29 апреля. Память мучениц Агапии, Ирины и Хионии

3615
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).

Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).

Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

Великий понедельник

В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. Как Иосифа за его чистоту возненавидели братья, так и Иисуса Христа возненавидели иудейские начальники, ханжи и лицемеры. Братья продали самого младшего за 20 сребреников. Предательство-«продажа» Спасителя принесло Иуде Искариоту 30 сребреников, причем один из братьев Иосифа, придумавший продать его, приходится предателю тезкой. В Египте Иосифа оклеветали, посадили в тюрьму, потом он был оправдан, поднялся высоко в государстве, спас Египет от последствий неурожая, а позже простил и спас от голода своих братьев. И само имя, которое было дано фараоном Иосифу в Египте, Цафнаф-панеах, означало Спаситель мира (Быт. 41:45). Так же и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих мучителей, дает всем возможность спастись, насыщает людей Хлебом Жизни в Таинстве Евхаристии.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает также о засохшей смоковнице. На другой день после Входа Господнего в Иерусалим, когда Иисус вышел с апостолами из Вифании, «Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:12—14). И дерево засохло. Господь не раз предупреждал, что Суд Божий наступит внезапно — и все должны быть к нему готовы в любую минуту, даже до «времени собирания смокв». И вот судьба смоковницы — прообраз судьбы не принявших Господа иудеев и, шире, всех, кто не примет Христа. Чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось и символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, вскоре и произошедшей. Образ смоковницы избран еще и потому, что, по библейскому преданию, именно ее листьями прикрылись согрешившие пред Богом своим непослушанием Адам и Ева.

Мученицы Агапии, Ирины и Хионии

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония — родные сестры-христианки. За исповедание веры они предстали на суд правителя Дулкиция. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Попытка обнажить перед ним святых мучениц не привела к желаемому, ибо одежды как бы приросли к их телам. В конечном итоге их предали мучению, и они неоскверненными отошли ко Господу в 304 г. Будущая великомученица Анастасия Узорешительница (4 января), узнав о кончине святых сестер, с честью погребла их тела.

Священное Писание

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги пророка Иезекииля, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

01И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый деньмесяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

02В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима),

03было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня.

04И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

05а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных,- и таков был вид их: облик их был, как у человека;

06и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

07а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

08И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;

09и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

10Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.

11И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

12И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

13И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

14И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

15И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

16Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.

17Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.

18А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.

19И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.

20Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

Только что мы услышали одно из самых таинственных пророческих видений, описанных на страницах Библии. Пророк Иезекииль рассказывает о том, как Господь призвал его к пророческому служению. Для того, чтобы передать свой опыт, он подбирает образы, которые могут хотя бы отдалённо передать то, что он пережил и увидел. Очевидно, все эти образы в большей степени символические. Они лишь подобны той реальности, которая открылась Иезекиилю. Потому что человеческий язык слишком ограничен, чтобы выразить и описать все тайны божественного мира. Мы можем говорить о нём лишь по аналогии с теми образами, которые видим вокруг себя. И всякое наше описание будет лишь бледной тенью. А потому цель этого рассказа не столько в том, чтобы в точности изобразить, как устроена духовная реальность, сколько создать у нас ощущение чего-то необычного, странного, совершенно не похожего на то, с чем мы имеем дело здесь, в своей обыкновенной жизни.

Подобно этому, также странно, прошла и вся дальнейшая жизнь Иезекииля. Для нас, обывателей, его судьба очень необычная. В возрасте 30 лет Иезекииль был уведён в вавилонский плен. Здесь он и начинает пророчествовать. Причём пророчествует не только словом, но и действием. Так, например, на время Господь забирает у Иезекииля дар речи. Он становится немым и может объясняться лишь жестами. Говорить пророк мог только тогда, когда через него Бог начинал открывать евреям свою волю. Так слова пророка становились весомее и значимей. Или же Господь повелевает Иезекиилю 390 дней спать на левом боку, а потом 40 дней на правом в знак беззакония евреев. Или же он ест лепёшки, испечённые на коровьем навозе, указывая на грядущую осаду и разрушение Иерусалима. Он обривает голову, предсказывая участь выживших. Все они окажутся пленниками и рабами. Даже смерть жены пророка, которую Господь запрещает ему оплакивать, становится для евреев пророчеством об их участи. Также и они не смогут даже оплакать разрушение своей святыни, Иерусалимского храма. Им будет не до этого. Настолько их поглотит беда, которая обрушится на всё еврейское государство.

Для нас всё это странно. В ещё большей степени странно, чем то видение, которое открылось Иезекиилю. Для нас странно жить и не принадлежать себе. Странно принимать от Бога и плохое, и хорошее. Во всём видеть повод Ему послужить. Всё, чем обладаешь, превращать в инструменты исполнения Его воли. Однако это и есть путь всякого, кто хочет идти за Христом. И пусть судьба Иезекииля изображает этот путь в несколько необычном виде, зато она прекрасно иллюстрирует этот важный духовный принцип. Если хотим, чтобы духовная реальность нам открылась, постараемся и в своей повседневной жизни жить по тем законам, которые делают нас странными для этого мира. Во всех своих делах постоянно искать волю Божию и выполнять заповеди Его Евангелия.

священник Дмитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери

«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».

Притча

Один старец сказал:

— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.

Что такое Православная вера?

Православная вера — вера, основанная на подлинном, неповрежденном учении, преподанном через Господа Иисуса Христа, хранимая и проповедуемая Вселенской Православной Церковью, единственно истинная и спасительная (Ин.3:18). Слово «Православная», происходит от двух греческих слов, ὀρθός — стоящий прямо, правильный, прямой, — и δοκέω — думаю, полагаю, верю, и обозначает правильное учение о Боге и «правильное славление (прославление) Бога».

Молитвословия

Кондак мучениц Агапии, Ирины и Хионии

глас 4

Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской

глас 4

Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года