У каждого из нас своя Пасха, свой путь к Богу

3315
Фото

Прихожанка Казанско-Богородицкого монастыря делится воспоминаниями о пребывании в Иерусалиме в дни Cвятой Пасхи.

У каждого из нас своя Пасха, свой путь к Богу. Даже если мы Его не ищем, мы рано или поздно к Нему придем, все зависит в этом случае не от нас, а от того, как скоро захочет увидеть нас Создатель.

Мой путь к вере, как и у многих советских детей, начался под пристальным руководством бабушки. Раз в год, когда я гостила у нее на каникулах в Воронежской области, бабушка водила меня в церковь — причаститься и попросить благословения у батюшки на учебу. С переездом бабушки в Москву в церковь я исправно ходила, но не на службы — просто «поставить свечку». Все изменилось в один день — на Пасху в Иерусалиме.

Та поездка была скорее связана с желанием поправить здоровье, нежели сменить обстановку на майские праздники — у дочки были часты гаймориты, и очередная поездка «на море» в Египет, на мой взгляд, только бы поспособствовала укреплению здоровья. Ровно за неделю до вылета в очередной раз насморк вопреки назначенному врачом лечению перешел в гайморит, и поездка была под вопросом — перелет при гайморите, мягко говоря, нежелателен. За несколько часов до полета врач дал заветное «добро» и снабдил инструкциями. Начав пить курс второго антибиотика, мы улетели в теплые края. До Пасхи оставалось три дня.

Как это часто бывает в Египте, на второй день пребывания гайморит прошел сам — этому способствовал морской воздух и сухой египетский климат. Мы купались, играли на пляже в карты, ели фрукты — в общем, наш «овощной» отдых был в полном разгаре и уже превратился в один сплошной день сурка. На встрече с гидом отеля мы неожиданно для себя решили поехать в Иерусалим (при покупке путевок в Египет мне эта мысль приходила в голову, но я как-то быстро про это забыла), тем более что наша поездка приходилась на начало Пасхальной недели. Гид не слишком усердно советовала ехать нам (в поездку собрались мы и еще одна семейная пара с ребенком) — в Иерусалиме, по ее словам, нас ждала толпа паломников со всей планеты. А, стало быть, ничего посмотреть нам не удастся, а с детьми ехать и вовсе неудобно. Желание побывать в Иерусалиме, да еще на Пасху (очень хотелось прочувствовать праздник здесь, вдали от родины) взяло вверх и в ночь мы тронулись в путь.

Странные (на тот момент) мысли стали посещать меня еще в автобусе. На уроках географии я, глядя на Мертвое море, мечтала его воочию увидеть — самое соленое озеро, самая низкая точка Земли казалась далекой и недосягаемой. В свои 32 года я думала, что весь автобус на этой остановке ринется в море и обязательно большая часть наших пассажиров опоздает к моменту отправки, переодевая купальники и судорожно складывая полотенца. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что только 2 человека из 56 решили искупаться и то лишь из праздного любопытства. Все ехали в Иерусалим. Это была главная точка назначения.

Одна пара просила о ребенке, другая просила за ребенка. Кто-то молился о здоровье своих близких, кто-то — об устройстве жизни. У каждого в этом маленьком путешествии была своя молитва, и, возвращаясь обратно в автобус, я начала это понимать. Это было не просто желание каждого из нас посетить Иерусалим в эти святые дни. Это была самая искренняя молитва в душе каждого из нас, наверное, за всю свою жизнь, нам казалось, что Бог с нами рядом, слышит нас, и это ощущение близости к Нему стало главным открытием на земле обетованной.

Второе ощущение, которое испытали себя мы с дочкой в Иерусалиме, было понятно и знакомо только нам из всего нашего автобуса. Купола храмов мирно соседствуют с минаретами мечетей, намаз прекрасно слышно у Стены плача, а в Старом городе находится одна из важных для мусульман мечетей — Аль-Акса. Это все так напомнило родную Казань, на какой-то момент показалось, что мы никуда не уезжали, дух городов действительно очень похож. Еврей, продававший воду, разменивал деньги нам для сдачи у араба, торговавшего с ним рядом. Они весело о чем-то разговаривали, как будто арабо-израильского конфликта не было в истории никогда.

Второй момент, который удивил уже всю группу — ключи от Храма Гроба Господня находятся у мусульманина, хотя в храме представлены несколько христианских конфессий. Это именно тот храм, в который нисходит Благодатный огонь накануне Пасхи, в Великую Субботу. Благодатный огонь не обжигает — мимо нас проходили люди с настоящими «факелами» — в руках у них было по 3-4 иерусалимских свечи (каждая включает в себя 33 свечи, по количеству лет Христа), которые они зажигали здесь, а потушив, увозили домой, сохранив, таким образом, Благодатный огонь.

В Иерусалим едут не за тем, чтобы посмотреть архитектуру и внутреннее убранство храмов, поэтому, простите, я не буду их описывать — все это можно увидеть при желании, посетив город, или просто набрав в поисковике нужный вам запрос. Люди хотят быть ближе к Богу, чтобы попросить о самом главном, как бы пафосно это ни звучало.

О чем просила я? О здоровье близких, о том, чтобы все оставалось по-прежнему, потому что неожиданно в тот день я поняла — у меня есть все и даже больше. Наверное, та счастливая весть, которая переполнила город почти две тысячи лет назад, заставила и меня пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Той толпы, которой запугивала нас отельный гид, мы не увидели. Нам фантастически повезло (хотя считается, что в православии не бывает случайностей) — Иерусалим открыл для нас один из лучших гидов по Израилю Алекс (визитку с фамилией потеряла при переезде), восхищенные отзывы о работе которого, прочла по возвращении домой. Да, храмы были полны людей, в церковные лавки стояли очереди, но нашу программу мы прошли без малейшей задержки.

Из той поездки я привезла три иконы — Рождество Богородицы, Святое семейство и Вифлеемскую икону Божией матери. Это единственный образ, на котором Святая Дева улыбается, радуется рождению Спасителя. А еще — две вифлеемские звезды, которые мы с дочкой носим вместе с крестиком. Кто был в подобной поездке, наверняка вспомнит демонстрацию золотых и серебряных православных украшений в Палестине и Иерусалиме — из вифлиемской звезды раскладывается колье с лилиями, из иерусалимского креста — подвеска. Местные ювелиры объясняют такую изобретательность особенностями географического расположения и соседством двух государств.

После возвращения я не побежала в церковь. Захотелось это сделать осмысленно — сходить на службу, исповедоваться, подумать о том, что было мной сделано не так. А еще захотелось снова вернуться в Иерусалим, желательно недели на две. Пока это удалось сделать только дочке, и здесь отмечу, что путешествие ребенка в древний город только подхлестнет его интерес к истории, заставит рисовать картины прошлого в воображении, подкрепленные увиденными пейзажами в настоящем.

Паломничество к местам событий Священной истории

Паломничество к местам событий Священной истории

С тех пор Пасха для меня самый настоящий праздник, и эти ощущения я не могу описать словами. Побывать на Пасху в Иерусалиме моя бабушка даже не мечтала, представляю, с каким интересом она бы слушала мой рассказ. Особенно про Голгофу (в детстве из рассказов о мучениях Христа она казалась огромной) — в наши дни эта гора находится в Храме Гроба Господня, подняться на нее можно по лестнице, перед этим купив деревянный крест в одной из многочисленных лавочек.

Праздновать Пасху мы тоже стали по-другому. Безусловно, куличи, яйца и творожная пасха тоже присутствуют, но отношение к празднику кардинально поменялось. Стараемся соблюдать пост, в воскресение важно посетить службу. Завершить хочу свое повествование еще одним воспоминанием. В той поездке наши сограждане активно расспрашивали нас, как мы празднуем Пасху в Татарстане. Мы рассказывали, что все праздники — мусульманские и православные — принято отмечать вместе. Угощать друг друга — это не только правило хорошего тона, иначе у нас не принято. Так уж заведено — Курбан-байрам, Пасха, Рождество или Науруз — мы отмечаем вместе. И, слава Богу!

Новости по теме

Великий и трагичный праздник — Вход Господень в Иерусалим
Публикации 28 апреля 2024
Великий и трагичный праздник — Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим — праздник, завершающий период собственно Великого поста, после которого следует Страстная седмица, посвящённая уже не столько личному покаянию христиан и их трудам над собой, но воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя.

В канун Вербного воскресенья митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун Вербного воскресенья митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

27 апреля, в канун Недели 6-й, ваий, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Воспитанники казанских воскресных школ исполнят песнопения архиерейского богослужения в Вербное воскресенье Воспитанники казанских воскресных школ исполнят песнопения архиерейского богослужения в Вербное воскресенье

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей

23 апреля в архиерейском доме Воскресенского Новоиерусалимского подворья города Казани состоялся творческий мастер-класс для детей.