
Великая среда
Прп. Никиты исп., игумена обители Мидики́йской (824).
Мц. Феодосии девы (307—308). Мчч. Елпидифо́ра, Ди́я, Вифо́ния и Га́лика. Прп. Илли́рика Пелопоннесского.
Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».
Литургия Преждеосвященных Даров.
На литургии после «Буди имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
Великая среда
В Великую среду Церковь вспоминает событие, происшедшее за два дня до Распятия. Ночь на среду Иисус Христос провел в Вифании и побывал в доме Симона прокаженного, видимо, исцеленного Христом ранее. Там некая блудница возлила драгоценное миро на Его голову (не путать эту женщину с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, также жившей в Вифании и помазавшей Христа миром четырьмя днями ранее). Так блудница выражала свое искреннее покаяние, не зная, что своим помазанием готовит Спасителя к погребению, о чем Он Сам сказал тогда ученикам, возмутившимся тратой столь дорогого масла. И больше всех возмущался Иуда, который в тот же день сделал свой предательский выбор. Спаситель пришел не к праведным, но к грешным, призывая их к покаянию. И вот теперь, по Его слову, христиане помнят блудницу, очистившуюся своим поступком от проказы грехов.
«Поцелуй Иуды»
Выражение «Поцелуй Иуды», восходящее к событиям Страстной седмицы, стало синонимом предательства со стороны близкого человека. История Русской Церкви знает такие примеры. В ХХ веке, когда возник обновленческий раскол, одним из его лидеров стал петроградский священник Александр Введенский. Он хотел «обновить» церковную жизнь за счёт разрешения епископам жениться, второбрачия священников, упразднения монастырей и тому подобного. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, занял жёсткую позицию в отношении обновленцев, что стало причиной его ареста. Когда в 1922 году чекисты пришли арестовать владыку, то привёл их к нему его бывший ученик, отец Александр Введенский. Войдя в покои владыки, Введенский подошёл под благословение, но митрополит сказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду».
О смерти Иуды Искариота
Евангелист Матфей говорит, что после ареста Христа и начавшегося суда над Ним Иуда Искариот пожалел о своём предательстве. Он пришёл к первосвященникам и вернул деньги, сказав, что предал кровь неповинную. После чего в отчаянии пошёл и удавился (Мф. 27:5). Описание последнего этапа смерти Иуды в Деяниях святых апостолов: он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян 1:18) — спустя несколько веков начинает искажённо пониматься в околоцерковной среде и рождает много легенд. От еретика Аполлинария Лаодикийского (IV век) распространилось «предание», со ссылкой якобы на святого Папия Иерапольского (II век), что Иуда не смог повеситься — верёвка оборвалась, и он прожил ещё несколько лет, болея водянкой. Это легенда противоречит ясным указаниям Писания — и Евангелию от Матфея, и книге Деяний, в которой апостол Пётр, ещё до наступления дня Пятидесятницы, рассказывает церковной общине о гибели Иуды Искариота и отмечает, что об этом известно всему Иерусалиму (Деян. 1:18—19).
Преподобный Никита Исповедник
Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской в благочестивой семье. С юношеских лет он прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор. После его кончины преподобный Никита был избран игуменом. Когда начались гонения на иконопочитателей, преподобный Никита был призван императором Львом Армянином в числе прочих игуменов. Император обещал им свободу при условии общения с иконоборческим патриархом Феодотом. Уступая мольбам других отцов, преподобный Никита согласился, но затем отказался возвращаться в свои монастырь, за что был брошен в темницу. Новый император освободил преподобного, но в монастырь он не вернулся и скончался на одном из островов.
Священное Писание
Для чего мы приходим в Церковь? Кто-то приходит просто за пастырским советом, кто-то для того, чтобы попросить прощения у Бога и избавиться от чувства вины, кто-то интересуется христианством как мировоззрением... Причины могут быть разными. Но для чего же нужно приходит в Церковь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29Народ, стоявший и слышавший то,говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
В 50-х годах XVII века известный математик и философ Блез Паскаль, рассуждая о религии, говорил, что раз мы не можем точно знать, есть Бог или нет, перед нами открываются два пути: атеизм и вера. Первый, по его мнению, очень рискован, потому что в случае ошибки предполагает вечную погибель, при том, что никаких ощутимых плюсов в безверии нет. Второй путь, конечно, предполагает некоторые усилия, связанные с исполнением заповедей и участием в религиозной жизни, но всё это окупается с лихвой, если в конце концов оказывается, что Бог есть. И рассуждал так далеко не только Паскаль. Я знаю и сегодня людей, которые ходят в храм, пишут записки о здравии и упокоении, при том, что они совершенно не уверены, что Бог есть. Знаю и тех, кто говорит, что изучает христианство лишь потому, что жить в условиях христианской цивилизации лучше, как говорится, зная матчасть.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как к апостолу Филиппу приходят эллины и спрашивают его о возможности увидеть Иисуса. Кто для них Христос? Судя по тому, что они пришли на праздник, но названы эллинами, они могли быть язычниками-прозелитами, т.е. теми, кто хотел принять иудаизм, но могли быть и иудеями диаспоры, теми, кто жил не в Иудеи или Галилеи, но в других частях империи и даже за её приделами. Так или иначе Сын Божий для них просто учитель мудрости и чудотворец, с которым было бы интересно познакомиться и пообщаться. Собственно, мы не знаем, увиделись ли они с Иисусом, но знаем, что сам Иисус воспринял их интерес как повод поговорить с апостолами о подлинной славе, которой Ему предстояло прославиться. Возможно, ученикам Христа льстило, что их Учителем интересовались, а их воспринимали как тех, кто может устроить встречу... Но Господь показывает, что истинная слава для Него это не просто известность, не полезность в светском смысле слова, которой могли искать люди. Подлинная слава для Него — это крестная смерть. Люди часто приходили к Нему, для того чтобы обеспечить собственную жизнь в мире сем... Он снисходил к ним, лечил, исцелял, воскрешал, но лишь для того, чтобы дальше сказать, что в общении с Ним на самом деле нужно искать не устройства жизни земной, но достижения жизни вечной. Люди, которые стояли вокруг, не поняли Его, как и сегодня мы часто оказываемся глухи к Его словам ... Ведь слава крестная не может быть понята и принята в логике мира сего. Какие-то обряды можно совершать на всякий случай, но на крест пойти на всякий случай просто невозможно. Не означает ли это, что человек, живущий в мире сем, совершенно не способен пойти за Христом? Ответ Спасителя обращён к нам через века: ещё на малое время свет есть с вами... веруйте в свет, да будете сынами света.
протоиерей Павел Великанов // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня великий день, действительно наполняющий радостью нашу жизнь, наши сердца. Пасхальное торжество есть знак Божиего присутствия среди нас, потому что, когда у человека на сердце светло, когда его посещает светлая радость, ее источником является Сам Бог. Возблагодарим Господа, что ныне в нашем Отечестве все больше и больше людей чувствуют Божие присутствие в своей жизни. И как переполнены храмы Святой Руси в эти предпасхальные и пасхальные дни! Как чувствуется этот праздник на улицах наших современных городов, как чувствуется этот праздник даже среди тех, кто совсем редко посещает Церковь! Потому что радость пасхальная — от Бога. Это реальность, долженствующая укрепить и нашу веру, и наше понимание важности всего того, что совершает Господь через Церковь, в том числе через наши немощные силы.
Молитвословия
Кондак преподобного Никиты
глас 2
Небесный ум и житие стяжав,/ сияеши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещаеши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу, // моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Никиты исповедника
глас 2
Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет
глас 5
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.