
Седмица первая Великого поста
В этот день совершается память:
Преподобного Льва, епископа Катанского (ок. 780). Преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).
Благоверного князя Ярослава Мудрого (1054). Преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342—344). Преподобного Агафона, папы Римского (682).
Священномученика Николая Розова пресвитера (1938).
Преподобный Лев, епископ Катанский
Святитель Лев был епископом в городе Катания на Сицилии. Однажды в то время, когда святитель совершал Божественную литургию, в храм вошёл колдун Илиодор, бывший прежде христианином, но затем отрёкшийся от Спасителя. Он стал тайно совершать волхвования и достиг того, что христиане стали топать ногами в церкви, как лошади, и рычать, подобно зверям. Илиодор обрадовался успехам своего колдовства и захотел заставить епископа прекратить службу и начать скакать и плясать. Тогда святитель Лев, помолившись перед престолом, вышел из алтаря и, обвязав шею волхва своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он приказал развести костёр и вместе с Илиодором, сознавшимся во всех своих злодеяниях, вошёл в огонь и стоял, пока тот не сгорел. После этого святой Лев, вернувшись в храм, завершил литургию.
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский
О мученической кончине преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря, повествует древняя рукопись Троице-Сергиевой Лавры и другие источники. 20 февраля 1570 года преподобный Корнилий вышел с крестом навстречу прибывшему в монастырь царю Иоанну Грозному. Царь, разгневанный ложным наветом на святого игумена и подозревая его в связи с опальным князем Андреем Курбским, отсёк ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело, на руках понёс в монастырь. Обагрённая кровью мученика дорожка, по которой царь нёс его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путём». Раскаявшись, царь пожертвовал монастырю множество драгоценных вкладов, в том числе массивную золотую цепь из своих собственных вещей, вписал имя преподобномученика Корнилия в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь. Тело святого было положено в стене «Богом зданной пещеры», где нетленно пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Маркелл перенёс мощи мученика в Успенский храм.
Благоверный князь Ярослав Мудрый
Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 году и был сыном святого равноапостольного князя Владимира. Главным делом всей жизни князя Ярослава было обустройство русской земли. При нем были основаны многие города, введен первый на Руси свод законов — «Русская правда». При Ярославе Мудром возникли первые русские монастыри, и тогда, и сегодня являющиеся оплотом веры. Был издан Церковный устав, регламентирующий деятельность Церкви и ее взаимоотношения с государством, и был избран первый русский митрополит — святитель Иларион. В годы его правления на церковнославянский и древнерусский языки было переведено много книг, главным образом богослужебных. Скончался святой князь в 1054 году и погребен в Софийском соборе.
Священное Писание
Что делает человека человеком? И чем мы, люди, отличаемся от животных? Ответ на эти вопрос можно найти в том отрывке из 1-й и 2-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Глава 2.
01Так совершены небо и земля и все воинство их.
02И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
03И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Священное Писание предлагает уникальное учение о человеке. Это не просто одно из творений Бога. Человек — наместник и представитель Бога на земле. Именно эта идея содержится в известном библейском выражении «образ и подобие». В древнееврейском языке, на котором написана книга Бытия, слово «образ» имеет значение «оттиск», «отпечаток», тот след, который оставляет на воске печать. Вот именно таким следом и знаком присутствия Божия в тварном мире и является человек.
Что же такое образ Божий? И как эта богообразность проявляет себя? В различные времена толкователи Писания и богословы давали разные ответы на этот вопрос. Кто-то говорил, что образ Божий выражается в той власти над миром, которой Бог наделил людей. И прямое доказательство этому слова Творца, адресованные сотворённым людям: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми животными и всею землёй».
Кто-то утверждает, что образ Божий — это те качества, которые в полноте присутствуют лишь у человека в отличие от живого и неживого мира. Например, разум, дар слова, способность к абстрактному мышлению, свобода выбора, дар творчества, бессмертие души.
Во всём этом, безусловно, есть своя правда. Всё это важные аспекты уникальности человеческого существа. Однако это лишь внешние проявления нашего близкого родства с Творцом. Дать исчерпывающее объяснение тому, что же такое образ Божий в человеке, невозможно. Единственное, о чём можно говорить с уверенностью, — образ Божий это наша способность проводить свою жизнь точно так, как её живёт Бог, устраивать свою жизнь по образу Святой Троицы. Только человек может достичь такой высоты, что в нём будет отображаться лик Троичного Божества. Не случайно поэтому у христианских богословов человек называется «малый Бог».
Что же это означает — проводить жизнь по образу Святой Троицы? Нам будет полезно помнить хотя бы о двух вещах. Во-первых, это способность поддерживать с теми, кто нас окружает, диалог. Это не означает, что мы должны с утра до вечера висеть на телефоне или сидеть в интернете. Скорее, речь идёт о состоянии открытости людям. О готовности со всяким человеком вступить в полноценное общение, в котором я не только высказываюсь, но и умею слушать и слышать другого. Ставить себя на его место. Умею не оставлять последнее слово за собой. Даже если этот человек мне крайне неприятен. Во-вторых, это способность совершать ради другого конкретное действие. Иначе говоря, навык преодолевать свою болезненную зацикленность на себе и самоотверженно служить ближним. Именно к этому и призывал Господь в Своём Евангелии. Ведь это кратчайший путь к тому, чтобы раскрыть в себе Царство Небесное и стать, наконец-то, полноценным человеком.
священник Дмитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Особенно мы должны бодрствовать во время Великого поста, который и дается нам для того, чтобы мы оценили свое духовное состояние, подумали о том, кто мы, в каком мы состоянии, куда направляем свой путь, что мы делаем и что мы можем сделать. Если мы задаем себе такие вопросы, то они должны приводить к конкретным действиям, к желанию исправить свой жизненный путь. А если человек исправляет свой жизненный путь, то он в первую очередь контролирует самого себя. Тогда никакой праздности быть не может, потому что человек, заботящийся о своем умственном, нравственном, духовном развитии, будет непременно использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать это развитие.
Молитвословия
Тропарь преподобного Льва, епископа Катанского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Льве,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Льва
глас 8
Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне,/ тебе, паче солнца сияюща,/ юже твоими молитвами сохрани, блаженне,/ непобедиму, и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну,// яко приснопамятный.
Тропарь преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/ благости тезоимените, Агафоне,/ моли Благаго Господа, молим тя тепле,/ яко да не лишит нас вечных благ Своих.
Кондак преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Ведый известно, яко снедию род человечь испаде из рая,/ постом же паки вниде в онь,/ постное избрал еси себе житие,/ в немже крепце подвизался, блаженне Агафоне,/ и бесовская шатания тем низлагая,/ приял еси целебныя дары от Христа Бога,/ Емуже присно молися о душах наших.