25 февраля. Память святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца

8497
Фото

Седмица сырная (масленица) — сплошная

В этот день совершается память:

Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381). Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского (1840).

Преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольского (895). Преподобного Мелетия Ипсенийского (XIX).

Память епископа Сухумского Александра (Хованского). Выпускник Казанской духовной академии (1850), преподаватель Казанской духовной семинарии (1851-1857). Монашество принял в Казани. Скончался в Сухуми 12 февраля 1891 г.

Память убиенного епископа Енисейского и Красноярского Феофана (Еланского). Уроженец г. Елабуги (1892), выпускник Казанской духовной академии, иеромонах и игумен Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани (1918-1923). Расстрелян в 1937 г. Память совершается в день рождения владыки.

Престольные праздники

Иверский надвратный храм Новоиерусалимского архиерейского подворья г. Казани (К)

Иверский придел Введенского храма с. Введенская Слобода Верхнеуслонского района (К)

Нижний храм свт. Алексия Московского Воскресенского храма пгт. Алексеевское (Ч)

Святитель Алексий, митрополит Московский

Выходец из боярского рода и крестник Ивана Калиты, основателя Московской Руси, святитель Алексий продолжил его дело. Бог судил ему быть не только предстоятелем Церкви, но и мудрым дипломатом: он боролся против Литвы, чьи князья претендовали на московский престол, и успешно налаживал отношения с ханами Орды, притом создавая фундамент борьбы с нею. В течение почти десяти лет, в малолетство князя Димитрия Донского, Алексий был фактическим правителем Руси. Как глава Русской Церкви, он основал ряд монастырей, ввел Иерусалимский богослужебный устав. Он посоветовал своему другу преподобному Сергию Радонежскому ввести у себя в обители и распространять общежительное монашество, ставшее столпом русской соборности. Почивший за два года до Куликовской битвы святитель был одним из творцов победы и расцвета Русского государства.

Святитель Мелетий Антиохийский

Святитель Мелетий Антиохийский начал своё служение на Севастийской кафедре в Армении. Во время борьбы против ариан он был переведён в Антиохию (Сирия). Ариане трижды добивались изгнания святого с кафедры. Святителя отличала необыкновенная кротость и в то же время ревность о чистоте жизни паствы. Святитель Мелетий был уверен, что, если верующие будут жить богоугодно, это поможет им устоять против ложных вероучений. Мелетий жил в эпоху великих святых и сам представлял эту эпоху. Так, он совершил диаконскую хиротонию над святителем Василием Великим и крестил святителя Иоанна Златоуста, позднее посвятившего своему архипастырю похвальное слово. Святитель Мелетий председательствовал на II Вселенском Соборе (381 год) и почил во время проведения собора.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона, называемая также Вратарница, — одна из главных святынь Христианского Востока. Пребывающий на Афоне в Иверском монастыре образ исследователи датируют первой половиной XI века. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золочёным окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. Первоначальное грузинское «Сказание об обретении иконы» и его греческий перевод утрачены. Сохранившиеся «Сказания» не старше XVI века, но есть сведения об иконе в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, основателей Иверского монастыря. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813—1819 годах монаху Феофану.

Евангелие дня

Как избежать в своей жизни разного рода искушений и испытаний? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 22-й и 23-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 22.

39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62И, выйдя вон, горько заплакал.

63Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65И много иных хулений произносили против Него.

66И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Глава 23.

01И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

«Молитесь, чтобы не впасть в искушение», — говорит сегодня Христос. Из этих слов не следует, что тот человек, который молится, застрахован от всяких неприятностей и всё в его жизни гарантированно идёт как по маслу. Мы знаем, что в жизни великих святых случались большие искушения. Например, можно вспомнить Серафима Саровского, великого молитвенника и преподобного, на которого однажды в лесу рядом с кельей напали грабители. Денег у преподобного не было, да и в келье было весьма скромно, а потому и поживиться было нечем. Со злости бандиты жестоко избили святого. Только чудом он остался жив.

Поэтому Христос говорит здесь о другом. Даже во время серьёзного испытания молитва помогает не погрузиться в состояние обиды, злобы и страха. Это и означает выражение «впадать в искушение». В таком состоянии человек теряет себя и не до конца осознаёт, что делает. Его чувства и разум помрачаются. Яркий пример — то, что произошло с Петром. Внутри у него буря и смута, с которой он не в силах справиться. Сначала, в Гефсиманском саду, он в эмоциональном порыве нападает на стражника, отсекает ему ухо. А спустя совсем немного времени под влиянием того же возбуждения он проявляет крайнее малодушие и отрекается от Учителя. Такое поведение вряд ли можно назвать трезвомыслием. Как бы мы сейчас сказали, он действует компульсивно, на эмоциях.

Печалей и скорбей, то есть искушений, не избежать никому. В конце концов, это от нас не зависит. Однако именно в нашей власти выбирать — погрузиться в них или нет. В тяжёлые времена именно навык молитвенной сосредоточенности на Боге помогает сохранить сердце и разум ясными. Дух Божий, с Которым мы соединяемся в молитве, сохраняет нас от малодушия. Даёт нам бодрость и трезвомыслие. Он поднимает нас над ситуацией, словно показывает всё происходящее со стороны и даёт силы правильно проживать испытания. Помогает действовать не на чувствах обиды, злобы и страха, а согласно заповедям Евангелия. В итоге искушение становится для нас не поводом к страданиям. Но тем событием, которое помогает приобрести новый опыт и стать искусней в своей духовной жизни.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Куда ставить свечи в тех или иных случаях?

В Церкви есть традиция ставить на канун свечи об упокоении (да и то, если кто-то перепутает, то это ни к чему не приведёт; это некая человеческая условность, чтобы разделить: где за живых, а где за мертвых; у Бога же нет мертвых — у Него все живы Лк.20:38). Все остальные свечи можно расставлять по собственному усмотрению. Очевидно, что, если Вы затепляете несколько свечей, то благочестиво будет одну поставить перед иконами Святой Троицы или Спасителя. Свеча в храме лишь сопутствует молитве, а к кому обращаться — решает сам молящийся.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим?

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают недогоревшими. Не стоит придавать огарку большого значения, какого бы размера он ни был. Важен сам факт поставленной свечи, ведь отданные нами деньги — это не просто покупка, это жертва на храм Божий, а жертва Богу уже принесена в тот момент, когда мы передали пожертвование.

Кто первым вошёл в Рай?

Существует мнение, что первым вошёл в Рай благоразумный разбойник (в частности оно отражается на некоторых типах православных икон). Евангелист Лука свидетельствует: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Один из них «злословил Иисуса», говоря, «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:39-43).

Подвиг благоразумного разбойника состоял в том, что он сумел узнать Бога в распятом после бичевания Мученике и в смирении покаяться Ему. Он явил деятельные веру, смирение и покаяние, а для большинства людей и целой жизни на это не хватает. При этом второй разбойник не раскаялся, он отверг спасение.

Молитвословия

Тропарь святителя Московского Алексия

глас 8

Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.

Кондак святителя Московского Алексия

глас 8

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владьще, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи,* безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенныи цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского

глас 6

Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского

глас 4

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского

глас 4

Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Иверская

глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская

глас 4

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

Молитва о здравии перед Иверской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Новости по теме

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково
В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково

25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии посёлка Борисково в городе Казани.

В праздник обретения мощей святителя Алексия Московского митрополит Кирилл совершил Литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани
В праздник обретения мощей святителя Алексия Московского митрополит Кирилл совершил Литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани

2 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани.

Храм поселка Алексеевское отметил престольный праздник Храм поселка Алексеевское отметил престольный праздник

25 февраля, в день памяти святителя Алексия Московского, в сослужении духовенства Алексеевского благочиния епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен совершил в храме Божественную литургию.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?