18 мая. Память великомученицы Ирины Македонской

9523
Фото

Неделя 5-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Великомученицы Ирины (I—II).

Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского. Преподобного Варлаама Серпуховского (1377). Преподобномученика Ефрема Нового (1426).

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

Престольные праздники

Храм иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» с. Куралово Верхнеуслонского района (К)

Придел иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» храма свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских с. Столбище Лаишевского района (К)

Храм иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» г. Набережные Челны (Н)

Великомученица Ирина Македонская

Святая Ирина жила в I веке и была дочерью знатных язычников. Однажды девушке было видение: к ней прилетали три птицы — голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Ее учитель, христианин, объяснил значение виденного. Голубь, означавший добродетели — смирение, кротость и целомудрие, — принес масличную ветвь — благодать Божию, получаемую в Крещении. Орел — знамение высоты духа, достигаемой через Богомыслие, — принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа. Ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять скорби и гонения. После этого Ирина приняла Крещение от апостола Тимофея и стала проповедовать Евангелие, за что подвергалась многочисленным страданиям. Проповедь святой сопровождалась чудесами. Ирина привела ко Христу более 10 тысяч язычников.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленный 1878 году в Серпуховском Владычнем монастыре, после его закрытия был перенесён в кафедральный Никольский собор, а в 1929 году бесследно исчез. В 80-х годах XX века настоятель Серпуховской Ильинской церкви архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский, возобновил традицию местного братства трезвости совершать по воскресеньям молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста образу «Неупиваемая Чаша». Когда в 1991 году был возрождён Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф стал его настоятелем и перенёс это служение в обитель. В 1991 году иконописец Александр Соколов написал для обители ныне известный во всём православном мире список чудотворной иконы, ставший всероссийской святыней. В 1997 году образу «Неупиваемая Чаша» установили празднование, внесённое в Православный церковный календарь для всероссийского почитания, а в Высоцком монастыре святыне составили службу и издали акафист, ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

Священное Писание

Если мы с кем-то находимся в конфликте по нашей собственной вине, можно сколько угодно оправдываться, но исцеление отношений начнётся с того, что мы честно посмотрим на себя. А что делать человеку, если он хочет наладить отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храме во время богослужения.

Глава 4.

05Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

06Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

07Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

08Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

09Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Конфликт, который подспудно присутствует в начале сегодняшнего чтения из Евангелия от Иоанна, современному человеку вряд ли будет до конца понятен. Христос разговаривает с самарянкой, в чём мы не видим ничего необычного. На самом же деле обращаясь к ней, Он преодолевает не один барьер, который существовал в то время. Барьер между мужчиной и женщиной, барьер между иудеем и самарянкой. И, конечно, если мы несколько отвлечёмся от буквального смысла происходящего, в этом обращении к ней Христа мы можем увидеть Бога, который приходит к заблудшему человечеству, чтобы вернуть его в отчий дом.

Хотя грешники кажутся самоуверенными, их души стремятся к Богу и в грехе никогда успокоиться не могут. Поэтому нередко человек может интересоваться вопросами веры как будто бы с некоторой иронией, может задавать вопросы с подвохом и при этом внутренне жаждать серьёзных ответов, которые повлияют на его жизнь.

Услышав слова Христа о воде живой самарянка попросила у Него этой воды. Понимала ли она, о чём просит? Хотела ли просто облегчИть собственную жизнь и не ходить к колодцу или её сердце увидело в Том, Кого она встретила, Учителя?

Но прежде, чем получить воду, ей надо привести ко Христу своего мужа. Точнее, признаться самой себе, что их было пятеро и тот, с кем она живёт сейчас, ей совсем не муж. Иными словами, ей надо честно посмотреть на себя и признаться себе в том, что она грешница. Такое признание и есть главное условие, с которого может начаться новая жизнь. И именно это особенно трудно современному человеку. Он может быть откровенен до бесстыдства, может вывернуть свою душу наизнанку перед всеми, но просто признаться себе, что его жизнь пуста и что без Бога он так и не нашёл смысла, человек не может. Если же ему удаётся сделать подобное признание, если он не бросается оправдываться и защищаться... он обретает смысл, обретает связь с Богом и ответы на самые серьёзные вопросы, как обрела их самарянка.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Спасение во Христе нужно понимать не как магическое действие, автоматически спасающее человека вне каких-либо усилий с его стороны, но как открытую дверь, за которой — путь, ведущий к полноте жизни, к Царствию Небесному. Дверь в преграде между Небом и землей, Богом и человеком открыта для каждого через рождение, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа. И вот что жизненно важно: эта открытая дверь предназначена не только для тех, кто ею воспользовался и идет по пути спасения, но и для тех, кто еще блуждает во мраке и не знает пути. Ибо эта дверь никогда и ни перед кем не закроется, но будет открыта до скончания века, даруя надежду всем, кто, казалось бы, совсем потерял ее. И в самой этой надежде — спасение. Как и говорит о том апостол: ...Мы спасены в надежде (Рим. 8, 24).

Свойство Божье — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Возможно ли полноценное соблюдение нравственного закона без содействия Божьего?

Говоря о духовно-нравственном совершенстве человека, атеисты, что и понятно, утверждают, что при желании каждый может возрастать в совершенстве без помощи какого-то там воображаемого бога, опираясь на собственный опыт, на опыт и советы других, в конце концов, используя достижения психологии и иных светских наук.

В своё время учение о том, что человек может преображаться своими силами (роль благодати при этом минимизировалась ими до неприличия), отстаивали и распространяли пелагиане. Так это или не так?

Согласно словам Искупителя — не так. Недаром Он предостерегал Своих учеников: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

В деле спасения от человека, конечно, зависит многое, а иначе зачем нужны были бы аскетические упражнения (посты, молитвенное делание, бдения и т. д.)? Но всё же спасение человека — дело и Бога, и человека. Можно сказать, что оно осуществляется в соработничестве Бога и человека, главная роль — конечно, Божья.

Молитвословия

Тропарь мученицы Ирины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Ирины

глас 4

Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.

Молитва великомученице Ирине

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иакова Железноборовского

глас 4

Небеснаго желая,/ земная возненавидел еси/ и, взем крест свой, последовал еси Христу/ и от Него прием дарования чудес,/ исцеляти недужныя;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ испроси православным Христианом здравие и спасение,/ на враги же победу/ и не забуди, посещая чад своих,/ припадающих к цельбоносному гробу твоему,/ Иакове, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Иакова Железноборовского

глас 8

Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/ и телесныя страсти из корене исторгая,/ неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/ болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе,/ темже молим тя, досточудне,/ исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

О, Преподобне и Богомудре отче наш Иакове! Вемы, яко с лики Ангельскими и всеми святыми предстоиши присно Престолу Господа Вседержителя, и велие имаши к Нему дерзновение молитися о всех, с верою и умиленными слезами в помощь тя призывающих. Не премолчи убо, вопия за ны, недостойныя, ко Господу Богу, да отвратит гнев свой, праведно за беззакония наша на ны движимый, и да избавимся всяких скорбей, бед же и напастей, и злых обстояний, и благочестно поживем в будущем веце, ходяще в заповедех и оправданиих Господних непорочно. О, Преблаженне и Боголюбезне отче наш Иакове! Умоли Господа, да не оскудеют во обители твоей истинные ревнители иноческаго жития и подражатели святому и богоугодному житию твоему; сохрани предстательством твоим к Богу обитель и страну сию от огня, глада, меча, нашествия иноплеменных и от всякаго зла, и всем, с верою и любовию притекающим во твою обитель испроси у Господа Бога грехов прощение, телесем здравие, исправление греховнаго жития и вечное спасение; да с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице Славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

глас 4

Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша.

Молитвы Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая Чаша»

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Новости по теме

В кряшенском приходе города Набережные Челны прошли престольные торжества В кряшенском приходе города Набережные Челны прошли престольные торжества

18 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил возглавил престольные торжества на кряшенском приходе города Набережные Челны.

В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

В Введенском Кизическом монастыре города Казани (ул. Декабристов, 98) еженедельно совершаются молебны с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В субботу 2-й седмицы по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Казанских святителей в селе Столбище
В субботу 2-й седмицы по Пасхе митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Казанских святителей в селе Столбище

18 мая, в субботу 2-й седмицы по Пасхе, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских в селе Столбище Лаишевского района.

В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» В Введенском Кизическом монастыре совершаются молебны о страждущих перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Испросить заступничества Божией Матери в борьбе со страстями винопития и наркомании приглашаются страждущие и их близкие.