Седмица 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266—270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426).
Мученика Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Преподобного Лазаря иконописца (ок. 857). Мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов (914) (Груз.). Преподобного Севастиана Джексонского (1940) (Серб.).
Святитель Григорий, епископ Неокесарийский
Святителя Григория (в миру Феодора) считают первым, кто в Крещении принял христианское имя Григорий («пробудившийся», «бодрствующий»). В 14 лет он лишился отца, и это, по словам святого, стало «началом истинного познания». Окончив школу риторов, Григорий занялся философией и изучением Писания. Около 245 года он был поставлен во епис копа Неокесарийского. Святость жизни и обильные духовные дары святителя многих привели ко Христу — в начале его служения в городе было всего 17 христиан, а перед своей кончиной около 270 года он еле нашёл на окраинах 17 язычников. По словам святителя Василия Великого, место святителя Григория «среди апостолов и пророков», так как он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской».
Преподобный Никон, игумен Радонежский
Преподобный Никон в юном возрасте, услышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, пришел к нему с просьбой постричь его в иноки. Великий игумен, провидя будущего подвижника и испытывая его смирение, отослал Никона в Высоцкий монастырь, где тот принял постриг и священство. Укрепившись в добродетелях, святой вернулся к наставнику, став его помощником, а затем преемником. Преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией. После разорения обители татарским войском Никон с братией начали работы по ее восстановлению. В это время были обретены нетленные мощи Преподобного Сергия, для упокоения которых преподобный Никон воздвиг Троицкий собор.
Преподобный Лазарь иконописец
По происхождению Лазарь, вероятно, был хазар, жил в Константинополе, в раннем возрасте принял монашеский постриг. Будучи иконопочитателем, изучил искусство иконописи и, несмотря на иконоборческие гонения, писал иконы. При императореиконоборце Феофиле (829—842 гг.) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла блж. имп. Феодора. Уступив просьбам императрицы, Феофил выпустил находившегося при смерти Лазаря из темницы. Преподобный укрылся в храме Предтечи в Фовере где, несмотря на мучавшие его раны, написал образ св. Иоанна Крестителя, который стал почитаться чудотворным. После восстановления иконопочитания им был создан мозаичный образ Иисуса Христа, который поместили над воротами Халкопратии. Также прп. Лазарь создал изображение Богородицы и двух Ангелов в храме Св. Софии.
Евангелие дня
Возможно ли быть христианином так, чтобы ни в чём себя не ограничивать? Несмотря на наши многочисленные попытки найти на этот вопрос утвердительный ответ, Евангелие крайне категорично: нет, это абсолютно невозможно. Такой ответ мы слышим и сегодня в православных храмах, в которых во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки.
Глава 9.
57Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Услышанный нами отрывок из Евангелия от Луки содержит три кратких диалога Спасителя с обратившимися с нему людьми. Все эти диалоги связаны со следованием за Христом: кто-то сам хотел пойти за Спасителем, кому-то Господь первым предложил пойти за Собой. Однако, каждый из этих диалогов заканчивается ничем, люди отходят в недоумении, ведь, как оказалось, следование за Христом не даёт никаких преимуществ в этой жизни, более того, оно может лишить человека и того, что он имел, такая жизнь требует от человека немедленного отстранения от всего, чем он жил ранее, она не позволяет медлить, оглядываться назад, и она не считается с естественными человеческими чувствами.
Список того, чего лишается решивший последовать за Христом человек, можно продолжать очень долго, а закончить его можно физической жизнью, ведь именно её отдавали за Христа мученики. Для внешнего по отношению к христианству человека всё это крайне непонятно. В самом деле: для чего нужно идти за Христом, исполнять Его повеления и менять себя, если это не может принести никакой выгоды? К мученикам тоже есть вопросы: зачем идти на смерть, если можно немного слукавить, отречься от Христа «понарошку», а потом принести покаяние и жить дальше?
Ответ на все эти и схожие с ними вопросы может быть только одним: любовь. Тот, кто любит, не станет думать о собственной выгоде. Тот, кто любит, не ждёт нужного времени и удачного стечения обстоятельств, чтобы быть с любимым, конечно, жизнь неизбежно вносит свои коррективы, но любовь всё равно понуждает людей быть вместе, несмотря ни на что, а награда здесь — сама любовь. Спаситель же предлагает нам не только любовь, но и блаженную вечность, то есть ту любовь, которая не ограничена сроками нашей физической жизни.
Существует неисчислимое количество историй о том, какие преграды люди преодолевали ради земной человеческой любви. Истории христианских мучеников — это истории про любовь к Богу. Все мы прекрасно понимаем, что не бывает любви без испытаний, понимаем, что любовь требует от нас изменений, и никому эти изменения не даются легко.
Так и с христианством: если нам кажется, что можно просто верить во Христа и никак не менять свою жизнь, то это точно такая же иллюзия, как и мысль, что можно быть женатым, и продолжать жить исключительно своими собственными интересами без какой-либо оглядки на жену, или же иметь детей, но жить так, будто бы ты ничем, кроме уроков, не обременённый ученик средней школы. Такое невозможно. Ну а тот, кто думает иначе, неизбежно столкнётся с печальными и даже трагическими последствиями собственного неразумия.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически бо’льшая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. <…> Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях.
Мать и дитя
Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг!
Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлениями укрепляется душа.
Святитель Василий Кинешемский
Зачем мирянину нужна аскетика, какое отношение к нам имеет опыт великих подвижников?
Христианство — это не просто правильная богословская теория, это практика духовной жизни. Любая практика основана на опыте. Мы имеем богатейший опыт духовной борьбы, изложенный святыми подвижниками. Святые отцы называли аскетику искусством из искусств.
Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни — у монаха-отшельника, другие — у инока, живущего в общежительном монастыре, третьи — у мирянина. Что объединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. У нас и единый Церковный Устав, но применяется он в разной степени.
Аскетика отвечает на популярные вопросы мирян: как избавиться от той или иной страсти, научиться молитве, обрести внимание на богослужении, не превращать исповедь в механическое повторение одних и тех же грехов? и т.п.
Субъективное эстетическое доказательство: наша способность воспринимать и ценить красоту
В материалистической картине мира все наши способности — в том числе, интеллектуальные и духовные, должны быть плодом эволюции, то есть процесса, полностью детерминированного острой конкуренцией за ограниченные ресурсы, в ходе которого качества, полезные для того, чтобы продвигать свои гены, закреплялись, а неполезные — отсеивались.
Можно приискать эволюционное объяснение того, что, например, лица противоположного пола кажутся нам красивыми, или вид накрытого стола радует глаз.
Но это охватывает только очень небольшую часть нашего эстетического опыта; большую часть того, что мы находим эстетически прекрасным — далекие туманности, горы, водопады, леса — трудно связать с пищей или размножением.
Более того, эстетическое переживание было бы эволюционно вредным — потому что отвлекало бы наших предков от борьбы за ресурсы. Гораздо более убедительное объяснение — способность видеть и ценить красоту вложена в нас нашим Создателем.
Молитвословия
Тропарь святителя Григория Неокесарийского
глас 8
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак святителя Григория Неокесарийского
глас 2
Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.
Молитва святителю Григорию Неокесарийскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Никона Радонежского
глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Никона Радонежского
глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.