3 декабря. Память преподобного Григория Декаполита

4059
Фото

Неделя 26-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преподобного Григория Декаполита (ок. 842). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (446—447).

Преподобного Диодора Юрьегорского (1633). Мученика Дасия (284—305). Мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Священномучеников Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мучеников Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).

Священномучеников Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского пресвитеров, прмчч. Арсения Дмитриева, Евтихия Качура и Илариона Писарца, преподобномученицы Иоанникии Кожевниковой игумении (1937); преподобномученицы Татианы Фомичевой (после 1937).

Преподобный Григорий Декаполит

Святой Григорий Декаполит явил собой пример отшельника, который в трудное для Церкви время оставляет пустынножительство и приходит в мир ради ее защиты. В юности глубоко изучив Евангелие, Григорий ушел в монастырь и, по благословению настоятеля, поселился в пещере, находившейся в скальной расселине. Там, как некогда и святой Антоний, он испытывал нападения демонов. Однажды в ночном видении Ангел Господень вручил святому пламенный меч для поражения силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрований. Преподобный удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы. Когда распространилась ересь иконоборчества, он оставил пустынножительство и отправился в Константинополь. Святой очистил многие города от иконоборческой скверны, убеждая верующих даже пролить кровь за святые иконы.

Святитель Прокл, архиепископа Константинопольский

Святитель Прокл — ученик святителя Иоанна Златоуста. От своего учителя Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. По смерти Патриарха Максимиана свт. Прокл был возведен во архиепископа Константинопольского и управлял Церковью в течение 12 лет. В 438 году его стараниями из Коман в Константинополь были перенесены мощи свт. Иоанна Златоуста. Окруженный любовью и почетом, свт. Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте в 447 году.

Преподобный Диодор Юрьегорский

Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) 15-летним юношей отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Жил с отшельниками на пустынных островах. Решив основать монастырь на Юрьевой горе, он отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича и деньги на строительство обители от матери царя, старицы-инокини Марфы. Скончался и был погребен в Каргополе в 1633 г., где находился по монастырским делам.

Священное Писание

Можно ли предугадать свою судьбу? Некоторым народам казалось, что можно. В ряде культур материальное благополучие, например, служило доказательством богоизбранности. Во всяком случае, такое мнение бытовало в Израиле времён Христа. Именно в таком смысловом контексте следует понимать отрывок из двенадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 12.

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В полной мере понять содержание евангельских притчей невозможно без знания исторического и культурного контекста. Взять хотя бы прозвучавшую историю про безумного богача. Для современников Спасителя она имела самый настоящий скандальный оттенок, так как разрушала устоявшийся религиозный стереотип. Заключался он в следующем. Богатство есть признак богоугодности.

Подобный вывод делался древними иудеями на основании повествования о ветхозаветных праведниках — Аврааме, Иакове, Иове и иных. Все они, как повествует Писание, свято блюли заповеди Божии. И за это приобретали от Господа благополучие как духовное, так и материальное. Но Христос и не собирался спорить с ветхозаветным восприятием праведности. Он всего лишь призывал Своих слушателей не останавливаться в своих рассуждениях на материальных ценностях как таковых. А посмотреть, как распоряжались ими святые древнего Израиля.

Для Авраама и иных праведников их богатство не представляло чего-то самоценного. И уж точно не служило объектом для поклонения. Материальное благополучие стало для них инструментом для служения ближним. Иными словами — средством для продолжения исполнения заповедей о любви к Богу и людям. К сожалению, данный аспект многими современниками Христа оказался просто забыт. На первое место вышло богатство как симптом богоизбранности.

И именно такое неверное понимание становится объектом критики Христа. При этом Спаситель не осуждает богатство как таковое. На месте материальных ценностей может оказаться что угодно, что превращается из-за неверного отношения человека в идола. А значит вытесняет память о Боге. Грех неразумного богача проявил себя, конечно же, в эгоизме. Иными словами, в служении себе, самопоклонении. Герой притчи забыл — благодаря Кому на его полях выросла та самая пшеница.

Богач посчитал, что он теперь может быть богом в обустроенном им самим на земле суррогате царства небесного. Что амбары, набитые зерном, гарантируют ему долгое и радостное существование. Но не тут-то было. В ту же ночь богач умер, не успев порадоваться накопленному имуществу. Завершает Спаситель свою речь таким выводом — «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Эти слова применимы опять же не только к деньгам или материальному имуществу, но в принципе к любому явлению или объекту, имеющему для нас характер греховного сокровища, занимающего в жизни место Бога.

Такое сокровище окажется камнем на шее, который утянет нас в глубину одиночества и мучения. А если дарованные Богом блага мы будем использовать как средство служения людям, то тогда сокровище, наоборот, станет трамплином, благодаря которому состоится наше воспарение в небесные обители Отца Небесного. Потому будем проявлять мудрость, верно расставляя приоритеты в нашей жизни. Чтобы не ошибиться и не променять вечную радость святости на скоротечное наслаждение эгоизма.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Гигиена ума

Существуют два важных понятия православной аскетики: очищение ума и хранение ума, что можно назвать гигиеной ума. То, что мы видим, слышим, о чём читаем — может влиять на наш ум, на наши мысли. Например, если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, либо участвовать в шумном застолье, то впоследствии будет трудно настроиться на внимательную и сосредоточенную молитву. В данном случае можно провести аналогию с питанием: мы обычно тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств (у души 5 духовных «пищеводов», основной — зрительный, затем слуховой). Как плохой пищей, так и вредной информацией можно отравиться ментально и эмоционально. На богослужении же наше зрение освящает великолепие храма (мы видим перед собой иконы — зрим на лики святых), слух наш принимает духовное пение и чтение, обоняние — фимиам. Таким образом, мы концентрируемся на божественном и им наполняем свою душу. Поэтому перед Причастием, например, неуместны весёлое застолье, футбол или фривольная светская книга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

То, что происходит в нашей духовной жизни, имеет параллели и в обычной жизни. Не может достичь больших результатов спортсмен, если, встав на поприще подготовки себя, он остановится или же махнет рукой на необходимость закаливать свои мышцы и просто сойдет с дистанции. В этом случае он никогда не достигнет цели. То же самое происходит и тогда, когда человек перед собой ставит какие-то иные цели, — если уходишь в сторону с пути, то цель не может быть достигнута. Точно так же и в нашей духовной жизни. Взявшись за плуг, мы не должны, по Слову Божиему, оборачиваться вспять (ср. Лк. 9, 62).

Чем отличается христианский аскетизм от нехристианского?

Существует мнение, что все религии очень похожи, так как имеют некоторый общий набор аскетических практик. Однако это лишь внешнее сходство; два идущих рядом человека могут быть очень похожи, при том что пути их противоположны. Христианская аскетика основана на Боговоплощении и подтверждена опытом реальной святости, прочие же формы аскетизма основаны на человеческих теориях и по своей сути представляют собой различные формы духовной прелести.

Христианский аскетический идеал — духовно-нравственное совершенство человека (обожение), вхождение в жизнь Пресвятой Троицы.

Аскет-индуист ставит своей целью соединение с богами индуистского пантеона (под маской безличного абсолюта) и прекращение «цепи перерождений».

Цель буддистского аскета — погружение в нирвану, в состояние, в котором уничтожено всё, что касается физической и духовной природы человека; упразднение жизни. Будда скорбит от того, что люди живут, а Христос страждет от того, что умирают.

Смысл исламской аскезы состоит в исполнении необременительных внешних форм богопочитания, которые понимаются как средство приобретения заслуг перед Аллахом и демонстрация своей покорности.

Молитвословия

Тропарь преподобного Григория и святителя Прокла

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь преподобного Григория Декаполита

глас 3

Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Тропарь преподобного Диодора Юрьегорского

глас 2

Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобного Диодора Юрьегорского

От юности, преподобне,/ плотскую волю в постех и молитвах источил еси,/ крест свой взем, Христови последовал еси,/ темже и к Вышним течением радостно устремив себе,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ но и ныне стадо свое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.

Молитва преподобному Диодору Юрьегорскому

О преподобне и достоблаженне Диодоре, отче наш, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю духовный спастися хотящим, разре­шителю тлетворные страстей незлобивый, молитвенниче о биющих тя безвинно, Христоподобный, прозорливства пророческаго исполненный, предвозгласная о будущих благих цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, столпе терпения незыблемый, заповедей Творца своего благопослушливый совершителю, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благоуханное, жителю пустынный несумнительный, смиренно­мудрый небесный человеке и сожителю Горним чиноначалиям! Ты кротостию духа кротких землю наследовал еси, друг же и угодник в Троице славимому Богу нашему явился еси, Иже и прославити тя благоизволи вемы но, преподобне, како Бог изо­бильно от тебе чудесному дождю верным кропити повеле. К тебе убо припадающе, любезно молим тя, угодниче досточудный: не престай моляся Пресвятей и Живоначальной Троице, да низпослет стране нашей тишину и мир, на враги победу и одоление, церквам же согласие и всем людем смиренномудрие и изобилие благих. Угаси, блаженне, молитвами твоими парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная, и всем всегда милостивное даруй. Призри и на мя, недостойнаго: связан бо есмь люте пленницами прегрешений моих и в пучину страстнаго моря влеком, увы мне! неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к тебе со слезами, глаголя: предстани ми на пути напасти моея, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належищия скорби и от всякаго зла, да не сведен буду по делом моим в снедь лютому миродержцу врагу. Разреши мя от болезненных соуз и спасение даруй ми, яко да спасаем молитвами твоими, воспою и прославлю от всея видимыя и невидимая твари в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

глас 4

Иже Божественным началом премудрости,/ страхом Господним утверждся,/ оттуду священными восхождении возшел еси/ во ученичество Златоуста,/ и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/ апостольским правилом себе вообразив,/ не себе живый, но Христу и стаду твоему./ Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/ иерарше Прокле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Прокла, архиепископа Константинопольского

глас 4

Достойно днесь торжествует/ всех градов честнейший воистинну в честном преставлении твоем,// отче отцев, Прокле мудре.

Тропарь предпразднства Введения во храм Богородицы

глас 4

Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Кондак предпразднства Введения во храм Богородицы

глас 4

Веселия днесь/ вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице/ Богородицы, зовущи:// Та есть сень Небесная.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (446-447 г.)
Жития святых 3 декабря 2016
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (446-447 г.)

Ученик святителя Иоанна Златоуста (✝ 407 г.; память 13/26 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю.