16 мая. Память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

4602
Фото

Седмица 2-я по Пасхе.

В этот день совершается память:

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286). Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X). Преподобных Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских.

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

Праведный Иосиф Аримафейский

Святой праведный Иосиф Аримафейский, влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, происходил из города Аримафеи. В древних английских манускриптах он упоминается как «знатный прославленный декурион» — надзиратель, контролировавший горнорудные разработки в частных владениях. Он был известным торговцем оловом в Средиземноморье и специалистом по обработке металла, существуют письменные источники, в которых говорится о его торговых связях с Галлией. В апокрифическом евангелии от Никодима и некоторых других источниках сообщается, что иудеи заключили праведного Иосифа в темницу, где ему явился Христос и откуда он был чудесным образом освобождён и перенесён в Аримафею. Вернувшись в Иерусалим, Иосиф рассказал о своём чудесном освобождении. По преданию, спасаясь от преследования иудеев, Иосиф Аримафейский вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой, её служанкой Маркелой и учеником Максимом оказался на судне без парусов и вёсел, которое ветер пригнал в Марсель, откуда апостол, оставив своих спутников на континенте, отправился проповедовать слово Божие в Британию.

Мученик Тимофея и мученица Мавра

Тимофей и Мавра были супругами и пострадали во время гонения императора Диоклетиана. Тимофей был членом церковного клира, хранителем и переписчиком богослужебных книг. За отказ выдать книги для их уничтожения святого подвергли страшным мучениям, которые он мужественно переносил. Ему вонзили в уши раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза, и он ослеп. Затем святого повесили вниз головой и привязали к шее тяжелый камень. Надеясь поколебать непреклонность мученика, воины привели к нему его молодую жену. Святой убедил супругу не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Мавра смело исповедала себя христианкой и также была подвергнута мучениям. Ей вырвали волосы на голове и отрубили пальцы на руках, а потом бросили в кипящий котел, но святая не ощущала боли и осталась невредимой. После долгих истязаний мучеников распяли, и в течение девяти дней они висели на крестах лицом друг к другу. На десятый день они предали Господу свои души. Это произошло в 286 году.

Преподобный Феодосий Киево-Печерский

Благодаря игуменству преподобного Феодосия небольшое поселение отшельников, основанное преподобным Антонием Печерским на берегу Днепра, стало главным монашеским центром Киевской Руси. Феодосий ввел в монастыре Студийский общежительный устав, согласно которому имущество и стол у монахов были общие и все были равны между собой в отношении к монастырским работам. Инокам полагалась простая и скромная одежда, не разрешалось есть вне трапезной, разговаривать в церкви и собираться в келлиях для праздных бесед. При всей строгости устава Феодосий понимал его необходимость и по-отечески помогал братии. Часто по ночам он тайно выполнял их работу и старался прямо не обличать провинившихся, чтобы не оскорбить их. А однажды он не отворил ворот прибывшему князю, чтобы не побеспокоить отцов, отдыхавших в келлиях перед службой.

Священное Писание

Cамой главной задачей любого родителя, педагога, преподавателя является умение увлечь другого тем, что для тебя самого дорого. Ведь и само творение человека, как об этом пишут святые отцы, было предпринято Богом в надежде, что Адам и Ева увлекутся красотой и совершенством Богозданного мира — и захотят и дальше расти и развиваться в нём. Но даже после грехопадения эта перспектива остаётся открытой для каждого христианина — и именно об этом сегодня мы слышим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который читается за богослужением в православных храмах.

Глава 5.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Христос говорит о том, что увлечённый Им — уже имеет в себе начало жизни вечной, которая и дальше будет всё сильнее раскрываться. Я бы привёл пример бутона цветка — который под лучами тёплого майского солнца не может не раскрыться: для него совершенно органично и естественно распустить свои лепестки навстречу теплу и явить всему миру то, ради чего он и был создан.

Человек — тоже цветок, только Божий — и распускается он только в лучах Божественной правды. «Передатчиком» или, с позволения сказать, «интерфейсом» этой Высшей Правды и является та самая вера, о которой мы слышали сегодня в чтении.

Когда человек чем-то на самом деле «увлечён», он уже не вполне себе принадлежит: предмет его увлечённости, крайней заинтересованности, для него сверхважен. Он думает постоянно о нём, он с готовностью решает разные задачи, связанные с ним, он хватается за любую новую информацию, выискивает любой кусочек свободного времени, лишь бы снова вернуться к своему увлечению. Про такого мы говорим, что у него что-то «зудит внутри» — и именно этот «зуд» придаёт ему нескончаемый ресурс душевных сил, будоражит мысль, доставляет положительные эмоции. Лишение этого предмета интереса воспринимается как трагедия, беда — и чтобы этого не допустить, он готов идти на многие жертвы.

Но вот почему мы так редко встречаем в жизни людей, настолько увлечённых Христом? Что мешает нам самим вдохновиться евангельским образом Христа, который способен вдохнуть новую жизнь в любого, даже самого закоренелого, грешника? Я бы ответил одним словом: мнимости. Слишком много вокруг нас разных мнимостей, которые представляются благом, а на самом-то деле — пустышки. Вместо полноценной, питательной пищи, мир кормит нас разными жевательными резинками с миллионами вкусов — а мы, словно обезумевшие, скорчившись от нескончаемых болей в желудке, снова и снова пытаемся найти тот самый «настоящий» вкус, обретя который думаем, что наконец-то насытимся! На эти «мнимости» мы и тратим зачастую всю нашу жизнь, приходя в итоге к глубочайшему разочарованию и унынию. Вот почему так важен пост — отказ от жизни по правилам и законам «мира сего»: именно он позволяет осознать, насколько наша душа на самом деле изголодалась по самого главному — по «единому на потребу» — Богу и Его живительному слову!

Как же важно научиться быть более взыскательным ко всему, с чем мы соприкасаемся в нашей жизни — и если мы распознаём очередную «обманку» — не поддаваться соблазну снова наступать на те же любимые грабли!..

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Попечение о плоти, то есть забота о поддержании человеческой жизнедеятельности, не должно превращаться в похоть (ср. Рим. 13, 14). А что такое похоть? А похоть — это нарушение внутреннего рационального баланса, когда человек теряет разум, когда голос плоти, то есть требование инстинкта, становится главной указующей силой, когда не работают ни разум, ни нравственное чувство, когда человек делает только то, что ему диктует инстинкт. Эта победа инстинкта над разумом, над духом и называется похотью плоти. Поддерживая физическое состояние организма, питая и грея его, обустраивая свою жизнь так, чтобы не повредить здоровью, человек никогда не должен менять местами ценности — на первое место ставить угождение плоти, потому что тогда это станет похотью.

Преподобный Феодосий Печерский о поведении за трапезой

Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и святыми отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трёх: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, — в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем. Если кто упоит другого за любовь или заклиная святыми, пусть постится семь дней. Где найдёшь много тропарей, приспособленных к чашам, чтобы они избавили от той беды их, беснующихся своею волею? Бесноватый страдает не по своей воле и получит жизнь вечную, а пьяный страдает по своей воле и подвергнется мучению вечному. Ибо к бесноватому придёт священник, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы к нему сошлись все священники со всего света и сотворили молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства.

Свойство Божье — самобытность

Самобытность Божья выражается в том, что Он не происходит ни от кого и ни от чего, имеет основу бытия в Самом Себе, существует Сам по Себе, не зависит ни от кого и ни от чего в Своем бытии, в Своих действиях. Это свойство соответствует имени Божьему Сущий, которое вписано в нимб Господа Иисуса Христа. В строгом смысле слова самобытен только Бог. Все же творения Божьи зависят от Бога как по причине своего бытия, так и в продолжении своего бытия (если бы Бог хоть на миг прекратил попечение о твари, она тут же обратилась бы в ничто (перестала бы существовать)). Кроме того бытие тварей зависит от обусловливающих их естественных законов, от многочисленных частных условий и обстоятельств.

Молитвословия

Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Тимофея чтеца и Мавры

глас 4

Многообразныя язвы претерпевше/ и венцы от Бога приемше,/ о нас молитеся ко Господу,/ память всесвященную вашу совершающих,/ превеликий Тимофее и преславная Мавро,/ еже умирити град и люди,/ Той бо есть верных утверждение.

Тропарь преподобного Феодосия

глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия

глас 3

Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Новости по теме

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074 г.)
Жития святых 16 мая 2017
Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074 г.)

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.