Крестили «по-традиции», а он вырос и в Бога-то не верит — увы, это реалии наших российских церковных будней. Как уберечь христовых новобранцев от нарушения присяги, как не допустить крещения без последующего возрастания в вере?
Отец Александр Шмеман в комментариях к своей знаменитой книге «Водою и Духом» предлагает относиться к Таинству Крещения максимально серьёзно, и считать церковную общину (именно общину, а не только родителей) ответственной за дальнейшее христианское воспитание ребёнка.
Вот какие четыре шага для этого предлагает известный богослов:
а) По крайней мере, один из восприемников (крёстных, — прим. ред.) должен выбираться не семьей, а назначаться священником из наиболее активных и образованных прихожан, причем Церковь должна проверять их подготовленность для такого ответственного с духовной точки зрения дела.
б) Назначенный Церковью восприемник обязан следить за ребенком, доверенным ему Церковью, и сообщать священнику обо всех возникающих проблемах (нерадение родителей в приобщении ребенка к таинствам, невозможность записать в церковную школу, переезд семьи в другую местность).
в) Помимо обычной приходской регистрации, следует завести специальную книгу, в которой бы находила отражение религиозная жизнь каждого окрещенного ребенка, с тем, чтобы новый священник или новая группа церковных учителей могли получить о ней полное представление.
г) Помимо обучения новообращенных по обычной программе, каждый новообращенный должен быть прикреплен к какой-нибудь семье из данного прихода, с тем, чтобы последняя помогала ему в приобщении к приходской жизни.
«Мы уже не живем в рамках православного общества и православной культуры, — напоминает протопресвитер. — И если мы, как правило, все же крестим наших детей, проблема сохранения их в Церкви, их религиозного воспитания и обучения становится поистине насущной и жгучей.
Необходимо, чтобы Церковь не выпускала детей из виду, особенно когда они, приняв крещение, не участвуют в церковной жизни из-за равнодушия или небрежности своих родителей.
Необходимо вести гораздо более систематические наставления в вере для новообращенных в православие. Наконец, необходима более тесная взаимосвязь между образовательными заведениями прихода (церковными школами, курсами для взрослых и т. п.) и его сакраментальной и литургической жизнью», — считает отец Александр.
Звучит непривычно — однако если вдуматься, всё правильно. Сложно представить себе хорошую школу, которая бы, заботясь о достаточном уровне образования, позволила при этом детям и родителям посещать уроки как заблагорассудится, запретила бы исключать нерадивых учеников и проводить родительские собрания. Однако мы с вами, наши церковные общины ведут себя сейчас именно таким странным образом — отдав всё на откуп родителям и крёстным, мы просто самоустраняемся от воспитания в вере «новеньких» христиан.
И в этом мало хорошего.