8 мая. Апостола и евангелиста Марка

4473
Фото

Седмица 4-я по Пасхе
Поста нет. 25 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостола и евангелиста Марка (63).

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379). Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938).

Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Евангелие от Марка

Самое древнее свидетельство о втором Евангелии приводит епископ Папий Иерапольский: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Пётр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не по- грешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить». Апостол Марк писал своё Евангелие для римских христиан, мало знакомых с историей и бытом еврейского народа, поэтому там мало ссылок на Ветхий Завет, зато часто объясняются иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются арамейские выражения, часто употребляются латинские термины. Евангельская история написана кратко и сжато, чтобы облегчить её восприятие не- давним язычникам. Евангелист, со слов апостола Петра, подробно описывает его слабости и прегрешения, но почти умалчивает о тех событиях, которые бы могли служить к его славе.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом или в виде крылатого льва, держащего в лапе Евангелие. Поскольку он писал своё Евангелие для римских христиан, недавно обращённых из язычников, его главной целью было утвердить в них веру в Божество Иисуса Христа, показать Его Царём вселенной, Владыкой и Повелителем всей твари. В своём Евангелии Марк часто рассказывает о чудесах, которые творил Господь, об изгнании Им бесов. Поэтому в иконографии символом апостола Марка является лев — царь зверей, символ мощи и силы. Также, по толкованию блаженного Иеронима, «святой евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом, потому что начинает своё Евангелие рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был “гласом вопиющего в пустыне” и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне».

Священное Писание

Деян., 24 зач., X, 1-16

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Ин., 24 зач., VI, 56-69

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 1-16; Ин. 6, 56-69

Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним". Слишком чудесным показалось им такое дело безпредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однакоже, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: "не хотите ли и вы отойти?", изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесностью. Отсюда выходит, что бегать чудесного — то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного — то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны научиться совершать поступки, которые идут как бы против общего течения жизни. Сейчас большинство людей заботится о материальном благополучии, о том, чтобы потреблять как можно больше материальных ценностей. Для многих это становится единственной целью, а средства массовой информации, телевидение, Интернет нередко делают из таких людей национальных героев, создавая тем самым абсолютно ложную систему ценностей, в которую погружены наши современники, в том числе молодежь. Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя, или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, трудясь во имя высших целей; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего, — всё это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.

Что такое апофатическое богословие?

Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него.

Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими.

Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любвь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины.

Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является.

Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (1 век)
Жития святых 10 октября 2016
Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (1 век)

Святой апостол от 70-ти Марк, называвшийся также Иоанном, упоминается святым апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний (Деян. 12, 25; 15, 37-39), а также святым апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам (Кол. 4, 10) и к Филимону (Флм. 1, 24).