28 мая. Память благоверного царевича Димитрия Угличского

4564

Седмица 6-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Память святых отцов I Вселенского Собора. Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Преподобного Исаии Печерского (1115). Преподобного Пахомия Нерехтского (1384). Преподобных Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обретение мощей преподобного Арсения Коневского (1991). Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

День тезоименитства епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия.

Престольные праздники

Храм страстотерпцев царевича Димитрия и царевича Алексия при православном детском саде «Росток» г. Казани (К)

I Вселенский Собор (325)

I Вселенский Собор. В 325 году имп. Константином Великим был созван Собор для осуждения ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение Отца и называется Сыном не по существу, а по усыновлению. 318 епископов Собора осудили это учение как ересь и утвердили истину о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. На Соборе был утвержден православный Символ веры (первые семь членов). После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия. А также были зафиксированы преимущества епископов четырех крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалим.

Преподобный Пахомий Великий

Пахомий Великий является основателем общежительного монашества. Для основанного им Тавеннисийского монастыря в Верхней Фиваиде он, по преданию, получил устав от Ангела. Пахомий, привыкший к строгой аскезе, был удивлен легкостью монашеских правил: «Позволяй каждому есть и пить по потребности; назначай им труды, соразмерные с силами каждого; не возбраняй ни поститься, ни есть». Ангел положил совершать монахам 12 молитв днем, 12 — вечером, 12 — ночью и 3 — девятом часу. Когда Пахомий возразил, что этих молитв мало, Ангел ответил: «Я положил столько для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе, ибо, пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога». Всего в основанных Пахомием монастырях подвизалось 7 тысяч иноков.

Благоверный царевич Димитрий Угличский

Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного. При царе Феодоре Иоанновиче фактическим правителем Руси стал его шурин, боярин Борис Годунов, и юного Димитрия вместе с матерью удалили в город Углич. Борис, обольщаемый мечтами о царской власти, решил погубить законного наследника русского трона, не ведая того, что «Бог власть кому хочет, тому дает». О царевиче пошли лживые слухи, его пытались отравить, а в 1591 году зверски зарезали. Даже после смерти многострадального наследника оклеветали: Годунов убедил царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож. Князь Шуйский, проводивший расследование 15 лет спустя, став царем, перед всем народом свидетельствовал, что «за грехи всего христианства православного… царевич Димитрий, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Нетленные мощи царевича почивают в Архангельском соборе Кремля. Чудеса у гробницы святого отрока стали совершаться еще в Угличе, особенно часто исцелялись больные глазами.

Священное Писание

Почему человек порой теряет себя в этой жизни? Почему порой жить становится так тошно? Один из ответов на этот вопрос может подсказать тот отрывок из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Не все иудейские начальники были против Иисуса Христа. Сегодня Евангелие рассказывает нам о том, что многие из них уверовали в Спасителя. Однако они боялись, что влиятельные фарисеи начнут строить им козни, вплоть до того, что их отлучат от синагоги. И опасения были небезосновательны. Партия фарисеев была одной из самых сильных среди других религиозных фракций. А отлучение от синагоги в те времена — было приговором похуже смертного.

Поэтому многие чиновники были тайными учениками Христа. Казалось бы, ситуация довольно похожа на ту, которая не раз складывалась в истории христианства в эпоху гонений. Верующих преследуют, и они вынуждены скрывать свою веру. Однако Господь знает сердца людей. И Он говорит, что здесь были совсем иные мотивы. Те, о ком говорится сегодня, молчали о своей вере, потому что «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Другими словами, они угодничали перед окружающими, от которых зависла их жизнь.

Когда речь идет о человекоугодничестве, сразу представляется шакал Табаки из истории о Маугли. Ехидный, подлый и лживый пёс, который везде волочился за Шерханом, подхалимничал и лебезил перед ним. Или более реалистичный персонаж — Молчалин из «Горе от ума» Грибоедова. Цель жизни которого, по его же собственным словам, «угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Очевидно, что это литературный гротеск, то есть преувеличение. В реальности мы действуем более виртуозно. Мы довольно преуспели в искусстве не выглядеть человеком, который заискивает и поддакивает. А потому даже не задумываемся, что именно человекоугодие подталкивает нас к тому, чтобы предусмотрительно промолчать, когда сердце требует совершенно иного — ответить прямо и открыто, чтобы сохранить репутацию человека или свидетельствовать о своей вере. Нередко мы подавляем в себе этот голос. Нам важно, чтобы мы входили в круг рукопожатых. Чтобы нас принимали. А для этого необходимо балансировать и приспосабливаться. Для этого необходимо улавливать, что понравится людям, а что нет.

Понятно, что в некоторых случаях такая игра нужна и просто необходима. Почему-то сразу вспоминается Штирлиц. Вот уж кому приходилось скрывать свои убеждения. Но, очевидно, не из человекоугодия. Цели у него были иные. А наши игры обычно бесцельны. В их основе страх быть отвергнутым. Этот страх и доводит нас до того, что мы теряем себя. Тот голос, который исходит изнутри нас, замолкает. Связь с Богом пропадает. И нам становится тошно жить.

Евангельский закон любви призывает нас к искренности и прямодушию. Именно прислушавшись к голосу своего сердца, двое из начальников иудейских, о которых сегодня говорил Христос, набрались мужества и объявили себя учениками Христа в самое неподходящее время. Иосиф Аримафейский и Никодим пошли к Пилату и попросили тело Своего Учителя. Несмотря на смертельный риск. Нас никто не просит так рисковать. Нам достаточно почаще задавать себе вопрос: почему я говорю людям то, что говорю? Почему порой о чём-то умалчиваю? Как это соотносится с Евангелием Христовым? Честный ответ и поступки вопреки своим страхам и делают нас с вами сынами света и участниками Небесного Царства.

священник Дмитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Существование не означает жизни, существование и жизнь — это не синонимы. И мы знаем, как иногда, наблюдая скорби человеческой жизни, болезни, конфликты, смерть, насилие, несправедливость, мы говорим: ну какая это жизнь, ведь это не жизнь!.. Этот человеческий возглас наполнен огромным богословским содержанием. Жизнь только там, где Бог, — только Он дает полноту жизни. И разве самоубийство людей не является отказом от той жизни, которая была для них просто страшным существованием? Так, не найдя дороги к Богу, люди совершают непрощаемый грех самоубийства, обрекая себя на такое же страшное существование в вечности. Сия же есть жизнь вечная, — говорится в 17-й главе Евангелия от Иоанна, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вера и опытное знание Спасителя, исповедание Его как Христа и Сына Божия, стремление жить в соответствии с этим исповеданием и открывают перед нами врата вечной жизни.

Смирение Христа. Что такое христианское смирение?

Смирение — одна из важнейших христианских добродетелей, выражаемая в правильном отношении христианина к Богу, к ближним, к себе самому. Но в чем состоит особенность такого отношения? Особенность состоит в том, что христианин осознает Бога Своим Отцом и Владыкой, относится к Нему с сыновнею покорностью, стремится исполнять Его святую волю, благодарит Бога за Его благодеяния, милости, долготерпение, осознает себя, грешного, недостойным, стремится, как может, помогать своим ближним, стяжать (приумножать) любовь к Богу и ближним.

От христианского смирения следует отличать псевдосмирение. Последнее отличается от первого напускным характером, театральностью, внешне выраженной покорностью. При этом внутренне человек может оставаться гордецом, славолюбцем, может ненавидеть того, перед кем выказывается смиренным. Такая форма смирения бывает, например, связана с насильственным подчинением одного человека другим, с желанием явить себя добродетельным, мол, вот какой я смиренный, вот какой замечательный христианин.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Арсения Коневского

глас 1

Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобнаго Арсения Коневского

глас 8

Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Тропарь благоверного царевича Димитрия

глас 4

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак благоверного царевича Димитрия

глас 8

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года