Проповедь исполняющего обязанности проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии иерея Александра Ермолина в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Сегодня мы читали евангельскую историю об исцелении гадаринского бесноватого — человека, настолько тяжело одержимого бесами, что «его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк. 8:29). Как мы узнали из Евангелия, в этом человеке находился целый легион бесов.
Господь из человеколюбия совершает чудо — изгоняет все это бесовское полчище. Бесы просят разрешить им вселиться в стадо свиней, пасущихся неподалеку. Господь позволяет им, и «бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8:33). Эта деталь является прекрасным примером того, как зло может направлять все и всех только в одну сторону — в сторону хаоса и последующей гибели.
Слух о чудесном исцелении сразу же разносится по округе, Христа встречают жители города и… просят Его уйти с их земель. Казалось бы, люди должны радоваться тому, что исцелился их соотечественник, столь долго и тяжело мучившийся. Но этого не произошло. Для того, чтобы понять причину такого отношения гадаринских жителей к Спасителю, надо обратить внимание на одну очень важную деталь, указанную в Священном Писании, — стадо свиней.
«Темные силы могут воздействовать на человека только в том случае, когда он сам открывает доступ в свою душу»
Согласно закону Моисея свинья считалась нечистым животным, и евреям запрещалось употреблять ее в пищу. Жители этой местности не только употребляли свинину в пищу, но и сами держали стадо. Это было предосудительным с точки зрения ветхозаветного благочестия.
Жителей этой местности нельзя было назвать благочестивыми. Когда Господь пришел к ним и совершил чудо, они попросили Его уйти. Потому что в свете Божественного совершенства были очень хорошо видны их собственные грехи и недостатки. Жизнь, которую они вели, совершенно их устраивала. Они прекрасно жили во грехе и не хотели ничего менять. Их мировосприятие изменилось настолько, что они уже не радовались исцелению бесноватого этого человека, а перевели все в материальную плоскость, подсчитывая убытки от гибели стада.
Господь совершил чудо. Обращение Бога к человеку — это всегда чудо. Господь призывает человека изменить свою жизнь и сделать шаг Ему навстречу. Для этого надо осознать собственную греховность, свое падшее состояние и необходимость спасения. По словам одного современного богослова, для того, чтобы осознать необходимость спасения, нужно в первую очередь осознать свою собственную греховность. И Господь обязательно поможет человеку, ищущему спасение. Священное Писание говорит: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Главное, чтобы заботы века сего и удобство жизни во грехе не стали препятствием, мешающим нам принять Господа.