Николай Гоголь как христианин по жизни и по произведениям (Часть вторая)

4257
Фото

Христианские убеждения и верования Гоголя, конечно, не могли не отразиться и на его литературных произведениях как первого периода его поэтической деятельности, так и второго.

Уже в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», где Гоголь осмеивает преимущественно различные суеверия малороссов, он с особенною любовью относится к тем лицам, которые проникнуты искреннею верою в Бога и отличаются добродетелями. Таковы, например, лица Левка и Гали в повести «Майская ночь».

Повесть «Страшная месть» основана на одном старинном религиозном предании, как один казак Петро из зависти столкнул в пропасть своего брата Ивана вместе с младенцем. Забрал себе Петро все добро Ивана и стал жить, как паша. Табунов ни у кого таких не было, как у Петра; овец и баранов нигде столько не было. И умер Петро. Как умер Петро, призвал Бог души обоих братьев, Петра и Ивана, на суд. «Великий есть грешник сей человек! — сказал Бог. — Иван! Не выберу я ему скоро казни: выбери ты сам ему казнь». Иван, пылая местью, попросил Бога, чтобы все потомство Петра не имело на земле счастия, чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще не бывало на свете и чтобы деды и прадеды от каждого его злодейства не нашли бы покоя во гробах и подымались бы из могил; а Петро не мог бы подняться, но только смотрел бы на это и грыз бы от злобы самого себя. «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече, — сказал Бог, — пусть будет все так, как ты сказал, но и ты вечно сиди там на коне своем, и не будет тебе царствия небесного, покамест ты будешь сидеть там на коне своем».

Таким образом, основная мысль этой повести заключается в восхвалении правосудья Божия. Бог наказал Петра за злодейство, но в то же время не одобрил и Ивана за его желание отомстить своему брату.

В повести «Старосветские помещики» Гоголь в лице Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны представляет добродушных, гостеприимных старичков. Но внутренняя пустота их жизни вызывает глубокую скорбь автора. Никаких истинно человеческих интересов у них нет: все сведено к чисто животному существованию, к наполнению желудка. Даже в великую для человека минуту смерти не проясняется дух их. «Бедная старушка! — с грустью замечает Гоголь, описывая смерть Пульхерии Ивановны. — Она в то время думала не о той великой минуте, которая ее ожидает, не о душе своей, не о будущей жизни: она думала только о бедном своем спутнике, с которым провела жизнь и которого оставила сирым и бесприютным». Точно так же и Афанасий Иванович, умирая, думал только о своей супруге. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны», — вот и все, что произнес он пред смертию» (том II, 22,27).

В повести «Тарас Бульба» Гоголь представляет запорожцев людьми, высоко ценящими свои христианские верования и по ним устраивающими свою жизнь. Самый прием новоприбывающих в Запорожскую Сечь обусловлен был только и единственно наличностью христианских религиозных верований. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую», — отвечал пришедший. — «И в Троицу Святую веруешь?» — «Верую». — «И в церковь ходишь?» — «Хожу». — «А ну, перекрестись!» — Пришедший крестился. «Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень». Этим оканчивалась вся церемония» (том II, 51). Самый яркий представитель запорожцев, Тарас Бульба, в минуту прощания своих детей с матерью говорит такую речь: «Теперь благослови, мать, детей своих! Моли Бога, чтобы они всегда воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову; а не то — пусть лучше пропадут, чтоб и духу их не было на свете! Подойдите же, дети, к матери. Молитва материнская и на воде, и на земли спасает» (том XI, 87). В другой раз в важную минуту своей жизни, когда его выбрали атаманом, Тарас произносит такую речь запорожцам: «Перед нами дело великого поту, великой казацкой доблести! И так, выпьем, товарищи, разом, выпьем наперед всего за святую православную веру: чтобы пришло, наконец, такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурманов, все бы сделались христианами».

Одушевленные идеей борьбы за веру, казаки нисколько не боялись смерти и шли с радостью в бой: они верили, что Бог за их геройскую смерть даст им вечное блаженство.

Смысл важнейшего из своих сочинений — комедии «Ревизор» — сам Гоголь, устами одного актера в «Развязке», выясняет следующим образом: «Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе. Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды; хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Но так ли? Ну, а что если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека — ведь не светский человек произнесет над нами суд, — взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, пред Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: «Да разве у меня рожа крива?» (...) Что ни говори, но страшен тот ревизор, которые ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Пред этим ревизором ничто не укроется, потому что, по Именному Высшему повелению, он послан, и возвестится о нем тогда, когда уже шагу нельзя будет сделать назад. Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, — в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей» (том IV, 66).

Основная мысль другого важнейшего произведения Гоголя — «Мертвые души» — тоже религиозно-нравственная. «Мертвые души» — это не умершие крепостные люди, которые числятся живыми по спискам и которых покупает Чичиков, но изображаемые в поэме действующие лица. В них все добрые начала и стремления, свойственные человеку от природы, умерли заглушенные и подавленные различными мелочными и греховными житейскими заботами, обратившимися у многих в чудовищные страсти (припомните овладевшую всем существом Плюшкина страсть корыстолюбия); а так как истинная жизнь души, по смыслу христианского учения, проявляется только в развитии добрых свойств ее, то и выходит, что изображаемые Гоголем в его поэме люди суть «мертвые души».

И вот над этими-то мертвыми для добра и живыми только для зла душами плачет «сквозь видимый миру смех незримыми и невидимыми ему слезами» наш великий поэт Гоголь.

И замечательно такое именно чисто христианское отношение Гоголя к современному, родному русскому обществу! Едва ли кто из писателей так грустил над своими соотечественниками. Сам Байрон слабее Гоголя чувствовал падение человеческой натуры. Но гордый своими достоинствами англичанин раздражался ничтожеством ближнего; Гоголь, напротив, со смирением христианина наблюдал пороки окружавшего его общества и сознавал, что сам совершенно не чужд этих недостатков. Он страдал от того, что далек был от начертанного себе идеала; потому он никогда не был доволен ни собою, ни окружающими.

Будучи искренним и глубоко верующим христианином, Гоголь не мог не обратить вниманья и не углубить его в уразумение глубокого смысла важнейшего христианского богослуженья — Божественной литургии. И он занялся изучением святоотеческих толкований на литургию. Плодом этого изученья явилось его сочинение «Размышление о Божественной литургии», в котором с глубоким благоговением христианина возвышается своим богословским умозрением до созерцанья высочайших тайн христианского откровения. А в заключение этого сочиненья так говорит о значении литургии: «Для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной литургии и внимательное слушание: она нечувствительно строит и создает человека... Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное» (том VIII, 114).

Религиозно-нравственный элемент — господствующий и в сочинении Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Он сам следующим образом говорит об этом в своей «Авторской исповеди»: «Несмотря на многие неопределительные и темные места, главное видно в ней (этой книге) ясно, и после чтения ее приходишь к тому заключению, что верховная инстанция всего есть Церковь и разрешение вопросов жизни в ней. Стало быть, во всяком случай, после книги моей читатель обратится к Церкви, а в Церкви он встретит и учителей Церкви, которые укажут, что следует ему взять из моей книги для себя, а, может быть, дадут ему, на место моей книги, другие, позначительнее, полезнее, и для которых он оставит мою книгу, как ученик бросает склады, когда выучится читать по верхам» (том VIII, 52-53).

Религиозность Гоголя сказалась и в его произведении, посвященном им вопросу об условиях художественного творчества. Это известная повесть «Портрет», где представлен христианский художник, приготовивший себя к написанию иконы Рождества Христова, которая была чудом искусства, продолжительными аскетическими подвигами, усиленными постом и молитвою.

Новости по теме

Епископ Пахомий провел лекцию, посвященную книжному наследию святых отцов Епископ Пахомий провел лекцию, посвященную книжному наследию святых отцов

5 апреля епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий провел лекцию, посвященную книжному наследию святых отцов, для жителей и гостей города.

В Елабуге состоялось открытие мемориальной доски в память о священномученике Павле Дернове В Елабуге состоялось открытие мемориальной доски в память о священномученике Павле Дернове

27 февраля в Елабуге состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о священномученике Павле Дернове на здании бывшего домового храма женской прогимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ныне здание Елабужского медицинского колледжа).

Страшные бывали времена, но таких еще не бывало...
Публикации 27 февраля 2025
Страшные бывали времена, но таких еще не бывало...

Новомученики Елабужские — священномученик Павел, мученики Борис, Григорий и Симеон

В Казани состоится презентация книги со сказками протоиерея Сергия Холодкова В Казани состоится презентация книги со сказками протоиерея Сергия Холодкова

20 июня в 19:00 в Спасо-Евдокиевском храме города Казани (ул. Федосеевская, 46) состоится презентация книги протоиерея Сергия Холодкова «Рыбка». Это философские сказки, предназначенные как для взрослых, так и для детей.