
21 июля 2025 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), в ходе Первосвятительского визита в Татарстанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Богородицком монастыре г. Казани.
У входа в собор Святейшего Патриарха встречали Раис Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; председатель Либерально-демократической партии России, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Л.Э. Слуцкий; учащиеся воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского г. Казани.
По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам святителя Варсонофия, епископа Тверского, чудотворца Казанского, и чтимому списку Казанской иконы Божией Матери.
За Литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил; секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко); наместник Казанской Богородицкой обители игумен Марк (Виленский), благочинный приходов Русской Православной Церкви Заграницей в Новой Зеландии протоиерей Владимир Бойков; ректор Казанской духовной семинарии иерей Никита Кузнецов; настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев); настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Аркадий (Логинов); настоятель Богоявленского собора г. Казани протоиерей Алексий Державин, благочинный III благочиннического округа г. Казани, настоятель Успенского храма посёлка Дербышки г. Казани протоиерей Алексий Краевский; настоятель Иоанно-Предтеченского мужского монастыря города Казани игумен Алексий (Яцейко); секретарь Набережночелнинской епархии, настоятель храма святых Космы и Дамиана г. Набережные Челны протоиерей Андрей Лосык; духовенство Татарстанской митрополии и г. Москвы.
Богослужебные песнопения исполнили архиерейский смешанный хор Казанской епархии под управлением Марины Литвиненко и архиерейский мужской хор Казанской епархии под управлением Дениса Рогова.
Патриаршее богослужение посетили: председатель ЛДПР, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас», ТРК «Новый Век», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный перед Казанским собором.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес настоятель Никольского собора города Казани протоиерей Иоанн Барсуков.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику.
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл от лица архиереев, духовенства и верующих Татарстанской митрополии приветствовал Святейшего Владыку и преподнес в дар Его Святейшеству старинный Казанский образ Божией Матери, украшенный сестрами Казанского Богородицкого женского монастыря.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Глубокоуважаемый лидер народа сего, уважаемый всеми господин президент!
Я замедлил так свою речь, потому что в мыслях у меня прошло все то, что я знаю о Вас как о человеке, который соединил в себе любовь к своему народу, к мусульманам, и несомненную любовь к русскому народу. Поэтому Вас так уважают в Татарстане. Вы действительно уважаемы и мусульманами, и православными; да и те, кто, как я часто говорю, по неведению или по окамененному нечувствию до сих пор в Бога не поверили, всё равно уважают Ваши труды и признают Вас выдающимся государственным деятелем. Хотел бы поблагодарить Вас за взаимодействие и сотрудничество между мусульманами и православными людьми, которое здесь налажено.
Переполненные православные храмы, их роскошная архитектура, состояние, в котором они находятся, свидетельствуют о том, что Православие здесь имеет мощную поддержку со стороны государственной власти, а также со стороны наших мусульманских братьев и сестер. Вот драгоценный опыт этого места, где мы сейчас находимся. Опыт взаимодействия, сотрудничества, причем не какого-то конъюнктурного, зависящего от политической повестки, но исходящего из наших традиций, нашей веры — как православной, так и мусульманской, — и, конечно, из доброго примера наших предков.
Хотел бы всех вас, мои дорогие, во главе с владыкой, еще и еще раз сердечно поздравить с этим прекрасным праздником. Действительно, прославление Казанской иконы Божией Матери стало совершенно особым событием для православного народа Руси. Это один из самых почитаемых праздников в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и как прекрасно, что здесь, в Казани, где был обретен этот образ, в этом величественном храме, мы сегодня можем прославлять Ее преблагословенное имя! Что под Ее Покровом мирно живут коренные жители этих мест — и православные, и мусульмане. Что существует замечательный мир, который и должен быть между людьми, которые признают присутствие Бога в их жизни, в их мировоззрении.
Всякое другое отношение, особенно связанное с конфликтами, проистекает от человеческого греха, от политической конъюнктуры, но оно не может проистекать от единого Бога, в Которого верят и православные христиане, и мусульмане. Вот поэтому очень важен пример Татарстана. Пример не только для нашей страны — у нас, слава Богу, вообще никогда не было межрелигиозных войн, — но в каком-то смысле пример для тех стран мира, где до сих пор существует такое страшное понятие, как межрелигиозная война, когда одни верующие люди убивают и унижают других верующих людей. Именно пример Татарстана, еще раз хочу сказать, так важен не только для России, где доброе взаимодействие между православными и мусульманами стало частью нашей культуры, вошло в плоть и кровь, но и для тех стран, где до сих пор существуют конфликты, иногда опасные для человеческих жизней.
Находясь в этом храме, я не мог сегодня не вспомнить своего собрата и друга владыку Феофана, который был моим заместителем, когда я возглавлял Отдел внешних церковных связей. С ним мы особенно сдружились в самое страшное время нашей новейшей истории, когда в Москве разделилась власть : одна была в Кремле, другая — в Белом доме. Ни одна организация не могла взять на себя роль посредника в этом конфликте, потому что так или иначе поддерживала либо Президента, либо Парламент, а потому ни одна из сторон не хотела никого иметь в качестве посредника — того, кто мог бы навести мосты между противоборствующими сторонами. И тогда я выступил с инициативой, что Русская Православная Церковь, сознавая все риски, которые проистекают из возможного посредничества, поможет наладить диалог. И моим ближайшим помощником, человеком, с которым мы вместе рисковали в то время, был владыка Феофан. Он еще не был архиереем, он был архимандрит, но очень активно участвовал во всех моих встречах и с одной, и с другой стороной противоборства. Именно в те тяжелые годы я увидел в нем человека очень надежного, сильного, мужественного, который не побоялся пойти вместе со своим митрополитом в Белый дом, окруженный колючей проволокой, танками и полицией.
Чтобы вы поняли, что это не какие-то пафосные слова, а описание реальности, расскажу только об одном эпизоде. Когда я приблизился, со стороны моста, к Белому дому, меня встретил милиционер. Спрашивает: «Батюшка, Вы куда?» Говорю: «Да мне в Белый дом надо пройти». — «Ой, батюшка, не ходите туда!» — «А почему?» — «А посмотрите, на каждой крыше снайпер, и любому из них, может быть, выгодно Вас убить, а потом свалить на другого». А со мной был тогда будущий владыка Феофан. Я ему говорю: «Ну что, брат, пойдем?» Он отвечает: «Пойдем!» И мы пошли. И я никогда не забуду, как мы поднимались по пандусу, ведущему в Белый дом, — это был яркий солнечный день, — и на этой брусчатке гулко отдавался каждый наш шаг. Ведь и он, и я сознавали: в любой момент наша жизнь может оборваться. И когда зашли в тень от крыла Белого дома, то есть стали недоступными для снайперов, то, конечно, перекрестились.
Я позволил себе рассказать об этих деталях, быть может, не совсем подходящих для повествования в храме. Но это была очень трагическая часть нашей истории, когда всё могло оборваться, и роль Церкви, выступившей как посредник, оказалась решающей. А поскольку по благословению Патриарха именно мне пришлось заниматься этим посредничеством, то еще раз хочу сказать: моим ближайшим помощником был смелый отец Феофан (Ашурков), который потом стал архиереем. Вот поэтому, приехав сюда, я сразу вспомнил его, вспомнил те грозные годы, вспомнил наше замечательное взаимодействие.
А еще хотелось бы, помимо личных воспоминаний, сказать что-то имеющее, на мой взгляд, важное значение для всей нашей страны. В разных уголках мира по-разному складываются отношения между христианами и мусульманами. Чаще всего напряженность обусловлена колониальной системой, которую насаждали европейские страны, а для них народы, подвергавшиеся колонизации, в том числе мусульмане, относились к третьему — четвертому — пятому сорту. Россия, где никогда не было межрелигиозных войн, где очень внимательно относились к тому, чтобы обеспечивать права и свободы как православных, так и мусульман, была, несомненно, исключением. Может быть, и поэтому нас выбрали в качестве посредников, чтобы попытаться умиротворить противоборствующие политические силы в стране.
Позволил себе вспомнить эти события, потому что там участвовал любимый вами владыка Феофан, который был тогда моим помощником, Смелый человек, который ничего не боялся. Иногда предлагал нечто такое, что могло смутить даже смелых людей, — уж очень высоки были риски, но по милости Божией все обошлось. Поэтому, посещая Татарстан, вспоминаю всякий раз владыку, вспоминаю, с какой любовью, с каким вниманием он относился к этому народу, к мусульманам. Причем проистекало это отношение, опять-таки, не от какой-то политической конъюнктуры, а от искреннего осознания того, что это близкие нам люди. Во-первых, по вере в Единого Бога, а главное, по очень многим признакам, которые отличают человека верующего от неверующего.
Вспоминая все это, хотел бы еще и еще раз выразить благодарность Вам, господин президент, всем властям Татарстана, духовенству, как православному, так и мусульманскому, за все то, что сейчас происходит на этой земле, за межрелигиозный мир, который служит примером для многих стран и народов. Я как православный Патриарх благодарю за доброе отношение к православной общине, которая здесь чувствует себя мирно, спокойно, вне всяких рисков, потому что никаких источников опасности, к счастью, не существует и существовать не может, когда обе общины верят в Единого Бога, когда обе общины заботятся о благополучии народа своего и всей России.
Еще раз сердечно благодарю Вас, господин президент, за Ваше участие. Благодарю всех, кто сегодня здесь присутствовал, и особенно Вас, владыка митрополит, как святителя этой земли. Хотел бы пожелать всем помощи Божией, крепости сил, мира душевного и мира между людьми, которые по-разному прославляют Бога, но, тем не менее, являются братьями, и Татарстан свидетельствует о том, что это так. Дай Бог, чтобы это свидетельство простиралось и в далекое-далекое будущее.
В память о сегодняшнем богослужении хотел бы преподнести сему святому храму Жировицкую икону Божией Матери. Пусть Ее Покров хранит и православных, и мусульман, которые почитают Деву Марию, и укрепляет мир и благополучие в этом замечательном месте — в месте соединения культур и религий, в месте межрелигиозного и межнационального мира. Да хранит вас всех Господь!
В дар Казанскому собору Святейший Владыка передал Жировицкую икону Божией Матери, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу — памятные крест и панагию.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды.
Во внимание к вкладу в развитие церковно-государственных отношений и помощи Татарстанской митрополии Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов был удостоен ордена «Славы и чести» I степени.
Принимая высокий орден Русской Православной Церкви, Р.Н. Минниханов сказал:
«Ваше Святейшество! Мои православные братья и сестры!
Хотел бы поблагодарить за эту награду Вас, Ваше Святейшество. Эта награда не конкретно мне — это награда нашей республике. Благодаря Вашей позиции мир и согласие — не только в нашей России. Мы вспоминаем Ваше участие в заседании Стратегической группы «Россия — Исламский мир», в котором участвовали представители тридцати или сорока иностранных государств исламского мира. И Ваши слова, что мир могут спасти Православие и ислам, звучат сегодня как лозунг; и это на самом деле так. На примере нашей страны, на примере нашей республики мы видим, как в мире и согласии живут все национальности, и здесь, Ваше Святейшество, огромная Ваша роль. Мы это видим, мы это чувствуем, а к Татарстану у Вас особое отношение, и мы это высоко ценим.
Хотел бы, пользуясь моментом, поздравить всех наших православных братьев и сестер с сегодняшним большим праздником. Поблагодарить Вас, уважаемый Святейший, что такой праздник мы сегодня празднуем вместе с Вами. Большое спасибо! Бик зур р?хм?т!»
Во внимание к помощи в восстановлении Казанского Богородицкого мужского монастыря председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции Либерально-демократической партии России в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий удостоен ордена благоверного князя Александра Невского I степени.
Во внимание к вкладу в развитие церковно-государственных отношений помощник Раиса Республики Татарстан К.Ш. Исхаков был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения клирик Казанского Богородицкого мужского монастыря протодиакон Симеон Белецкий удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи со знаменательной датой со дня рождения Л.А. Павлова удостоена ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени.
Всем участникам богослужения были вручены иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл и архиереи, участвовавшие в богослужении, возложили цветы на могилу приснопамятного митрополита Феофана (Ашуркова; 21 мая 1947 г. — 20 ноября 2020 г.), которая находится за алтарем Казанского собора.
Затем Святейший Владыка ознакомился с ходом работ по восстановлению расположенного на территории Казанского Богородицкого монастыря храма в честь образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Тульским» (храм Николы Тульского). При осмотре возрождаемой церкви пояснения Его Святейшеству давали Глава Республики Тататрстан Р.Н. Минниханов, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и председатель Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия И.Н. Гущин.
***
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого мужского монастыря города Казани был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова казанским архитектором Ф.Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.
В 1942 году на территории монастыря разместили табачную фабрику. К 2005 году предприятие полностью освободило занимаемые им помещения монашеских корпусов, была проведена реставрация Крестовоздвиженского храма обители, где стали совершаться регулярные богослужения.
4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.
Большое внимание и содействие строительству оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.
Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.
21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного Казанского собора.
В настоящее время при поддержке руководства Республики Татарстан и лично Раиса Татарстана Рустама Минниханова восстанавливаются исторические здания Казанского Богородицкого монастыря.
***
Храм в честь образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Тульским», (храм Николы Тульского) первым принял Казанскую икону Божией Матери после её обретения 8 июля 1579 года. Церковь вероятно построена купцами из Тулы, которых было немало среди первых русских поселенцев в Казани.
Предполагается, что храм Николы Тульского был одним из первых храмов, построенных в Казани после 1552 года, когда город вошел в Русское царство. Именно к приходу Николо-Тульской церкви относился двор стрельца Данилы Онучина, на пепелище которого его дочерью Матроной был обретен чудотворный Казанский образ. В церковь Николы Тульского была принесена чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, найденная отроковицей Матроной и переданная священнику Ермолаю. Впоследствии он стал Казанским митрополитом, а в 1606 году — Патриархом всея Руси. Святитель Ермоген был уморен голодом польскими интервентами в подземелье Московского Чудова монастыря 17 января 1612 года. В 1913 году в год 300-летия Царствования Дома Романовых Патриарх Гермоген был причислен к лику святых как священномученик.
В 1686 году на месте старой Никольской церкви возвели новую. В 1742 году деревянный храм сгорел. Новый храм, возведённый на месте старого, в 1803 году был включен в состав Казанско-Богородицкого монастыря и обращён в монастырский; затем его снесли. На его месте в 1810-1816 гг. по проекту архитектора Якова Шелковникова был построен теплый Никольский храм. В отапливаемой церкви зимой хранилась главная святыня Богородицкого монастыря — чудотворная Казанская икона Божией Матери.
В советское время храмовое здание перестроили. В нём размещались цеха бывшей табачной фабрики. От церкви Николы Тульского остались лишь четыре несущие стены в ветхом состоянии.
В 2024 году по указу Раиса Республики Татарстан началось восстановление храма Николы Тульского (площадь — 3,4 тыс. кв.м), исторических зданий настоятельского корпуса (3 тыс. кв.м) и корпуса для монашествующих (2,1 тыс. кв.м). В 2025 году всем трем зданиям присвоили статус объектов культурного наследия регионального значения.