
Седмица 4-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Святителя Иова, патриарха Московского и всея России (1607). Святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1966).
Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мученика Зосимы (II). Преподобного Паисия Великого (V). Преподобного Иоанна отшельника (VI). Преподобного Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).
Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси (в 1589-1605 гг.), по представлению Казанского митрополита сщмч. Ермогена причислил к лику святых свтт. Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, а также мчч. Петра, Стефана и Иоанна Казанских, установил поминовение усопших в Казанском крае в Покровскую родительскую субботу.
Память торжественного освящения обновленного Благовещенского кафедрального собора г. Казани, совершенного архиепископом Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) 19 июня 1821 г.
Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень
Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея России
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в городе Старицы в 30-е годы XVI века. Он принял постриг в Успенском Старицком монастыре, по ходатайству Ивана Грозного возведен в сан архимандрита и настоятельствовал сначала в Симоновом, а затем Новоспасском московских монастырях. В 1581 году стал епископом Коломенским, в 1587 году — митрополитом Московским, а в 1589 году — первым в истории Русской Церкви Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время предал анафеме самозванца Лжедмитрия I, за это был сослан им в Старицкий монастырь. В конце жизни святитель Иов благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Почил в 1607 году, погребен сначала в Успенском Старицком монастыре, через 45 лет перезахоронен в Московском Успенском соборе. Прославлен в лике святых в 1989 году.
Деятельность Патриарха Иова по упорядочению богослужения
Святитель Иов, первый русский Патриарх, поставленный в 1589 году, с особой ревностью относился к совершению богослужения. Он ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Апостол и многие богослужебные молитвы. Немало его трудов было направлено на издание богослужебных книг. Известны 22 издания времени служения святого Иова, среди которых были книги, издаваемые впервые, например Октоих и Служебник. В патриаршество святителя оскудели запасы виноградного вина для совершения Таинства Евхаристии. Из восточных стран, где существовала Православная Церковь, доставлять вино было затруднительно, а покупать его у западных еретиков или мусульман русские люди не хотели, ибо «велико богатьство себе сим обретающе, и поношающим благочестивую християньскую веру нашу». Для решения этого вопроса, по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению святого Патриарха Иова, был созван Собор, который принял решение о допустимости использования для литургии вина, изготовленного из вишни.
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский
Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Максимович) родился в 1896 году в Харьковской губернии. Выходец из старого дворянского рода, прославленного Иоанном, митрополитом Тобольским, просветителем Сибири. С детства Михаил отличался глубокой религиозностью. В годы гонений был вынужден эмигрировать в Белград, где окончил богословский факультет. В 1926 году его монашеский постриг совершил митрополит Антоний (Храповицкий). В 1934 году Иоанн был возведен в сан епископа и отбыл в Шанхай. Владыка почти ежедневно посещал больных, многие по его молитвам исцелялись. В 1951 году его назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Будучи епископом, нередко появлялся на парижских улицах босым. С 1962 года до кончины был архиепископом Сан-Францисским. Святитель Иоанн сочетал в себе миссионерские подвиги, дары проповедника и молитвенника, аскетизм православного подвижника. Он почил во время посещения Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной 2 июля 1966 года.
Священное Писание
К детям у Спасителя был особое отношение. Евангелие не раз говорит о том, что Он выделял их на фоне взрослых и призывал подражать им. На какое же важное качество ребёнка нам указывает Господь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 11.
20Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Одна из уникальных способностей ребёнка — умение удивляться всему новому. Постепенно по мере взросления мир перестаёт быть необычным. То, что ещё вчера поражало воображение младенца, сегодня становится привычным, рутинным, скучным. Подросток дерзко заявляет родителям: «Отстаньте от меня, я сам знаю, как устроена эта жизнь. Что нового вы мне ещё можете сказать?»
И вот перед нами взрослый человек. Он уверен, что знает всё и обо всём на свете. Реакции его тела доведены до автоматизма. Ежедневно он использует стандартный набор эмоций. Мысль развивается по однообразному шаблону. На все вопросы у него есть удовлетворяющие его ответы. Он убеждён, что держит свою жизнь под контролем.
Благодаря этому взрослые эффективны в своей практической деятельности. Но порой какую цену приходится за это платить!? Нас сложно чем-то удивить. У нас пропала свежесть восприятия жизни и окружающих людей. Для многих из нас мир превратился в стёршуюся метафору. От него веет скукой и разочарованием. К слову, учёные допускают, что это является одной из причин старческой деменции. Мозг отказывается удивляться и учиться, он начинает засыпать.
Именно эта вполне естественная трагедия произошла с жителями Хоразина, Вифсаиды и Капернума. В этих еврейских поселениях никто не обратил внимания ни на слова Христа, ни на те чудеса, которые Он совершал. Реакцией на Евангельскую проповедь было равнодушное безразличие. Для многих из них слова о Боге отцов стали чем-то обыденным. Они походили на избалованных отпрысков богатых родителей. Пресыщенные тем вниманием, которые им оказывали, они разленились и стали тяжелы на подъём. Их было сложно чем-то удивить. Живая вера, в основе которой всегда лежит изумление перед величием Творца, превратилась для них в набор религиозных ритуалов и формальных правил.
Духовная деменция поразила соотечественников Христа настолько, что Он сравнивает их с жителями Тира, Сидона, Содома и Гоморры. Эти язычники, по словам Спасителя, несмотря на свою безнравственность, имели более свежее восприятие жизни. И если бы там прозвучала проповедь Евангелия, то они были бы удивлены ей как малые дети, и сразу бы откликнулись на слова Христа.
Тот факт, что Господь укоряет Своих единоплеменников, — яркое свидетельство, что человек сам несёт ответственность за своё восприятие окружающей действительности. Мы сами способны поддерживать и регулировать в себе состояние открытости миру. Каким образом? Спаситель предлагает универсальный способ. Каждый день я должен исполнять Евангельские заповеди по отношению к своим ближним. Даже если это для меня непривычно и странно. Даже если мне кажется, что я что-то потеряю. Да, скорее всего, исчезнут предсказуемость и мещанская стабильность. Но вместе с этим растворится и духовное ожирение. К нам вернётся способность удивляться жизни и во всех её проявлениях видеть Божие благословение.
священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Святые отцы предлагают средство борьбы с тщеславием. Ничто не разрушает тщеславие так, как тайная добродетель и частая молитва. И если кто-то, разобравшись в сердце своем, чувствует, что те или иные поступки происходят не потому, что мы движимы доброй волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, а эти поступки определяются нашим тщеславием, тогда такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа не знала об этом. И тогда все станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, с радостью, значит человек стал на путь исправления. Если невыносимо мучительно будет скрывать эмоции, если будет горячее желание с кем-то поделиться, кому-то сказать, где-то написать, запустить что-то в информационное пространство, значит тщеславие проросло через душу человека настолько, что превратилось в опасную злокачественную опухоль.
Святитель Иоанн (Максимович) об общественном богослужении
Общественная молитва, особенно молитва в Церкви, важнее частной молитвы. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам — местам, посвящённым Богу, где всё напоминает о небесном. В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и всё своё внимание устремить на молитву. Молясь вместе, мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за богослужением, вместе выражать знаки богопочитания (метания, поклоны и так далее). Такая молитва увеличивает благочестивое настроение и одушевление молящихся, потому что передаётся от одного к другому. Участие в общественном богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от богослужения — знак отступничества от Церкви.
Последствия грехопадения Адама и Евы
В грехопадении совершилось порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.
За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.
В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.
Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).
Ересь монтанистов
Один из главных тезисов учения монтанистов сводился к тому, что Сверхъестественное Откровение Божье продолжает активно преподаваться Церкви и что, в частности, откровение преподается через Монтана (и других Божьих пророков). Своих пророков монтанисты ставили выше представителей церковной иерархии, даже выше епископов. Цель «откровений», преподаваемых через Монтана и его последователей, — переустройство Церкви на более строгих началах.
Монтанисты практиковали чрезмерно жесткий аскетизм, устранялись от браков, соблюдали особые посты, во время гонений побуждали христиан стремиться к получению мученических венцов, а отпадшим от веры отказывали вновь вступать в Церковь даже в случае покаяния. Не должны были быть возвращаемы в Церковь и те, кто отпадал от неё через совершение таких тяжких грехов, как убийство, прелюбодеяние и пр.
Имея особое мнение о себе, монтанисты называли себя духовными христианами, тогда как остальных — душевными.
Среди современных христиан подражателями монтанистов являются те, которые требуют от представителей Церкви чрезмерно жёстких норм поведения, огульно хулят церковную иерархию и прочих христиан.
Молитвословия
Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.
Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 6
Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.
Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
О преславне отче наш Иове, первенец во Патриарсех Российских и верный исповедниче Христов! Во дни святительства твоего мудро Церковь Российскую пасл еси, люди просвещая и утверждая словом Христовы веры, храмы и обители созидая, таже Церковь Российскую укрепляя от моря до моря и даже до границ Сибирских. Тверд муж и исповедник Православныя веры явился еси, отче, во времена попущения Божия, таже поругание и изгнание подъем, во обители пустынней, идеже и чин иноческий приял еси, душу твою в руце Божий светло предал еси. Не престай, святче Божий, первосвятителю Христов, люди земли твоея укрепляти веру Православную крепко держати и во смирении пребывати. Град стольный Москву сохрани и от нахождения лютых избави. О святителю претихий и премудрый! Сподоби и нас светлости ради жития твоего смиренномудрию поучатися, да тако живуще, мирный конец сподобимся прияти и Царствие Христа Сына Божия получити славными и милостивыми молитвами твоими. Аминь.
Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.
Тропарь апостола Иуды
глас 1
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.