

9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, 10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 25 Братия! молитесь о нас.

26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

Лк., 82 зач., XVI, 15-18; XVII, 1-4

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

ГЛАВА 17.

1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

 Лк. 16, 15-18; 17, 1-4

«Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят»! стало быть, жить с плеча, нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы не соблазнить кого. Разум кичит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растет и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чует и еще больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь, на земле, почти не исполняется в чаянии исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния; тогда только почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думает о том, соблазнит ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Два греха, в очах Божиих очень великие, ни во что вменяются людьми: это - соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осужден. Но ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чем либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает нас и как беспечно ходим мы посреди смерти

Гигиена ума

Существуют два важных понятия православной аскетики: очищение ума и хранение ума, что можно назвать гигиеной ума. То, что мы видим, слышим, о чём читаем — может влиять на наш ум, на наши мысли. Например, если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, либо участвовать в шумном застолье, то впоследствии будет трудно настроиться на внимательную и сосредоточенную молитву. В данном случае можно провести аналогию с питанием: мы обычно тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств (у души 5 духовных «пищеводов», основной — зрительный, затем слуховой). Как плохой пищей, так и вредной информацией можно отравиться ментально и эмоционально. На богослужении же наше зрение освящает великолепие храма (мы видим перед собой иконы — зрим на лики святых), слух наш принимает духовное пение и чтение, обоняние — фимиам. Таким образом, мы концентрируемся на божественном и им наполняем свою душу. Поэтому перед Причастием, например, неуместны весёлое застолье, футбол или фривольная светская книга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

То, что происходит в нашей духовной жизни, имеет параллели и в обычной жизни. Не может достичь больших результатов спортсмен, если, встав на поприще подготовки себя, он остановится или же махнет рукой на необходимость закаливать свои мышцы и просто сойдет с дистанции. В этом случае он никогда не достигнет цели. То же самое происходит и тогда, когда человек перед собой ставит какие-то иные цели, – если уходишь в сторону с пути, то цель не может быть достигнута. Точно так же и в нашей духовной жизни. Взявшись за плуг, мы не должны, по Слову Божиему, оборачиваться вспять (ср. Лк. 9, 62).

Чем отличается христианский аскетизм от нехристианского?

Существует мнение, что все религии очень похожи, так как имеют некоторый общий набор аскетических практик. Однако это лишь внешнее сходство; два идущих рядом человека могут быть очень похожи, при том что пути их противоположны. Христианская аскетика основана на Боговоплощении и подтверждена опытом реальной святости, прочие же формы аскетизма основаны на человеческих теориях и по своей сути представляют собой различные формы духовной прелести.

Христианский аскетический идеал — духовно-нравственное совершенство человека (обожение), вхождение в жизнь Пресвятой Троицы.

Аскет-индуист ставит своей целью соединение с богами индуистского пантеона (под маской безличного абсолюта) и прекращение «цепи перерождений».

Цель буддистского аскета — погружение в нирвану, в состояние, в котором уничтожено всё, что касается физической и духовной природы человека; упразднение жизни. Будда скорбит от того, что люди живут, а Христос страждет от того, что умирают.

Смысл исламской аскезы состоит в исполнении необременительных внешних форм богопочитания, которые понимаются как средство приобретения заслуг перед Аллахом и демонстрация своей покорности.

Молитвословия

Тропарь преподобного Григория и святителя Прокла

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь преподобного Григория Декаполита

глас 3

Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Тропарь преподобного Диодора Юрьегорского

глас 2

Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобного Диодора Юрьегорского

От юности, преподобне,/ плотскую волю в постех и молитвах источил еси,/ крест свой взем, Христови последовал еси,/ темже и к Вышним течением радостно устремив себе,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ но и ныне стадо свое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.

Молитва преподобному Диодору Юрьегорскому

О преподобне и достоблаженне Диодоре, отче наш, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю духовный спастися хотящим, разре­шителю тлетворные страстей незлобивый, молитвенниче о биющих тя безвинно, Христоподобный, прозорливства пророческаго исполненный, предвозгласная о будущих благих цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, столпе терпения незыблемый, заповедей Творца своего благопослушливый совершителю, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благоуханное, жителю пустынный несумнительный, смиренно­мудрый небесный человеке и сожителю Горним чиноначалиям! Ты кротостию духа кротких землю наследовал еси, друг же и угодник в Троице славимому Богу нашему явился еси, Иже и прославити тя благоизволи вемы но, преподобне, како Бог изо­бильно от тебе чудесному дождю верным кропити повеле. К тебе убо припадающе, любезно молим тя, угодниче досточудный: не престай моляся Пресвятей и Живоначальной Троице, да низпослет стране нашей тишину и мир, на враги победу и одоление, церквам же согласие и всем людем смиренномудрие и изобилие благих. Угаси, блаженне, молитвами твоими парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная, и всем всегда милостивное даруй. Призри и на мя, недостойнаго: связан бо есмь люте пленницами прегрешений моих и в пучину страстнаго моря влеком, увы мне! неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к тебе со слезами, глаголя: предстани ми на пути напасти моея, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належищия скорби и от всякаго зла, да не сведен буду по делом моим в снедь лютому миродержцу врагу. Разреши мя от болезненных соуз и спасение даруй ми, яко да спасаем молитвами твоими, воспою и прославлю от всея видимыя и невидимая твари в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

глас 4

Иже Божественным началом премудрости,/ страхом Господним утверждся,/ оттуду священными восхождении возшел еси/ во ученичество Златоуста,/ и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/ апостольским правилом себе вообразив,/ не себе живый, но Христу и стаду твоему./ Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/ иерарше Прокле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

глас 4

Достойно днесь торжествует/ всех градов честнейший воистинну в честном преставлении твоем,// отче отцев, Прокле мудре.

Тропарь предпразднства Введения во храм Богородицы

глас 4

Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Кондак предпразднства Введения во храм Богородицы

глас 4

Веселия днесь/ вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице/ Богородицы, зовущи:// Та есть сень Небесная.

Теги:
Преподобный Григорий Декаполит
святитель Прокл Константинопольский
преподобный Диодор Юрьегорский
православный календарь

Все публикации