21 июля. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

17547
Фото

Неделя 4-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Великомученика Прокопия (303). Праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303).

Праведного Прокопия Устьянского (XVII).

Священномучеников Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918).

Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588),Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689),Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в этот день установлено в память об обретении этого чудотворного образа на пепелище в Казани 8 июля 1579 г. Ныне на этом месте воздвигнут Казанский собор, в пещерном храме которого отмечено место обретения святой иконы.

Священномученик Феодор Распопов — студент Казанской духовной академии (1912-1913). Расстрелян в Тобольской губернии 21 июля 1918 г.

Престольные праздники

Казанский кафедральный собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря г. Казани (К)

Казанско-Богородицкий храм пос. Мирный г. Казани (К)

Казанско-Богородицкий храм пос. Царицыно г. Казани (К)

Казанско-Богородицкий придел Николо-Гостинодворского храма г. Казани (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Русская Киреметь Аксубаевского района (Ч)

Казанско-Богородицкий молитвенный дом с. Ерыкла Алексеевского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм с. Балахчино Алексеевского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм с. Нижнее Колчурино Алькеевского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм с. Старая Тахтала Алькеевского района (Ч)

Казанский кафедральный собор г. Альметьевска (А)

Казанско-Богородицкий молитвенный дом с. Ерсубайкино Альметьевского района (А)

Казанско-Богородицкий храм с. Русский Акташ Альметьевского района (А)

Казанско-Богородицкий храм с. Старое Чурилино Арского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Малые Лызи Балтасинского района (К)

Казанский собор г. Бугульмы (А)

Казанский собор Казанско-Богородицкого монастыря г. Бугульмы (А)

Казанско-Богородицкий храм с. Большое Фролово Буинского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Бюрганы Буинского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Кошки-Теняково Буинского района (К)

Казанско-Богородицкий придел Троицкого храма с. Протопопово Буинского района (К)

Казанско-Богородицкий придел Крестовоздвиженского храма с. Каинки Верхнеуслонского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Убеи Дрожжановского района (К)

Казанско-Богородицкий храм Казанско-Богородицкого женского монастыря г. Елабуги (Н)

Казанско-Богородицкий храм с. Анзирка Елабужского района (Н)

Казанско-Богородицкий храм Никольского прихода г. Зеленодольска (К)

Казанско-Богородицкий придел Крестовоздвиженского храма пос. Васильево Зеленодольского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Федотово Заинского района (А)

Казанско-Богородицкий храм с. Муратово Кайбицкого района (К)

Казанско-Богородицкий молитвенный дом с. Федоровское Кайбицкого района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Ошторма-Юмья Кукморского района (К)

Казанско-Богородицкий придел Софийского собора г. Лаишева (К)

Казанско-Богородицкий храм д. Астраханка Лаишевского района (К)

Казанско-Богородицкий храм-часовня подворья Успенского Зилантова женского монастыря в д. Бутыри Лаишевского района (К)

Казанско-Богородицкий храм д. Смолдеярово Лаишевского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Юкачи Мамадышского района (К)

Казанско-Богородицкий придел Богоявленского храма г. Менделеевска (Н)

Казанско-Богородицкий храм г. Мензелинска (Н)

Казанско-Богородицкий храм прихода Рождества Христова г. Набережные Челны (Н)

Казанско-Богородицкий храм архиерейского подворья прав. Иоанна Кронштадтского пос. Красный Ключ Нижнекамского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм с. Сухарево Нижнекамского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм пос. Татарское Утяшкино Новошешминского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм пгт. Рыбная Слобода (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Ленино-Кокушкино Пестречинского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Шемордан Сабинского района (К)

Казанско-Богородицкий молитвенный дом с. Бураково Спасского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм с. Никольское Спасского района (Ч)

Казанско-Богородицкий придел Троицкого собора г. Тетюши (К)

Казанско-Богородицкий придел Макарьевского храма с. Ильбухтино Тукаевского района (Н)

Казанско-Богородицкий придел Богоявленского храма пос. Круглое Поле Тукаевского района (Н)

Казанско-Богородицкий храм с. Карабаян Тюлячинского района (К)

Казанско-Богородицкий храм с. Ульяновка Черемшанского района (Ч)

Казанско-Богородицкий храм г. Чистополя (Ч)

Казанско-Богородицкий храм д. Верхняя Кондрата Чистопольского района (Ч)

Казанская икона Божией Матери

В июле 1579 года жившей в Казани 10-летней Матрёне во сне явилась Божия Матерь, повелевшая девочке идти на место их сгоревшего дома и найти Её икону. Матрёна сказала о видении взрослым, но её словам не придали значения. Лишь после третьего явления мать девочки рассказала об этом местному духовенству. Священники и Матрёна пошли на пожарище и в указанном месте на глубине около 1,5 метров нашли икону, завёрнутую в полуистлевший рукав кафтана. Найденный образ был столь ярким, словно иконописец только что закончил свой труд. Одним из свидетелей чудесного обретения иконы был служивший в казанском храме Святителя Николая священник Ермолай, впоследствии — Патриарх Гермоген. В 1594 году он составил Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него.

Великомученик Прокопий

Святой великомученик Прокопий, был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, ему было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. После видения он ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. На святого угодника донесла родная мать. Он был приговорен к усекновению мечом.

Евангелие дня

Древние римляне славились своей рациональностью. Они стремились из всего извлечь пользу. Даже из религии, которую воспринимали как инструмент управления обществом. Данное обстоятельство стоит учитывать при обдумывании содержания отрывка из восьмой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 8.

05Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

06Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

07Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

08Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

09ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Английский историк Гиббон пишет: «Различные религии, существовавшие в Римской империи, простые люди считали равно истинными, философы — равно ошибочными, а власти одинаково полезными». Именно в таком контексте Гиббон предлагает рассматривать прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея. Иными словами, для светского исследователя поступок римского сотника (центуриона) представлял собой не столько искреннее проявление веры в Сына Божьего, сколько следовал в русле довольно специфической общественно-государственной логики.

Данную логику можно представить себе примерно так. Сотник (не последний человек в военной и общественной иерархии Римской империи) услышал о великом проповеднике-чудотворце и решил воспользоваться его услугами. Чтобы и слугу вылечить, и новому религиозному движению добавить авторитетности. В том числе и для того, чтобы ещё больше расщепить изнутри и так уже совсем не монолитную структуру иудаизма. «Разделяй и властвуй», — как любили повторять римские завоеватели.

Но всё же — поступок сотника (даже при огромном желании) нельзя свести в меркантильную плоскость. В ином Евангелии — от Луки — при описании услышанных нами событий мы видим поразительную вещь. Об исцелении слуги сотника Христа сначала просит группа иудеев. Надо сказать, древние евреи всегда с большим подозрением относились даже к самым добрым поступкам язычников, никогда не доверяли иноверцам. Но, похоже, данного конкретного центуриона они действительно уважали и ценили. А потому отважились публично исполнить его просьбу, обратившись с ходатайством к Иисусу, Которого не особо любили.

Евангелие ничего не говорит нам о том, был ли центурион так называемым прозелитом — язычником, принявшим ветхозаветную религию. Но этот человек явным образом чувствовал, где находится истинный Бог. Иначе он вряд ли бы обратил внимание на проповедническую деятельность Христа. Нужно обязательно подчеркнуть ещё один момент — что именно подтолкнуло сотника обратиться с просьбой к Спасителю? Как кажется, главную роль сыграло искреннее, нелицемерное милосердие.

Слуга, за которого просил центурион, был рабом. В понимании людей того времени — фактически вещью. Больного, неспособного полноценно трудиться раба можно было спокойно выгнать, выкинуть как какой-нибудь ненужный в хозяйстве предмет. Но центурион проявил себя совершенно иначе. Он, как кажется, исчерпав возможности обычной медицины, не утратил окончательно надежды. И возложил её (надежду) на Бога, силу Которого он видел в словах и поступках Иисуса из Назарета. Сотник при этом отказался использовать свой служебный статус — он не приказывал, а просил у Христа о помощи с настоящим смирением.

В результате центурион был услышан и вознаграждён. Его пример имеет огромное значение для каждого из нас. Ведь поступок сотника демонстрирует — связующим звеном между нами и Богом может быть только любовь, которая просит о милости и не навязывает своего. Будем же следовать примеру благочестивого центуриона, становясь посредниками для Божественного милосердия, и Христос в ответ будет помогать нам и нашим ближним преодолевать трудности и скорби, которые нам неминуемо преподносит эта непростая жизнь.

священник Антоний Борисов

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть верующим, религиозным человеком — это, значит, жить очень богатой внутренней жизнью, той жизнью, которую ни с чем нельзя сравнить, которая одна открывает двери, ведущие к подлинному счастью, блаженству человека. Вот почему верующие люди, опытно познавшие полноту религиозного образа жизни, всегда берегут в себе этот опыт, оставаясь верными Богу даже до смерти (Флп. 2, 8), как были верны Господу многие и многие святые новомученики и исповедники Церкви Русской. Научаемые этими великими примерами христианской жизни, будем стремиться к внутренней перемене нашего сердца, к сохранению и приумножению навыков добродетели.

Молитвословия

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

Молитва пред Казанской иконой Богоматери

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана состоялся концерт заслуженной артистки России Ольги Кормухиной В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана состоялся концерт заслуженной артистки России Ольги Кормухиной

Вечером 21 июля в парке «Елмай» на набережной реки Казанки состоялся концерт заслуженной артистки России Ольги Кормухиной. Известная отечественная певица исполнила песни о Родине, о вере, о духовном поиске и преодолении испытаний, которые присутствуют в жизни каждого человека.

В столице Татарстана состоялся традиционный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери
В столице Татарстана состоялся традиционный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери

21 июля 2025 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), в столице Татарстана состоялся традиционный крестный ход с Казанским образом Царицы Небесной. Чтимый список Казанской иконы Божией Матери крестным ходом пронесли по историческому центру Казани.

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Казанском кафедральном соборе состоялось архиерейское богослужение
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Казанском кафедральном соборе состоялось архиерейское богослужение

Вечером 20 июля, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в Казанском кафедральном соборе было совершено архиерейское богослужение.

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные
Публикации 20 июля 2025
Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные

Многовековая история Казанской иконы Божией Матери — это непрестанная череда чудес. Само обретение реликвии произошло невероятным образом.