Николо-Гостинодворская церковь Казани

13890
Фото

Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Гостином дворе существовал, согласно писцовым книгам, уже в 1565 году. Точного времени постройки каменного храма установить не удалось, но архитектурные формы позволяют утверждать, что это было в XVI веке. В начале XVII века был построен придел в честь чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Николо-Гостинодворская церковь была теплой. В 1634 году рядом построили холодную Преображенскую церковь, которая была снесена в 1790 году из-за ветхости. В XVII веке Гостинодворский храм был богатым и процветающим, в основном, благодаря поддержке купцов, торгующих в Гостином дворе, но в XVIII веке пришел в упадок, особенно после пожаров 1742 и 1774 гг. В 1797 году приход был упразднен, а церковь приписана к Петропавловскому собору. Теперь богослужения в ней совершались редко, за исключением краткого периода в 1815-1820 гг., когда после пожара 1815 году здесь вели службы священники тоже пострадавшего от огня Петропавловского собора. К 1824 году храм был на грани полного разрушения, в 1825 году разобрана паперть.

Судьба Гостинодворской церкви решалась долго. Несколько раз епархия принимала решение разобрать и упразднить церковь, но всякий раз городские власти и гостинодворские купцы брались восстановить и благоустроить храм. В 1854 году даже был составлен проект, утвержденный Николаем I, но средств на строительство не было. Наконец, в 1861 году дело восстановления храма взяли на себя казанские купцы Федор Егорович Постников (1806-1881) и Евдоким Савватеевич Савватеев (ум. 1886). В 1864-1870 гг. Гостинодворская церковь была перестроена. Использовался ли проект 1854 года, неизвестно. Храм фактически был выстроен заново, но формы и декор XVI века в новом проекте были учтены. Известно, что иконостас новой церкви проектировал архитектор П.В. Тихомиров, вероятно, он же составил проект и самой церкви.

До перестройки Гостинодворская церковь представляла собой квадратное строение с высоким восьмериком и шатровым завершением. На литографии Э. Турнерелли 1839 года она запечатлена как квадратное в плане здание — массивный куб четверика с четырьмя маленькими главками по углам, на котором стоит низкий восьмерик с высоким шатром. Шатёр завершала небольшая чешуйчатая главка. Пирамиду шатра прорезали два ряда оконных проёмов. Пирамиду шатра прорезали два ряда оконных проёмов.

В результате перестроек к увеличенной трапезной присоединены боковые приделы, а ниже по рельефу к фасаду воздвигнута шатровая колокольня с октогоном яруса звона на высоком четверике. Из одноглавого храм стал пятиглавым и трёхпрестольным: главный престол — во имя святителя Николая Чудотворца, правый придел — в честь Преображения Господня, левый — в честь Казанской иконы Божьей Матери. Под церковью были устроены лавки и кладовые, сдаваемые в наём, доход шёл на содержание церкви. Позднее с западного фасада была выстроена часовня.

Довольно крупный храм выстроен в традициях архитектуры XVI века с элементами эклектики.

Постников и Савватеев не только выстроили церковь, но и приобрели иконы и утварь (практически все имущество старой церкви погибло в пожарах). За труды в восстановлении Гостинодворского храма Постников был награжден Орденом Святой Анны 3-й степени, а Савватеев — золотой медалью. В 1881 году умершего Федора Постникова отпевал в Гостинодворской церкви сам архиепископ Палладий (Раев).

В Николо-Гостинодворской церкви служил священником будущий митрополит Казанский и Свияжский, затем Патриарх Московский, герой освободительной борьбы в «смутное время» Ермоген, канонизированный в 1913 году. Он сам писал, что в 1579 году, когда была обретена чудотворная Казанская икона Божьей Матери, был «... в чину поповстве Святого Николы иже зовется Гостин».

Главной святыней Николо-Гостинодворской церкви, привлекавшей множество богомольцев, была икона святителя Николая, обретенная в 1777 году в развалинах одной из сожженных пугачевцами церквей. В 1830 году во время эпидемии холеры в домах, куда носили эту икону, не было умерших. В 1842 году считали, что именно эта икона спасла от пожара Николо-Низскую церковь.

В 1889-1906 гг. настоятелем храма был Афанасий Федорович Воскресенский (1848-1906), уроженец села Яндоба Ядринского уезда, выпускник Казанской духовной семинарии 1872 года.

В настоящее время в здании Гостинодворской церкви (адрес: ул. Кремлёвская, 2 / ул. Профсоюзная, 6) находится Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Новости по теме

Варваринская церковь города Казани
Публикации 17 декабря 2024
Варваринская церковь города Казани

Арская застава, где стояла «на страже», охраняя город своею благодатию с восточной стороны, большая церковь великомученицы Варвары — одно из самых исторически примечательных мест Казани.

Жемчужина на берегу Казанки
Публикации 16 декабря 2024
Жемчужина на берегу Казанки

Телеканал «Татарстан – Новый век» подготовил видеосюжет о Спасо-Евдокиевском храме города Казани. Напомним, в 2024 году храму исполняется 290 лет с момента основания.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.