
Неделя 32-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобных Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).
Преподобномученика Пансофия (249—251). Преподобных Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Святителя Герасима, патриарха Александрийского (1714).
Священномученика Михаила Самсонова пресвитера (1942).
Память епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского). Возглавлял Казанскую епархию с 19 августа 1975 по 30 ноября 1988 гг. Скончался на покое в Воткинске 28 января 1993 г., погребен слева от алтаря воткинского Преображенского храма (Удмуртия).
Преподобный Павел Фивейский
Павел Фивейский был родом из Египта. Осиротев, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за наследства. Во время преследования императором Децием христиан Павел, узнав о замысле предать его в руки гонителей, удалился в пустыню. Поселился в пещере и прожил в ней 91 год в неустанных молитвах. Прикрывался пальмовыми листьями, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Незадолго до его кончины Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Преставился Павел в 341 году, во время молитвы, стоя на коленях. Ему было 113 лет. Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Два льва пришли из пустыни и когтями вырыли могилу. Антоний похоронил старца и с его одеждой из пальмовых листьев вернулся обратно. Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год — на Пасху и Троицу. Павел Фивейский считается первым христианским отцом-отшельником.
Преподобный Иоанн Кущник
Преподобный Иоанн родился в V веке в семье знатных и благочестивых христиан, живших в Константинополе. В юношеском возрасте святой Иоанн, получив от родителей в подарок Евангелие, тайно удалился в Вифанскую обитель «Неусыпающих». После шести лет монашеских подвигов святой возжелал вновь увидеть родителей и попросил игумена благословить его вернуться домой. Получив благословение, преподобный Иоанн возвратился в Константинополь и в одежде нищего, никем не узнанный, поселился в шалаше у ворот родительского дома. Через три года, которые святой Иоанн прожил, терпя холод и зной и кротко перенося поношения и насмешки, он получил откровение о приближении смертного часа. Тогда любящий сын открылся родителям, показав подаренное ими Евангелие, и завещал похоронить себя на месте своего подвига.
Святитель Герасим, патриарх Александрийский
Начальное образование будущий святитель Герасим получил от своего отца-протопресвитера на Крите, а затем побывал на Корфу и в Венеции, где выучил древнегреческий, латинский и еврейский языки. Из-за захвата турками Крита Герасим не смог вернуться на родину и некоторое время преподавал на Пелопоннесе и в Эпире. Затем его рукоположили во епископа Кастории, потом доверили управление Адрианопольской кафедрой. В 1688 году Герасим был избран Патриархом Александрийским. Занимая эту должность, он заботился о распространении Слова Божия и защищал православную веру от латинян. Обладая обширными знаниями, Герасим составил проповеди на годовые церковные праздники и написал различные философско-богословские сочинения. Остаток дней он провел в Ватопедском монастыре на Афоне, где почитается его честная глава.
Евангелие дня
Настоящая религиозность, какая она и с чего начинается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 11.
11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22Иисус, отвечая, говорит им:
23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
Смоковница — это дерево инжира или как его ещё называют, фиговое дерево. Это растение, которое, когда наступает период покоя, приостанавливает рост и сбрасывает листья. В конце зимы на ещё голых веточках образуются первые плодовые почки. Листья распускаются позже. Это происходит одновременно с созреванием первых плодов. Смоковница, которая имеет пышную крону, должна скрывать под ней зрелые, сочные ягоды.
Но то растение, о котором упоминается сегодня, было обманкой. Листья есть, плодов нет. Возможно, это дерево было слишком молодым. Оно ещё не созрело для того, чтобы произвести потомство. Обыкновенно плодоношение начинается на второй, третий год. Бывает, что некоторые смоковницы не плодоносят пока им не исполнится шесть лет. Возможно, это был слишком засушливый год и за деревом никто не ухаживал. А потому оно не получило достаточного количество влаги, чтобы иметь силы продолжать род. Одним словом, были естественные причины этого дефекта.
Посмотрите, что делает Христос. Он использует эту аномалию для того, чтобы преподать ученикам урок. Смоковница превращается в символ Израильского народа. Дерево инжира, покрытое пышной листвой, сигнализирует путнику о том, что здесь он может укрыться от солнца и утолить голод. Так и Израиль был покрыт пышной кроной религиозных обрядов, обычаев и законов. Всё это обещало каждому, кто становился участником ветхозаветной Церкви, что именно здесь он сможет найти то, что насытит его сердце, утолит его духовный голод и жажду.
Однако по факту, о настоящей духовной жизни никто особо не заботился. Всё, что человек получал, — это огромное количество формальных правил и предписаний, которые обременяли его душу и сушили сердце. Традиция подлинного богопочитания угасала. Яркой иллюстрацией этого духовного запустения становится происходящее в Иерусалимском храме. Здесь лишь изображали подлинную веру. Играли в религию. На самом же деле на первом месте у людей были деньги и корыстные амбиции. Проклиная дерево, Господь наглядно дает понять ученикам, к чему приводит такое лицедейство.
Подобно бесплодной смоковнице, мы склонны к тому, чтобы скрывать свои недостатки и аномалии пышной листвой. И так же, как у больного дерева, у каждого из нас найдётся десяток вполне естественных причин, по которым мы это делаем. Порой мы просто вынуждены принимать вид, что не так уж всё и плохо. Собственно, вся наша культура и существует ради того, чтобы скрыть эту нашу наготу. Однако для религиозной жизни это может закончиться трагедией. Нет ничего печальнее, чем подмена подлинных отношений с Богом, привычкой следовать культурной норме. Глубинную потребность в живительном источнике смысла фиговым листочком прикрыть не получится. Душа не успокаивается, если мы просто изображаем религиозность. Живительная связь с Творцом начинается именно с наготы. С того, что мы учимся видеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Без Бога и Его живительной благодати. Это побуждает человека жить по Евангелию. Это подталкивает его к исполнению воли Творца и заботе о людях. И пусть в нас всё ещё остаются недостатки. Если своё внимание мы направляем на это высокое служение, Господь Сам решает, что с ними делать. Избавить нас от них или использовать другим в назидание, как он использовал бесплодное дерево в назидание апостолам.
Священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.
О чтении молитвенного правила
Православные христиане ежедневно совершают утреннее и вечернее молитвенное правило. Время, затрачиваемое на совершение каждого из них, — около 20-30 минут. Правило желательно читать вслух, это позволяет лучше сосредоточиться на молитве. Тем, кто только приступает к этому деланию, начало правила желательно прочитывать полностью до молитвы «Отче наш», а дальше можно выбрать те молитвы, которые ближе душе. Здесь очень важно поддерживать живую потребность в общении с Богом. И поэтому чтение молитв на этом этапе не должно превращаться в просто механическое проговаривание молитвенных слов языком или же мыслью. Необходимо, чтобы непременно присутствовало внимание к словам молитвы, при том, что чувства, по возможности, должны быть приведены в покой.
Седмичный богослужебный круг
Каждый день седмицы имеет свою богослужебную тему:
1. В воскресенье Церковь прославляет Воскресение Христово.
2. В понедельник прославляются бесплотные силы — Ангелы.
3. Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель (как больший из всех пророков и праведных).
4. В среду воспоминается предательство Господа Иудою.
5. В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
6. В пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Спасителя.
7. В субботу — день покоя — прославляются Божья Матерь, все святые и усопшие христиане. Поэтому дни поминовения усопших — субботы.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье (по-церковнославянски — неделя). Это особенно важно учитывать в Великий пост.
Например, первая подготовительная неделя к Великому посту — О мытаре и фарисее, вторая — О блудном сыне. Названия происходят от читаемых на Литургии евангельских отрывков (зачал).
Богослужебная книга седмичного цикла — Октоих (Восьмигласник). Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов (мелодий), каждую седмицу меняется основной напев (глас).
Молитвословия
Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Иоанна Кущника
глас 2
Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Павла Фивейского
глас 3
Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.