
Седмица вторая Великого поста
В этот день совершается память:
Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского (806).
Святителя Сильвестра, архиепископа Омского, исповедника (1920); священомученика Александра Виноградова пресвитера, преподобномученицы Мстиславы Фокиной (1938); священномученика Николая Троицкого пресвитера (1945).
Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского
Святитель Тарасий происходил из знатной семьи. Он выдвинулся при дворе императрицы Ирины и достиг звания сенатора. По желанию императрицы он, пройдя в короткое время все иерархические ступени, был возведён на Патриарший престол и председательствовал на VII Вселенском Соборе. Со дня своего посвящения святитель Тарасий ежедневно совершал Божественную литургию до тех пор, пока телесная немощь не приковала его к постели. При кончине святой Тарасий был искушаем нечистыми духами. Когда они старались приписать ему много неправедных дел, святитель ответил: «Я неповинен в том, о чём вы говорите; вы ложно клевещете на меня; нет у вас надо мной никакой власти». Эти слова слышал автор жития святого Тарасия епископ Игнатий Никейский, засвидетельствовавший, что после кончины лицо праведника просветлело.
Евангелие дня
Можно ли побороть охватившую тебя страсть и какие способы для этого существуют в христианской традиции? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 3.
21И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Глава 4.
01Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
02И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
03Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
04и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
05а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
06И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
07если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
История, которую мы только что услышали, произошла сразу после грехопадения Адама и Евы. Мы узнаём, что Бог одевает людей в одежды кожаные. Как можно понимать эти слова? Кто-то их христианских толкователей предлагает понимать это буквально. Адам и Ева впервые в своей жизни оказались во враждебном мире. Они не знают, как им здесь выживать. А потому Бог собственноручно заботится о них. Он показывает людям, как они могут выжить в этих диких условиях. Кроме того, Господь даёт людям понять то, что такое смерть. Ведь чтобы сделать одежду из шкуры животного, его необходимо сначала умертвить. Из этого Адам и Ева узнают наглядно, какая участь в итоге ожидает их.
Однако есть ещё одна традиция толкования. Выражение «одежды кожаные» можно понимать не в буквальном, а скорее как фразеологический оборот. После грехопадения человеческая природа подверглась качественным изменениям. Адама и Еву поразила болезнь. Они стали смертны, в них начали действовать греховные страсти, их тела начали испытывать на себе разрушительное воздействие окружающей среды. Смертность, тленность, страстность — согласно христианскому богословию, это три главных следствия грехопадения, которые каждый из нас со времён прародителей может наблюдать в себе. Вот это и есть те кожаные одежды, в которые оделись первые люди. На языке Священного Писания это нередко называется словом «плоть». Это падший образ бытия. Склонность ко греху, которая передаётся по наследству.
И эпизод о Каине и Авеле — яркий тому пример. Каин мучается от зависти по отношению к своему брату. Бог принял жертву Авеля, но отверг его жертву. Древние предания говорят, что Каина раздирает не только эта страсть. Он чувствовал себя опозоренным перед родителями и своими сёстрами, которые были свидетелями его неудачи. О том, как сильны были его мучения, свидетельствует выражение «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». К чему это привело, мы знаем. Каин убивает Авеля. Вот и три последствия греха. Каин мучается от страсти, он наносит физический вред брату, тело которого не выдерживает ран и умирает. Тленность, смертность, страстность.
Однако в этом же отрывке есть и лучик надежды для всех нас. Бог видит, как страсти мучают Каина и говорит ему: грех «влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть состояние человека не безнадёжно. Оказывается, можно господствовать над раздирающими тебя греховными страстями. Как дрессировщик укрощает дикого зверя, так и Каин имел силы смирить бушующие страсти. И Бог даже подсказывает ему как именно: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Доброделание — вот один из старых как мир, но на удивление действенных способов противостоять греху. Не случайно отцы Церкви учат: если тебя одолевает какая-то страсть, необходимо совершать противоположное ей действие.
А потому всё, что нам требуется, — быть внимательными к себе и постоянно наблюдать за тем, что происходит у нас в душе. Отслеживать те мысли и чувства, которые её посещают и при первых признаках страстной одержимости усиленно действовать вопреки ей. А для этого необходимо приучать себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Если до прихода в мир Спасителя у людей была возможность противостоять греху, то что говорить о нас, людях, которые живут в новозаветные времена и могут рассчитывать на благодатную поддержку Христа Спасителя.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Молитвословия
Тропарь святителяТарасия, архиепископа Константинопольского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Тарасие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского
глас 3
Православными догматы Церковь уяснив,/ и Христову, блаженне, честную икону почитати/ и покланятися всех научив,/ обличил еси иконоборцев безбожное веление./ Сего ради вопием ти:// о отче, радуйся, мудре Тарасие.
Молитва святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Тарасие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи младенцы возрасти, плененная возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.