6 мая. Память великомученика Георгия Победоносца

5320
Фото

Седмица 3-я по Пасхе.

В этот день совершается память:

Великомученика Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012).

Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). Преподобной Софии (1974).

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940).

Великомученик Георгий Победоносец

Святой Георгий Победоносец пострадал в Никомидии в 303 году во время гонения на христиан императора Диоклетиана. Будучи тысяченачальником и любимцем Диоклетиана, Георгий обличил императора и объявил себя христианином, за что был брошен в темницу и с тяжёлым камнем на груди привязан к столбам. Святого подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами, бросили в яму с негашёной известью, перебили кости на руках и ногах, заставили бежать в раскалённых железных сапогах, избили плетьми так, что со спины слезла кожа, принудили выпить две чаши с ядом, но ничто не повредило ему. После семи дней тяжких мучений святой Георгий явил чудеса: воскресил умершего, оживил павшего вола, сокрушил идолов в храме Аполлона, обратив многих ко Христу. На восьмой день мучений святого Георгия обезглавили.

Второе обретение Иверской иконы Божией Матери

Церемония передачи Русской Православной Церкви древнейшего на Руси списка Иверской иконы Божией Матери, принесённого с Афона в 1648 году, состоялась в московском Новодевичьем монастыре 6 мая 2012 года. Это первый список Иверской иконы, с которого началось почитание этого чудотворного образа на Руси. Он полностью идентичен древнему чудотворному образу. С 1654 года на протяжении трёх с половиной столетий список пребывал в Новодевичьей обители, а после её закрытия хранился в фондах Государственного Исторического музея. Духовенство Московской епархии перенесло икону крестным ходом в Успенский собор, где она находится по сей день. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года празднование второго обретения списка чудотворной иконы было внесено в церковный календарь.

Священное Писание

Деян., 22 зач., IX, 19-31

19 и, приняв пищи, укрепился. || И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

Ин., 52 зач., XV, 17 — XVI, 2

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 9, 19-31; Ин. 15, 17-16, 2

Когда св. Павел стал проповедывать в Дамаске, все дивились, говоря: "не тот ли это самый, который гнал призывающих имя сие?" И всегда так бывает, что те, среди которых кто либо обращается от неверия к вере, или от греха к добродетели, дивятся, что сделалось с этим обращенным? Все шло у него по нашему, а тут вдруг все стало иначе: и речь, и взор, и поступь, и мысли не те, и начинания иные, и места посещения другие. Тут то же бывает, как если бы шел кто на запад и вдруг повернул на восток. Обе эти жизни противоположны и одна другую исключают. Кто захотел бы совместить их, или составить цельную жизнь частью из того, частью из другого, тот потратит и время и труды, а успеха никакого не будет. Какое общение! Только не понимающие дела могут говорить: "зачем так круто"!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Мысль, забота и ожидание, достойные человека

Одному святителю задали три вопроса:

— Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:

— Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

«Сад сердца». Духовный дневник императрицы Александры Феодоровны

«Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит… Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное. Мы не можем взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения. Прекрасные качества христианского характера — это не обычные добродетели. В скрижалях о них говорится как о плодах Духа. Ничто, кроме любви Господа, не может пробудить в нас духовные силы и возможности… Радость спасения рождается из скорби раскаяния. Пепел великих бедствий удобряет почву жизней человеческих, и добродетели произрастают на ней в изобилии. После великой скорби жизнь для вас становится в тысячу раз важнее. И плодами вашей любви кормятся многие другие».

6 мая — день Ангела святой императрицы страстотерпицы Александры Феодоровны.

***

Особенности богослужения в Светлую седмицу

Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные и просительные молитвословия из богослужения исключены: не стихословится Псалтирь, опускаются и почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей. Даже "принесенное с неба" ангельское славословие о Триедином Боге — Трисвятое, обычно возносимое на каждой из служб суточного круга, во всю Пасхальную седмицу не произносится ни разу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни в келейной молитве.

Панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день Пасхи. Поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся, задостойнок — Светися, светися, новый Иерусалиме.

Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы — особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше…» — задостойник Пасхи, который до Вознесения поётся или читается вместо «Достойно есть». Он взят из 9-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина. Этим песнопением преподобный отсылает нас к церковному преданию, согласно которому первой о Воскресении узнала Богородица. Архангел Гавриил, предвозвестивший Ей рождение от Неё Спасителя, явился к Ней с радостной вестью о Воскресении Христа. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Радостную весть о Господнем Воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…» Далее Архангел обращается к Новозаветной Церкви со словами пророка Исаии о Воскресении Христа: «Светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе». Под Сионом, по мнению блаженного Иеронима, подразумеваются святые, стоящие на вершине добродетелей. В конце задостойника Архангел вновь призывает Богородицу радоваться о Воскресении Рождённого Ей Христа.

Время празднования Пасхи

В разных Поместных Церквах время празднования Пасхи различалось. Малоазийские Церкви, где было много иудеохристиан, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, праздновали Крестную Пасху вместе с иудеями, прерывая на это время пост Страстной седмицы, а через три дня после неё — Воскресение Христово, на какой бы день недели оно ни приходилось. Западная же Церковь, опираясь на авторитет апостола Павла, праздновала Пасху Воскресения в первый воскресный день после еврейской Пасхи, оправдывая свой обычай свободой христиан от иудейского обрядового закона. Западная Церковь считала неправильным прерывание поста на Страстной седмице малоазийскими христианами, потому что этот пост, по преданию апостолов, мог прекратиться только в день Воскресения Христова. В 325 году на Первом Вселенском Соборе было решено праздновать христианскую Пасху всем в одно и то же время, как её праздновали тогда в большинстве церквей, а именно: в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния (первого полнолуния после дня весеннего равноденствия).

Молитвословия

Тропарь великомученика Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия

глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Тропарь мученицы царицы Александры

глас 4

Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года