Знания и горение: в Церкви указали на два уровня проблем с поступающими в духовные учебные заведения

1635
Фото

Невысокий уровень знаний и подчас не до конца осознанное решение являются двумя главными уровнями проблем молодежи, поступающей сегодня в духовные учебные заведения, об этом сказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

Комментируя итоги абитуриентской кампании в духовные учебные заведения в 2021 году, отец Максим отметил, что одна из проблем с поступающими — «заметное падение уровня знаний выпускников средней школы».

«В частности, общегуманитарных знаний, весьма важных для будущих пастырей. Отечественная и, тем более, всемирная история, отечественная словесность, русский язык, не говоря уже об иностранных, часто освоены на том уровне, который никак нельзя признать удовлетворительным», — констатировал священнослужитель.

Глава Учебного комитета выразил мнение, что, наверное, «это системный результат ситуации в современном среднем образовании в целом, как в России, так и в сопредельных государствах».

При этом, как продолжил отец Максим, в значительной мере в духовные учебные заведения сегодня поступают «не самые выдающиеся ученики средних школ».

«То есть, из не самых высоких по уровню знаний сегодняшних выпускников средней школы мы получаем не лучшую их часть», — добавил священник.

Для решения этой проблемы в большинстве духовных школ был открыт подготовительный курс, который призван подтянуть уровень абитуриентов. «Но не могу сказать, что это удается сделать в полном объеме», — подчеркнул отец Максим.

Другой уровень проблем с поступающими, как отметил протоиерей Максим Козлов, это «мера их церковности и сознательности при принятии решения о поступлении в духовную школу».

«Здесь, конечно, в значительной мере нынешние абитуриенты уступают молодым людям, поступавшим в духовные учебные заведения в советское время, когда это был шаг очень сознательный и принимавшийся с учетом всех возможных жизненных последствий для молодого человека, … уступают они и абитуриентам 1990-х годов, когда процент и выпускников высших светских школ (университетов и институтов), и просто взрослых людей, получивших возможность после падения внешних барьеров к духовному образованию, был значительно выше», — пояснил священнослужитель.

Отец Максим добавил, что у абитуриентов прошлых лет «и мотивация, и горение духа часто были куда как большими, чем у значительной части нынешних абитуриентов».

Резюмируя, председатель Учебного комитета подчеркнул, что вышеуказанные проблемы ставят «непростую задачу перед воспитательными службами наших семинарий и академий: как из часто теплохладных юношей воспитать достойных будущих пастырей и церковных тружеников».

Новости по теме

Преподаватель Казанской духовной семинарии выступила с лекцией в исламской семинарии в Иране Преподаватель Казанской духовной семинарии выступила с лекцией в исламской семинарии в Иране

6 декабря в Женской исламской семинарией «Аль-Захра» (г. Кум, Иран) состоялась просветительская онлайн-встреча, организованная совместно с Департаментом международных связей и сотрудничества.

Просветительско-переводческая деятельность Казанской духовной академии в XIX — начале XX веков
Публикации 8 декабря 2025
Просветительско-переводческая деятельность Казанской духовной академии в XIX — начале XX веков

В статье иерея Анатолия Кукушкина (Калужская епархия) рассматриваются конкретный вклад Казанской духовной академии в дело подготовки миссионеров, ее издательская деятельность и работа над переводами Священного Писания.

Представители Казанской духовной семинарии приняли участие в VI Юстиниановских чтениях в МДА Представители Казанской духовной семинарии приняли участие в VI Юстиниановских чтениях в МДА

27 ноября Московской духовной академии прошла Всероссийская научно-практическая конференция «VI Юстиниановские чтения».

Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2024–2025 учебном году
Публикации 21 ноября 2025
Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2024–2025 учебном году

Позвольте представить вашему вниманию краткую речь, посвященную основным этапам развития нашей духовной школы в прошедшем 2024–2025 учебном году.