
Неделя 6-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). Перенесение мощей священномученика Фоки (403—404).
Преподобного Корнилия Переяславского (1693).
Священномученика Михаила Накарякова пресвитера (1918); священномученика Алексия Ильинского пресвитера (1931).
Престольные праздники
Придел равноап. Марии Магдалины и сщмч. Симеона Персидского Троицкого храма с. Теньки Камско-Устьинского района (К)
Равноапостольная Мария Магдалина
Мария Магдалина, ставшая первой вестницей Воскресения Христа, прославлена как равноапостольная. Апостолы благовествовали миру, а она благовествовала самим апостолам. После Пятидесятницы, по преданию, Мария Магдалина дошла до Рима и беседовала там о Христе с императором Тиверием. Тот выслушал её рассказы о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении, распятии и Воскресении. Истинность рассказа о Воскресшем Христе подтвердило чудо: на глазах императора, сказавшего, что Воскресение так же невозможно, как то, что яйцо, подаренное ему святой, вдруг станет красным. И оно изменило цвет. В этом есть источник пасхального обычая дарить на Пасху красные яйца. Земное служение святая Мария Магдалина завершила в городе Ефесе (Малая Азия). Здесь она преставилась и была погребена.
Преподобный Корнилий Переяславский
Преподобный Корнилий подвизался в Переяславской обители святых Бориса и Глеба. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, но преподобный молча переносил обиды. Он беспрекословно выполнял все послушания, довольствовался тем, что оставалось после общей трапезы, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду созревали превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. 30 лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. От постоянных трудов, сочетавшихся со строгим постом и молитвой, тело подвижника было совершенно измождено. Перед кончиною в 1693 году он принял схиму. Его мощи были обретены нетленными.
Евангелие дня
Представьте себе такую ситуацию: в автобусе вам очень больно наступают на ногу. Естественно, вы возмущаетесь. Но тут происходит нечто невообразимое: другой человек — не тот, который наступил — обращается к виновнику — и говорит: «Ну ладно, я тебя прощаю — что ты наступил на ногу!» Как бы вы реагировали на такое?
Очень похожая ситуация — в сегодняшнем чтении из 9й главы Евангелия от Матфея — отрывок из которой и читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 9.
01Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
02И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
03При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
04Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
05ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
06Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
07И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
08Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Теперь, надеюсь, вам легче понять возмущение иудейских учителей: как мог Иисус произносить слова о прощении грехов — когда с их точки зрения это выглядело ровно так же, как и описанная ранее нами ситуация в автобусе! Ведь грехи может прощать только Невидимый, Всемогущий и Всеведущий Бог — и «точка входа» в это прощение — только через храмовые жертвы! Потому что любой грех — как и любое преступление — требует наказания — то есть смывается кровью. В этом смысле жертва символически отдаёт свою жизнь вместо преступника — но закон о наказании всё равно сохраняется, ибо он — непреложен!
Неудивительно, что та лёгкость, с которой Иисус заявил о прощении грехов расслабленного, буквально взъярила книжников — ревнителей дотошного исполнения закона.
Но что же получается — если вернуться к ситуации в автобусе? Как вообще можно говорить о том, что Бог прощает человеку грехи — которые, например, были направлены не против Бога, а против конкретного человека? Например, муж изменил своей жене. Как может Бог простить его — когда женщина его простить не может, да и не хочет? Неужели Бог может простить грех... вопреки отсутствию прощения со стороны обиженной?
Для ветхозаветного иудаизма такая ситуация была немыслимой: непрощение со стороны обиженного исключало возможность Божественного прощения. И вот мы подходим к самому главному.
Тот, кто внимательно читал Новый Завет, не мог не заметить одну яркую деталь: Христос не оставляет никакого шанса для Своих последователей... в плане непрощения. Если ты идёшь за Христом — никакая тяжесть совершенного против тебя или близких преступления не может быть сильнее твоей власти простить. Непрощение — это требование воздаяния, отмщения обидчику. Но Христос, Непорочный Агнец, который принёс Сам Себя в жертву на Кресте для спасения мира, за каждый наш грех, каждое преступление, каждый «промах» — с Креста как бы задаёт нам один и тот же вопрос: «Что ещё большего ты, человек, хочешь Мне сделать? Ещё раз распять? Ещё раз отхлестать плетьми? Чтобы твоя жажда мщения, наконец-то, была удовлетворена? Может, Моего распятия и позора достаточно будет для вашей кровожадности?...»
Мы, христиане, на груди носим крестик. И он — должен начинать печь, даже прожигать наше сердце всякий раз, когда оно начинает заходиться в жажде мести, непрощения, причинения зла любому обидчику. Потому что на Кресте Бог, ставший человеком, примирил нас не только с Собою — но и друг с другом.
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней.
Практический совет о чтении вечерних молитв
В последовании молитв на сон грядущим заключительные молитвы и отпуст1 обычно находятся не в конце, а за ними следует ещё несколько молитв. Это связано с тем, что обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. Оставшиеся молитвы, носящие более личный характер, произносятся непосредственно перед сном.
Для мирян есть два варианта чтения вечернего правила: после ужина (как в монастыре) или непосредственно перед сном.
Поэтому, если вечернее правило исполняется сразу перед сном, то молитвы от «Достойно есть...» до отпуста следует перенести в конец правила.
Если же используется монастырская практика, когда часть Правила совершается ранее, то первая часть завершается отпустом, как напечатано в молитвослове. А остальные молитвы читаются уже перед сном.
***
1. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Церковная иерархия
Являются ли священники посредниками? Являются, но посредниками от Бога! Это Бог установил такое служение и даёт благодать для его осуществления в специальном Таинстве. Сам Бог призвал на служение апостолов, определил круг их важнейших обязанностей: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19-20); Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23). Апостолы, водимые Богом, стали поставлять на служение епископов, пресвитеров и диаконов. Так появилось апостольское преемство — генеалогическое древо посвящений, в корне которого находятся апостолы.
Священник — посредник в трёх видах служения: священнодействия, учительства и управления. Личное же молитвенное общение с Богом и святыми происходит у нас напрямую.
Для чего Христу понадобились посредники?
иерархичность — фундаментальный принцип этого мира, иерархия Богоустановлена; даже бесы, искажая Божий замысел о мире, не могут избежать её у себя;
миссия священства (священнодействие, учительство и управление церковью). Очевидно, что для этого нужны отдельные люди;
человечество отпало от Бога в грехопадении, невозможно всем автоматически и насильно дать благодать священства;
должна быть преемственность передачи духовного опыта.
У священства есть три уровня:
Один только Первосвященник — Иисус Христос (Евр.4:14).
Затем, все христиане в совокупности представляют собой царственное священство (1Пет.2:9).
Далее, священнослужителями становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение.
Молитвословия
Тропарь равноапостольной Марии Магдалины
глас 1
Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.
Кондак равноапостольной Марии Магдалины
глас 3
Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше, глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь пострадати изволи.// Слава державе Твоей.
Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Корнилия Переяславского
глас 8
Новоявленнаго угодника Божия почтим,/ Корнилия преподобнаго,/ крест на рамо вземшаго,/ иго Христово усердно понесшаго,/ иже на невидимыя враги мужественно подвизався/ и козни их поправ, яко добр воин,/ Владыце Христу предста и молится о душах наших.
Кондак преподобного Корнилия Переяславского
глас 2
Вышняя получити желая,/ в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне,/ да наследиши Горняя, презрел еси дольняя,/ не токмо очи отвратив, не видети суеты,/ но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная,/ обаче немолчным сердцем воспел еси Богу./ Не умолчи убо и ныне, о нас моляся,/ Корнилие преподобне.
Тропарь священномученика Фоки
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Фоки
глас 6
Яко святитель принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живу,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляемый,/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.
Тропарь Собора Смоленских святых
глас 4
Соборе святых земли Смоленския,/ водами священнаго Днепра омовенныя,/ святителие, преподобнии, страстотерпцы и благовернии,/ апостольскую веру соблюдший,/ се ныне, Святей Троице с Богородицею и лики Безплотных предстояще,/ водами благочестия землю Русскую напаяете,/ дарующе православным помощь Небесную/ во утверждение веры/ и спасение душ наших.
Кондак Собора Смоленских святых
глас 3
Небесныя Царицы путеводительством,/ подвигоположницы земли Смоленския,/ земный путь в Православной вере прошедший/ и святых отец предания сохраншии,/ молите путь веры и нам соблюсти,/ смирению смирившагося до смерти крестныя Сына Божия подражающе,/ молитвами Богородицы,/ и спастися душам нашим.