
Неделя 33-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (312).
Преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского (1786). Преподобного Мавсимы Сирина (IV). Преподобного Саламана молчальника (ок. 400). Святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680—681).
Преподобномученика Серафима Булашова, преподобномучениц Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мученицы Милицы Кувшиновой (1938).
Неделя о мытаре и фарисее
В первое из четырех воскресений подготовки к Великому Посту на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9—14) — притча Христова о мытаре и фарисее. В ней рассказывается о пришедших в Иерусалимский храм правоверном фарисее и отверженном еврейским обществом мытаре, сборщике дани для римского императора, под властью которого находилась Иудея. Фарисей, презрительно поглядывая на мытаря, горделиво выставлял себя перед Богом, перечисляя свои достоинства. Мытарь же не смел в храме и головы поднять, а только бил себя в грудь и приносил искреннее сердечное покаяние, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному». И Христос сказал, что молитва мытаря более угодна Богу и он вышел из храма более оправданным, чем довольный своей праведной жизнью фарисей. Ныне с молитвы мытаря начинает свое утреннее правило всякий воцерковленный человек.
Память новомучеников и исповедников Церкви Русской
Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию новомучеников и исповедников Российских в то время, когда в самой России это было ещё невозможно. Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в 1981 году причислил к лику святых «бесчисленный, многомиллионный сонм мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников в России». В 1989 году прославлением святого Патриарха Тихона этот процесс был начат и в Отечестве. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор в Москве причислил к лику святых весь Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века (с 2013 г. — Церкви Русской), «поимённо известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В настоящее время в поимённый список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включено около 2000 подвижников. Ни одна другая Поместная Церковь не имеет такого великого сонма святых.
Священномученик Климент, епископ Анкирский
Священномученик Климент родился в галатийском г. Анкире в 258 году. В младенчестве лишился отца, а на 12 году — и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. В 20-летнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского. Однажды его схватили и пытались склонить к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Ему отсекли мечом голову около 312 года.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
Преподобный Геннадий (в миру Григорий; †1565) был единственным сыном в боярской семье Иоанна и Елены, живших в Могилёве. Григорий с детства любил храм Божий, посещал все службы, чем вызывал недовольство родителей. Они считали, что достаточно посещать храм на праздники, что не нужно удаляться от общения с людьми и уж совсем не следует молодому человеку вставать ночью на молитву. Отец говорил ему: «Разве ты сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми». Так как родители препятствовали ему в благочестии, Григорий решил уйти из дома и стать иноком. Найдя благоприятный момент, он покинул дом родителей, поменялся одеждой с нищими и, преодолев на пути много невзгод, добрался до Москвы. Посетив немало русских монастырей, он принял постриг и стал учеником преподобного Корнилия Комельского (1457—1537).
Воспоминание VI Вселенского Собора
Шестой Вселенский Собор был созван императором Константином IV Погонатом (Брадатым) (668-685) по причине возникновения учения об одном действии (моноэнергизм) и одной воле (монофелитство) в Господе Иисусе Христе, которое колебало Церковь в течение нескольких десятков лет. VI Собор проходил дольше всех Вселенских Соборов — 10 месяцев, число участников колебалось с 43 до 174 архиереев. Длительность собора была обусловлена многочисленными диспутами, которые проходили между православными архипастырями и защитниками монофелитства, которых возглавлял Антиохийский Патриарх Макарий. Кроме того, на Соборе были подвергнуты подробному разбору все труды монофелитов, а также собранные ими доказательства в пользу ереси. Свидетельства еретиков были сверены с подлинными писаниями святых отцов и опровергнуты.
Собор осудил монофелитство и моноэнергизм и принял догмат о соединении в Господе Иисусе Христе двух действий и двух воль: «Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нём два естественные хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля следует, а не противоречит, или противоборствует, но подчиняется Его Божественной и всемогущей воле. Два Его естества проявились водной Его ипостаси, с обнаружением естественного различия в том, что то и другое естество хочет и производит свойственное себе в общении с другим. Поэтому-то мы и признаём две естественные воли и действия, взаимно сошедшиеся для спасения рода человеческого». Собор анафематствовал ересиархов: Константинопольского Патриарха Сергия и Римского папу Гонория и их последователей. Патриарх Макарий Антиохийский, не пожелавший на соборе признать православное вероопределение, был низложен и сослан в Рим.
Священное Писание
Если мы внимательны к самим себе, то мы знаем, что к разным заповедям Божиим у нас разное отношение. Кто-то, скажем, сконцентрирован на исполнении заповеди о почитании родителей, но при этом не особо обращает внимание на заповедь, запрещающую завидовать, а кто-то, напротив, умеет довольствоваться лишь самым необходимым, но при этом не всегда корректен по отношению к родителям. Очевидно, что мы не в состоянии в равной степени исполнить все заповеди, однако есть среди них та, без исполнения которой исполнение всех прочих одновременно и невозможно, и бессмысленно. Речь идёт о первой из заповедей закона Моисея. Именно о ней говорится и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка.
Глава 12.
28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Нет ни малейшего сомнения в том, что вопрос книжника не был вызван незнанием ответа. Любой внимательный читатель Библии знает, что первая заповедь — это заповедь о любви к Богу. Прекрасно знал об этом и книжник, но тем не менее, он решил спросить об этом Христа. Можно было бы заподозрить, что книжник хотел своим вопросом искусить Спасителя, но это беспочвенное подозрение, ведь в вопросе не было никакого «двойного дна». Но зачем же тогда книжник завёл разговор о первой заповеди?
Дело в том, что очевидное как для нас, так и для книжника, было вовсе не очевидным для всех очевидцев описанной Евангелием от Марка беседы. В 12-й главе этого Евангелия рассказывается о самых разных людях, так, упомянуты саддукеи, которые не верили в воскресение мёртвых, хотя и учение о воскресении тоже вытекает из Священного Писания, были в иудейской среде и те, кто считал главнейшей заповедью не заповедь о любви к Богу, а заповедь о субботе или же о заповедь о жертвах. Между этими группами иудеев шёл постоянный спор, и они искали новые аргументы, а также и новых сторонников своей точки зрения.
Конечно, Спаситель не мог дать какой-то иной ответ, кроме того, который Он дал. Его ответ, с одной стороны, показывает истинность книг Ветхого Завета, с другой же стороны, ответ Христа напоминает нам о необходимости помнить об основе нравственного учения Библии — оно строится на любви к Богу и к ближнему. Если же наша духовная жизнь ведёт нас к чему-то иному, или же если она базируется на чём-то ином, то стоит внимательно задуматься над словами Спасителя и пересмотреть собственные нравственные установки. К счастью, евангельскому книжнику не пришлось это делать, но далеко не все люди столь же близки к Царству Божиему, как этот человек.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Смирение воспринимается сознанием современного невоцерковленного человека, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературе, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.
Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»
Декрет опубликован 5 февраля 1918 года, когда напряженность в отношениях между советским правительством и православной иерархией достигла предельной остроты. В декрете последовательно проводился принцип секуляризации государства. Церковь теряла свой прежний привилегированный статус. В основном это соответствовало конституционным основам светских государств нового времени. Принципиальная новизна декрета заключалась в лишении Церкви прав юридического лица: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» По городам и селам России прокатилась волна крестных ходов, на которых возносились молитвы о спасении Церкви. В Нижнем Новгороде, Харькове, Саратове, Владимире и других городах крестные ходы, устроенные без разрешения местных властей, вызвали столкновения, приведшие к гибели людей. Протоиерей Владислав ЦЫПИН
Каждение
Каждение — это не просто украшение богослужения, но действие благодатное. Недаром есть поговорка: «Как чёрт от ладана». Церковный опыт объективно свидетельствует, что одержимые злыми духами не выносят каждения. Совершается каждение с молитвой (про себя молится кадящий диакон или священник).
Что главное в каждении: дым или запах? Священник, благословляя, произносит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовнаго, еже приемь в принебесный Твой жертвенник возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Почему диакон кадит не только иконы, но и молящихся? Как образ Божий (икону Бога). Начинается каждение храма с нерукотворных икон (людей), а затем кадит рукотворные. Во время каждения на молящихся, по вере их, низводится божественная благодать.
В процессе каждения диаконом или священником храма (по периметру) не нужно крутиться вокруг своей оси. Достаточно поклониться во время каждения, когда священнослужитель находится в ближайшей к Вам точке. Вообще-то, людей диакон кадит с амвона перед каждением храма, далее по периметру храма он уже кадит иконы.
Молитвословия
Тропарь новомучеников и исповедников Церкви Русской
глас 4
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.
Кондак новомучеников и исповедников Церкви Русской
глас 4
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.
Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской
О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского
глас 4
Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.
Кондак преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского
глас 3
Молитвою и постом, труждением и терпением/ умертвивый всякое плоти мудрование,/ чистоты сосуд благолепен,/ Божественных даров и чудес причастник,/ иноком же доблий наставник был еси,/ сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./ Сего ради вопием:/ молися ко Господу,/ да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.
Молитва преподобному Геннадию Костромскому
Избранниче Божий и чудотворче, преподобный отче Геннадие! От юности твоея исполнен сый Духа премудрости и разума, Духа благочестия и страха Господня, и приим вся оружия Божия, препоясав чресла твоя истиною, оболкся в броня правды и обув нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженныя угасити. Сего ради водворяяся днесь с ликами Безплотных сил в обителях Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен еси и, предстоя Престолу Царя славы, Господа сил, имаши дерзновение возносити к Нему моления и благохваления твоя. Мы же, окаяннии, возводя из глубины зол очи и сердца наша к Горнему Сиону, Жилищу Бога Иаковля, молим тя, преподобне Геннадие: буди заступником и ходатаем нашим пред Богом и Господем нашим, Судиею праведнейшим, Егоже выну прогневляем, согрешающе пред Ним. И якоже во дни плоти своея дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне, прешед от нас в обители Отца Небеснаго, удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да, отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити Царство Небесное и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Кондак священномученика Климента, епископа Анкирского
глас 4
Лозы был еси честная розга Христова,/ многострадальне Клименте всехвальне, явлься,/ со страждущими же взывал еси:/ Ты мучеников, Христе, светлое радование.
Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго
глас 3
Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.
Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго
глас 8
Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.
Тропарь Собора Костромских святых
глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.
Кондак Собора Костромских святых
глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.