13077
Фото

Седмица 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих. Преподобного Харитона Сянжемского (1509). Преподобного Иродиона Илоезерского (1541). Пророка Варуха (VI в. до Р. Х.). Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Благоверного князя Вячеслава Чешского (935).

Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы (1918). Мученицы Анны Лыкошиной (1925); преподобномученика Илариона Громова, преподобномученицы Михаилы Ивановой (1937); преподобномученицы Татианы Чекмазовой (1942).

Поминовение усопших в Покровскую родительскую субботу в земле Казанской установлено свт. Иовом, первым патриархом Московским и всея Руси, по представлению Казанского митрополита сщмч. Ермогена в 1592 г.[1]

Престольные праздники

Тюремный храм прпп. Кирилла и Марии Радонежских при ИЦ-1 г. Казани (К)

Храм прмц. вел. кн. Елисаветы с. Красный Бор Агрызского района (Н)

Больничный храм прмц. вел. кн. Елисаветы при ЦРБ пгт. Алексеевское (Ч)

Молитвенная комната прмц. вел. кн. Елисаветы при ЦРБ г. Елабуги (Н)

[1] В соответствии с патриаршим указом от 25 февраля 1592 г. поминовение усопших должно было совершаться в субботу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, но в последующие столетия сложилась традиция совершать его в субботу перед Покровом, кроме случаев совпадения этой субботы с днями памяти прп. Сергия Радонежского и свт. Германа Казанского (25 сентября) и ап. Иоанна Богослова (26 сентября) — в этих случаях поминовение усопших переносится на субботу после Покрова (2 или 3 октября соответственно).

Преподобный Харитон Исповедник

Преподобный Харитон Исповедник пострадал во время одного из гонений на христиан, устроенных римскими императорами в 305—324 годах. Святой был посажен в темницу за веру во Христа, перенёс мучения, но был освобождён и посвятил остаток жизни аскетическим подвигам. В исповедничестве его укрепил пример ученицы апостола Павла святой первомученицы Фёклы, которую он очень чтил. Однажды, направляясь в Иерусалим, он попал в руки разбойников. Они оставили преподобного связанным в пещере, собираясь позже его убить. Пока они отсутствовали, в пещеру заползла змея и стала пить вино из сосуда. По возвращении разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария

До переселения в Радонеж боярин Кирилл служил у ростовских князей. Об особой благочестивости Кирилла и его жены Марии свидетельствует то, что оба их сына ушли в монахи, стали настоятелями монастырей (младший, Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, — Троицкого, а брат его Стефан — Богоявленского в Москве, и к тому же Стефан стал духовником Московского князя Симеона Гордого), и оба просияли в святости. Кирилл и Мария оказывали немалую помощь бедным и отличались страннолюбием. На исходе дней они, по обоюдному согласию, приняли постриг в Хотьковском Покровском монастыре, имевшем тогда мужскую и женскую части. Там не раз посещал их сын Варфоломей, заботившийся о родителях до их кончины и лишь затем ушедший в пустынножительство. Там же, не без благого родительского влияния, еще до их пострига принял монашество и Стефан.

Преподобный Иродион Илоезерский

Преподобный Иродион был насельником Корнилиева Комельского монастыря. После кончины преподобного Корнилия он покинул обитель из-за нестроений и поселился на озере Уро. Затем приобрёл у крестьянина Анисима землю на острове между озерами Ило и Азатским, в 28 верстах от города Белозерска. Там он выстроил храм, келлию и подвизался в посте и молитве, каждую субботу причащался. С течением времени у церкви образовался приход: окрестные жители начали погребать умерших, обращаться за церковными требами. Крестьяне стали отмечать на острове поминки и венчания. Всё это сопровождалось винопитием и сквернословием. Подвижник скорбел и молил Бога, чтобы не слышать и не видеть непотребства. Бог внял ему, и старец лишился слуха и зрения. После многих трудов святой Иродион почил, будучи извещён Ангелом о своей кончине.

Евангелие дня

Что необходимо сделать для того, чтобы Бог простил грехи? И как понять, что Он их простил? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 5.

17В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-

18вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;

19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Реакция фарисеев и книжников на слова Христа весьма естественна. Ведь только Бог может прощать грехи. Иисус, в их представлении, всего лишь человек. А потому, как Он дерзает, исцеляя людей, заявлять вместе с тем об отпущении грехов? Фарисеи и книжники видели в этом богохульство.

Отвечая на упрёки Своих недругов, Господь указывает им на очевидные вещи. По представлениям самих же иудеев, именно грехи приводят к болезням. Болезням духовным, душевным и физическим. Следовательно, если грех прощён, то здоровье возвращается к человеку. А потому, если расслабленный вдруг встаёт и идёт своими ногами, это знак того, что Бог через Иисуса Христа отпустил ему прегрешения. То есть само изменение статуса больного — яркое свидетельство того, что грехи прощены.

Казалось бы, очевиднейшая связь. И почему же это не может дойти до сердец книжников и фарисеев? Потому что им было необходим какой-то особый знак. Какое-то специальное подтверждение, что Христос имеет полномочия от Творца. Знакомая ситуация, не правда ли? Любой священник может привести массу примеров того, как люди раз за разом приходят к нему с просьбой дать им облегчение от грехов. Мы все жаждем прощения. А его, как нам кажется, всё нет и нет. Исповедуемся, причащаемся, молимся, постимся. А воз и ныне там. В чём же дело? Может в том, что подобно иудеям мы ждем какого-то особого знака. Чуда.

Поэтому всем нам Господь сегодня прямо говорит: главный знак прощения грехов — это новый образ жизни. Когда мы признаём свою неправоту перед Богом и людьми и начинаем жить, сверяя каждый свой шаг с Евангелием. Это изменение и есть подтверждение того, что Сам Бог отпустил мне грехи. Именно об этом пишет преподобный Антоний Великий: «Будь уверен, что грехи прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся!» Ощущение прощения приходит вместе с этим изменением. Чем радикальнее изменение, тем это ощущение интенсивнее.

Если же я признаю свои грехи, открываю их священнику, но продолжаю жить по-старому, то и прощение в полноте я не смогу ощутить. Да, Бог милостив, и Он может дать почувствовать облегчение после посещения храма. Особенно после участия в таинствах. Однако груз греха будет висеть на моей душе и с той или иной силой проявлять себя до тех пор, пока я не начну жить по-новому. Пока я не начну совершать новые действия, которые противоположны старым греховным привычкам. Пока я не буду себя заставлять думать на новый лад. Поэтому и пишет преподобный Антоний: «Не рассматривай в уме своём грехов, некогда совершённых тобой, чтобы они опять не возобновились».

Итак, всё очень просто. Чтобы получить прощение от Бога, необходимо для начала увидеть свой грех, осознать, что он разрушает моё тело и душу. Затем признать свою немощь перед лицом Церкви, то есть на исповеди в присутствии священника. А после этого идти и больше этот грех не повторять. Не возвращаться к нему умом. Не направлять в его сторону свои чувства. Не совершать старых действий. Чем усерднее мы будем подвизаться на этом пути, чем прилежнее будем формировать новые навыки мыслей, чувств и действий согласно Евангелию, тем глубже в нашем сердце будет укореняется божественная благодать. Тем сильнее мы будем ощущать радость и простор новой жизни, свободной от наших старых греховных привычек и одержимостей.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Иосиф Исихаст об осуждении и прощении

Все мы — люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого. Поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату. Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангелов отличил.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вся история Церкви есть история веры и свидетельства. Вера, по слову апостола (см. Рим. 10, 1—10), являет нам образцы праведности. Свидетельство же, часто запечатленное мученической кровью, являет нам спасение даже самых грешных людей — вчерашних разбойников, безбожников, язычников. Свидетельство имеет огромную силу, потому что оно всегда связано с подвигом. Исповедание — это не просто разговор о вере, это не просто передача своих собственных знаний о вере. Исповедание есть свидетельство, сопряженное с подвигом. Именно поэтому мы почитаем исповедников — тех, кто не погиб в результате своего свидетельства, но для кого свидетельство соединялось с великим подвигом.

Могут ли святые отцы расходиться во мнениях?

Святые отцы, разумеется, согласны в догматических вопросах, которые составляют существо православной веры. Это то, что называется consensus patrum — «согласие отцов». Однако по другим вопросам — даже по частным вопросам, хотя и касающимся вероучения, но не открытым нам обстоятельно свыше, — святые отцы могли высказывать различные мнения, и нас не должно это смущать. Само собою ясно, что речь идёт о таких мнениях, которые соответствуют одному из критериев: критерию допустимости (состоит в непротиворечии Священному Писанию и Священному Преданию) или критерию истинности (выражается в соответствии Священному Писанию и Священному Преданию).

«Автоматическое письмо» — когда некий дух просто водит рукой человека, совершенно отодвинув его личность, — это оккультная, а не православная практика. Святой Дух мягко направляет человека к истине, сохраняя за ним свободу его мысли и творчества. Поэтому отцы, прославленные Церковью, вполне могли иметь разные мнения по некоторым вопросам.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 4

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского

глас 1

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

Молитва святому благоверному князю Вячеславу Чешскому

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси — и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иродиона Илоезерского

глас 4

Возсия днесь светло, радуется град Белоезеро,/ имея во области своей великаго светильника, блаженнаго отца Иродиона./ Сошедшеся убо людие и празднующе пресветлую память его, осиявающу многими деянии чудес дара./ Просящим с верою исцеления,/ страждущим от различных недуг подает здравие./ Яко финикс насажден в дому Божия Матере,/ яко кедр при водах благодатию Христовою растущ./ И яко же шипок благовонен обстоянии водами огражден./ И мы, чада твоя суще, припадающе, молимтися:/ моли Пресвятую Троицу,/ еже сохранитися граду нашему от нахождения иноплеменник/ и от враг видимых и невидимых./ Яко да твоими, отче, ко Господу молитвами спасаемии/ всегда просим с верою у тебе:/ моли о нас Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иродиона Илоезерского

глас 1

Слышавше, отцы и братия, немедленно притецем,/ и немолчно и усердно вопием ему, глаголюще:/ о пресветлый наш о Господе учителю, отче Иродионе./Во спасаемых подвигах ревнитель был еси,/ преподобному Корнилию и стопам последовал еси его./ И един Единому Богу изволи служити/ слезами, и постом, и бдением изнуряя тело свое вечныя ради жизни./ Господеви работая, Крест Господень на рамо взем, последовал еси Ему,/ бодренными своими молитвами вооружался невидимо на врага. И ныне зрети сподобися во свете неизреченныя радости Пресвятую Троицу./ Слава Богу, Вселыпемуся в тя,/ слава Укреплыпему тя,/ слава Деющу тобою всем исцеление.

Тропарь преподобных Кирилла и Марии

глас 3

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобных Кирилла и Марии

глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся,/ восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/ тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ ко Единому во Святей Троице Богу,/ отечество наше в правоверии утвердити,/ домы миром оградити,/ юныя от напастей и соблазнов избавити,/ старость укрепити// и спасти души наша.

Молитва преподобным схимонахам Кириллу и Марии, родителем преподобнаго Сергия

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да житель­ствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Харитона Исповедника

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенныя,/ сияя чудесы, Харитоне, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Харитона Исповедника

глас 2

Насладився, богомудре, воздержания/ и плоти твоея вожделения обуздав,/ явился еси верою возращаем/ и, яко жизни древо посреде рая, процвел еси,// Харитоне всеблаженне священнейший.

Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

глас 2

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Тропарь Собора преподобных отцев Киево-Печерских

глас 4

Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской,/ великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву,/ ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.

Кондак Собора преподобных отцев Киево-Печерских

глас 2

Лик постнический собрася умне,/ мысленныма зряще очима,/ приидите, людие, хвалами почтите,/ покланяющеся мощем их,/ любовныя принесите дары,/ тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших.

Новости по теме

Попечения о чадех добрый образе
Публикации 31 января 2023
Попечения о чадех добрый образе

Валерьевна, Ивановна, Петрович или Степанович — все мы имеем отчества, всегда от рождения и до гробовой доски носим «имена» своих отцов. А потом сами становимся родителями и даем отчество своим детям, не просто запись в свидетельстве о рождении, но «отечество» им дарим, начало, исток.

Кирилло-Мариинский храм при Исправительном центре № 1 отметил престольный праздник Кирилло-Мариинский храм при Исправительном центре № 1 отметил престольный праздник

31 января, в день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, Кирилло-Мариинский храм при ФКУ «Исправительный центр № 1 УФСИН России по РТ» отметил престольный праздник.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.