27 апреля. Память святителя Мартина исповедника, папы Римского

5030
Фото

Лазарева суббота

В этот день совершается память:

Воскрешение праведного Лазаря.

Святителя Мартина исповедника, папы Римского (655).

Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мученика Ардалиона (305—311). Мучеников 1000-и Персидских и Азата скопца (ок. 341).

Святого Александра Орлова исповедника, пресвитера (1941).

Виленской и Виленской-Остробрамской икон Божией Матери.

Воскрешение праведного Лазаря Четверодневного

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона. Праздновать в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после 40-дневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, — ведь при них Лазарь был ещё жив. Ибо тогда нужно было доказать, что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мёртвых, в чём лучше всего убеждал Лазарь.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушёл. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (недалеко от современной Ларнаки); пожив свято и богоугодно, совершив многие чудеса, он через 30 лет после того, как ожил, снова умер и был погребён на Кипре. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенёс честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царём храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа… Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.

Святитель Мартин исповедник, папа Римский

Святой Мартин жил в эпоху, когда Православная Церковь была едина и еще не распалась на Восточную и Западную. В те времена, когда в Константинополе к власти приходили еретики императоры или патриархи, римские папы часто становились защитниками правой веры. Так, папа Мартин выступил против монофелитской ереси, которую поддерживал император Констант II. Монофелиты не признавали во Христе две воли (божественную и человеческую), тем самым искажая учение о нашем спасении. Мартин созвал собор, который осудил ересь. Император велел арестовать папу, но экзарх побоялся открыто схватить его и велел наемнику убить святителя в церкви, но тот, приблизившись с мечом к Мартину, ослеп. Позднее экзарх Феодор доставил святого пленником в Константинополь. Он был отправлен в ссылку в Херсонес в Крыму, где и скончался.

Виленская икона Божией Матери

По преданию, Виленская икона (её также называют «Одигитрией», «Цареградской» и «Иерусалимской») была написана при жизни Пресвятой Богородицы евангелистом Лукой. Икона состояла из четырёх досок разных пород дерева, соединённых вместе. Впоследствии образ был перенёсен из Палестины в Константинополь и долгое время был родовой святыней византийских императоров. Существуют две версии появления иконы в Москве. Согласно наиболее распространённому преданию, чудотворный образ прибыл в 1472 году с Софьей Палеолог, будущей супругой великого князя Московского Иоанна III Васильевича. По другой версии, менее признанной, икона перешла к московским князьям от князей галицких, получивших её в дар от византийского императора. В 1495 году этой иконой великий князь Иван III благословил свою дочь княжну Елену на брак с великим князем литовским Александром. Так чудотворный образ попал в столицу Литовского княжества город Вильно. По этой причине икона стала именоваться «Виленской».

Священное Писание

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего дня — Вербного воскресенья. В саму же Лазареву в храмах обычно тихо и немноголюдно. Однако Евангелие уделяет и личности святого Лазаря, и его воскрешению из мёртвых особое внимание. Убедиться в этом можно, послушав отрывок из 11-й главы Евангелия от Иоанна. Он читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 11.

01Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жилиМария и Марфа, сестра ее.

02Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

03Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

04Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

05Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

06Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

07После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

08Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

09Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их впечали о брате их.

20Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.

32Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35Иисус прослезился.

36Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41Итак отняли камень от пещеры,где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Лазарь и его сёстры, Марфа и Мария, были друзьями Христа. Спаситель часто гостил у них дома в селении под названием Вифания, видел в них самых близких по духу людей. Когда Лазарь заболел, Иисус довольно быстро узнал о его недуге. Но не стал торопиться, не бросился на помощь. Апостолы находились в недоумении. Однако Спаситель знал, какая удивительная судьба ожидает Его друга и какой доброй цели может послужить смерть этого человека. Христос вместе с апостолами отправился в Вифанию уже после кончины Лазаря, и прибыл туда уже даже после его похорон. Смерть друга печалила Спасителя, но Он не сомневался, что сможет всё полностью изменить.

Христос приходит к гробовой пещере Лазаря и просит отвалить камень, которым был закрыт её вход. Для иудеев подобное казалось странным. Ведь закон Моисея приказывал им не приближаться к мёртвым телам, подвергшимся разложению. А на четвёртый день трупное гниение уже себя проявляло самым приметным образом. Однако камень всё же отвалили. Из пещеры донёсся отчётливый запах тления. Он смутил всех, кроме Христа. Спаситель воззвал громким голосом: «Лазарь, тебе говорю — восстань!» Случилось немыслимое. Мёртвый друг Иисуса ожил. Несмотря на окутавшие его погребальные пелены, он с трудом, но вышел из пещеры.

Душа по приказу Христа вернулась в тело Его друга. Хотя с момента смерти прошло уже четыре дня — согласно иудейскому преданию именно на четвёртый день душа умершего окончательно покидает мир людей. Так всем очевидцам чуда стало понятно — Иисус из Назарета не просто пророк, но обещанный Богом Спаситель. После воскрешения Лазарь прожил ещё много лет. Долгое время он был главой христианской общины на острове Кипр. О произошедшем с ним чуде ему самому и окружающим напоминал лёгкий запах тления, который исходил от его тела.

Для Церкви воскрешение Лазаря стало символом всеобщего воскрешения мёртвых в конце времён. Во время Второго Пришествия Христа тела всех умерших восстановятся и соединятся с душами. Но восстановится не привычное нам существование. Воскрешённый Христом Лазарь впоследствии умер во второй раз. Мы же, перейдя от смерти в жизнь в день Второго пришествия, по слову апостола Павла, изменимся. И те, кто верил в Господа Иисуса и жил, исполняя Его заповеди, получат новое и совершенное бытие в Боге. Не будет уже ни боли, ни голода, ни страданий. Праведников ожидает только радость, сравнение с которой не выдерживает никакое земное счастье.

священник Антоний Борисов // Радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Непросто развивается человеческая история. Как много противоречий, заблуждений, трудностей! Как не сбиться с пути? Как не потерять самого себя? Как не распять свои принципы и идеалы? Чтобы остаться собой, нужно иметь в руках путеводную нить. Этой нитью является Сам Бог, Который дал нам Свой Божественный закон и сказал простые слова: если будете его исполнять, будете иметь жизнь вечную. Не просто благополучие сиюминутное — жизнь вечную будете иметь; и мы верим, что это не пустые слова. И потому будем держать крепко эту нить, кто бы и как бы ни вырывал ее из рук — хитростью или силой. Мы будем крепко ее держать, не боясь ничего, даже смерти. Верим, что только духовной силой, молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек, и будем погружаться в понимание того, что с Богом мы всегда остаемся победителями.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивляться злу, искушениям дьявола, жить по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматы, запрограммированные на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми — со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог с нами в этой борьбе и Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся нестрашными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь только грозным мечом, останавливающим безумцев.

О чтении Слова Божиего

Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие». «Что так?» — спросил старец. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Чадо, — сказал ему тогда старец, — овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

Что есть настоящая вера?

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Молитвословия

Тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских

глас 4

Иже земных, чести и славы отвергшеся,/ доблии и честнии страдальцы,/ веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/ на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку./ Темже и Христос преславно столпом облачным/ с Небесе вас озари/ и почестьми и венцы от Престола славы венча./ Со Ангелы Тому предстояще,/ молите спастися душам нашим.

Кондак мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских

глас 3

Отеческую прелесть оставльше, святии,/ приведостеся Христови,/ всем души усердием стаете мужемудренно до смерти./ Темже и взясте победы почесть воистинну,/ о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

Тропарь святого Мартина Исповедника, папы Римского

глас 4

Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года