Страстная седмица
В этот день совершается память:
Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).
Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).
Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.
Великий понедельник
В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья, так и Иисуса Христа возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры. Братья продали самого младшего за 20 сребреников. Предательство-«продажа» Спасителя принесло Иуде Искариоту 30 сребреников, причем один из братьев Иосифа, придумавший продать его, приходится предателю тезкой. В Египте Иосифа оклеветали, посадили в тюрьму, потом он был оправдан, поднялся высоко в государстве, спас Египет от последствий неурожая, а позже простил и спас от голода своих братьев. И само имя, которое было дано фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах, означало Спаситель мира (Быт. 41:45). Так же и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих мучителей, дает всем возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает также о засохшей смоковнице. На другой день после Входа Господнего в Иерусалим, когда Иисус вышел с апостолами из Вифании, «Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:12—14). И дерево засохло. Господь не раз предупреждал, что Суд Божий наступит внезапно — и все должны быть к нему готовы в любую минуту, даже до «времени собирания смокв». И вот судьба смоковницы — прообраз судьбы не принявших Господа иудеев и, шире, всех, кто не примет Христа. Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось и символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, вскоре и произошедшей. Образ смоковницы избран еще и потому, что, по библейскому преданию, именно ее листьями прикрылись согрешившие пред Богом своим непослушанием Адам и Ева.
Мученицы Агапии, Ирины и Хионии
Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония — родные сестры-христианки. За исповедание веры они предстали на суд правителя Дулкиция. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Попытка обнажить перед ним святых мучениц не привела к желаемому, ибо одежды как бы приросли к их телам. В конечном итоге их предали мучению, и они неоскверненными отошли ко Господу в 304 г. Будущая великомученица Анастасия Узорешительница (4 января), узнав о кончине святых сестер, с честью погребла их тела.
Священное Писание
К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги пророка Иезекииля, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
01И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый деньмесяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.
02В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима),
03было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.
04И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
05а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных,- и таков был вид их: облик их был, как у человека;
06и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
07а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
08И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
09и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
10Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
12И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
13И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
14И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.
15И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
16Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
17Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.
18А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
19И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.
20Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.
Только что мы услышали одно из самых таинственных пророческих видений, описанных на страницах Библии. Пророк Иезекииль рассказывает о том, как Господь призвал его к пророческому служению. Для того, чтобы передать свой опыт, он подбирает образы, которые могут хотя бы отдалённо передать то, что он пережил и увидел. Очевидно, все эти образы в большей степени символические. Они лишь подобны той реальности, которая открылась Иезекиилю. Потому что человеческий язык слишком ограничен, чтобы выразить и описать все тайны божественного мира. Мы можем говорить о нём лишь по аналогии с теми образами, которые видим вокруг себя. И всякое наше описание будет лишь бледной тенью. А потому цель этого рассказа не столько в том, чтобы в точности изобразить, как устроена духовная реальность, сколько создать у нас ощущение чего-то необычного, странного, совершенно не похожего на то, с чем мы имеем дело здесь, в своей обыкновенной жизни.
Подобно этому, также странно, прошла и вся дальнейшая жизнь Иезекииля. Для нас, обывателей, его судьба очень необычная. В возрасте 30 лет Иезекииль был уведён в вавилонский плен. Здесь он и начинает пророчествовать. Причём пророчествует не только словом, но и действием. Так, например, на время Господь забирает у Иезекииля дар речи. Он становится немым и может объясняться лишь жестами. Говорить пророк мог только тогда, когда через него Бог начинал открывать евреям свою волю. Так слова пророка становились весомее и значимей. Или же Господь повелевает Иезекиилю 390 дней спать на левом боку, а потом 40 дней на правом в знак беззакония евреев. Или же он ест лепёшки, испечённые на коровьем навозе, указывая на грядущую осаду и разрушение Иерусалима. Он обривает голову, предсказывая участь выживших. Все они окажутся пленниками и рабами. Даже смерть жены пророка, которую Господь запрещает ему оплакивать, становится для евреев пророчеством об их участи. Также и они не смогут даже оплакать разрушение своей святыни, Иерусалимского храма. Им будет не до этого. Настолько их поглотит беда, которая обрушится на всё еврейское государство.
Для нас всё это странно. В ещё большей степени странно, чем то видение, которое открылось Иезекиилю. Для нас странно жить и не принадлежать себе. Странно принимать от Бога и плохое, и хорошее. Во всём видеть повод Ему послужить. Всё, чем обладаешь, превращать в инструменты исполнения Его воли. Однако это и есть путь всякого, кто хочет идти за Христом. И пусть судьба Иезекииля изображает этот путь в несколько необычном виде, зато она прекрасно иллюстрирует этот важный духовный принцип. Если хотим, чтобы духовная реальность нам открылась, постараемся и в своей повседневной жизни жить по тем законам, которые делают нас странными для этого мира. Во всех своих делах постоянно искать волю Божию и выполнять заповеди Его Евангелия.
священник Дмитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.
Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери
«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».
Притча
Один старец сказал:
— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.
Что такое Православная вера?
Православная вера — вера, основанная на подлинном, неповрежденном учении, преподанном через Господа Иисуса Христа, хранимая и проповедуемая Вселенской Православной Церковью, единственно истинная и спасительная (Ин.3:18). Слово «Православная», происходит от двух греческих слов, ὀρθός — стоящий прямо, правильный, прямой, — и δοκέω — думаю, полагаю, верю, и обозначает правильное учение о Боге и «правильное славление (прославление) Бога».
Молитвословия
Кондак мучениц Агапии, Ирины и Хионии
глас 4
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской
глас 4
Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.