
Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6.
В этот день совершается память:
Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).
Мученика Павла и мученицы Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).
Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936); священномученика Иакова, архиепископа Барнаульского, и с ним священномучеников Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, преподобномученика Феодора Никитина (1937); преподобномученика Ардалиона Пономарева (1938).
Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
Священномученик Петр Гаврилов, пресвитер Барнаульский и Бийский, родился в дер. Уткино Мамадышского уезда Казанской губернии (1870). Учитель и псаломщик в с. Абди Мамадышского уезда, выпускник Казанской учительской семинарии и Миссионерских курсов при Казанской духовной академии (1903). Священник Петропавловской церкви с. Кырынды Елабужского уезда (1905-1909) и Троицкой церкви села Челны того же уезда (1909-1918) (ныне — с. Крынды Агрызского района и с. Татарские Челны Менделеевского района Республики Татарстан). Расстрелян в Барнауле 29 июля 1937 г.
Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница
Блаженная Матрона Анемнясевская (в миру Матрона Белякова) родилась в 1864 году в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Дочь крестьянина-бедняка, слывшего в деревне горьким пьяницей, она в семь лет ослепла, а позднее была искалечена матерью. Во время избиения ей трижды являлась Богородица. Матрона потеряла возможность ходить и всю жизнь лежала в постели, при этом обрела дары исцеления и прозорливости. Она стала принимать людей, наставляла и утешала их. Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело об антисоветской и антиколхозной агитации «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935 года предписывалось отправить Матрону на принудительное лечение. Она умерла от сердечной недостаточности летом 1936 года в московском Доме хронических больных. Была погребена на Владыкинском кладбище в Москве, а в 70-е годы XX века перезахоронена на Центральном кладбище в подмосковном городе Долгопрудный.
Священномученик Афиноген епископ
Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа в 311 г. во время гонений на христиан в Армении в г. Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал всем принести жертву идолам, однако многие жители отказались подчиниться нечестивому повелению. Филомарха известили, что христианство распространилось в Севастии благодаря проповеди еп. Афиногена. Правитель приказал разыскать старца. Св. Афиноген и его ученики жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили его учеников. Тогда св. Афиноген сам пришел в Севастию, и предал себя в руки мучителей. Господь сподобил св. Афиногена услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю».
Мученица Иулия дева
Святая Иулия, рожденная в знатной христианской семье г. Карфагена, в детстве попала в плен к варварам и была продана сирийскому купцу-язычнику Евсевию. Он не раз пытался склонить Иулию к отречению от веры, но безуспешно. Негодуя на нее за верность Христу, Евсевий, тем не менее, оставил Иулию невредимой за усердную службу и добрый нрав. В одну из торговых поездок в Галлию, Евсевий взял 20-летнюю Иулию с собой. Во время остановки у о. Корсика, он сошел на берег для участия в местном языческом празднике. Кто-то из аборигенов, узнав, что на его корабле есть христианка, донес об этом старейшине Феликсу, который захотел, чтобы и она поклонилась идолам. Не сумев выкупить Иулию у Евсевия, Феликс напоил купца и его слуг и похитил Иулию. Он пообещал, что если она принесет жертвы идолам, то он ее выкупит и освободит. Иулия отказалась. Ее жестоко избили, отрезали ей грудь и затем распяли. Монахи, жившие на о. Горгона близ Корсики, узнав о мученичестве Иулии, похоронили ее тело в своей обители.
Евангелие дня
Как добиться того, чтобы наша вера была истинной? Как не уклониться в неверные и даже ложные преставления о Боге и духовном мире? Прямой ответ на этот вопрос находим в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением.
Глава 16.
06Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
07Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
08Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
09Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Закваска — это смесь муки и воды, в которой содержатся микроорганизмы, а именно, дрожжи и молочнокислые бактерии. Такой состав вызывает брожение. А потому его используют для получения кисломолочных продуктов, для приготовления напитков, например, для кваса, и для приготовления теста. Совсем небольшого кусочка закваски хватает для того, чтобы кардинально изменить состав большого количества сырья.
Сегодня Господь призывает учеников опасаться закваски саддукеев и фарисеев. Саддукеи и фарисеи — это две влиятельные религиозные партии того времени. Первых можно назвать прогрессивным крылом древнего иудаизма. Они отличались своей высокой светской образованностью и с точки зрения традиционного иудейского богословия придерживались весьма либеральных взглядов. Так, например, они отрицали бытие ангелов и злых духов, а также будущее воскресение мёртвых. Фарисеи, напротив, были ультраконсервативны. Они держались за букву религиозного закона и ко всякому проявлению духовной жизни подходили чрезмерно формально.
Христос призывает Своих учеников не только избегать подобного образа мыслей. В первую очередь Он предостерегает их от того расположения сердца, которое было свойственно для саддукеев и фарисеев. Что же это за расположение? Как первые, так и вторые кичились своей исключительностью. Они были уверены в том, что их богословские представления самые верные, а их знания о Боге не нуждаются в дополнениях. А потому они враждовали друг с другом, а также со всеми, кто мыслил не так, как они. Они не умели прислушиваться к мнению других людей. А в любых диспутах ставили цель не прояснить истину совместно со своими оппонентом, а скорее сделать для всех очевидным их заблуждения, а параллельно очень искусно и тонко унизить их. Поэтому и Христа они не приняли. Они просто не услышали Его учение.
Вот от этого сердечного окаменения и предостерегает Господь Своих учеников в первую очередь. И это весьма актуально для них. Ведь апостолы регулярно демонстрируют неготовность услышать то, что говорит им Христос. Вот и сегодня Он им про духовную жизнь, а они Ему про хлеб. Они вроде бы рядом с Господом, но, тем не менее, не могут уловить смысл Его слов. А всё потому, что они, подобно саддукеям и фарисеям, чрезмерно зациклены на себе, на своих мыслях, представлениях и предрассудках. Отсюда их интеллектуальная и душевная неповоротливость.
Именно подобная неповоротливость часто мешает нам встретить Бога в своей жизни, а также сохранить свою веру в чистоте. А потому и опасаться мы должны в первую очередь не столько тех ложных идей, которые, бывает, в изобилии витают вокруг, сколько той сердечной сварливости и косности, которая заставляет нас замыкаться на себе и считать собственную картину мира единственно верной. Такое настроение настолько привлекательно для нашей, склонной к самолюбованию натуры, что и её малой закваски хватит для того, чтобы превратить наш внутренний мир в душное, затхлое болотце. В этом болотце обязательно прокиснут даже самые возвышенные и прекрасные идеи. Единственный выход из этого состояния — практическое исполнение заповедей Евангелия на ежедневной основе. Такой образ действий открывает нас миру, людям и Богу. Благодать Господа просвещает нашу душу и наш ум. Она защищает их от всего скверного и ложного, и привлекает к ним всё чистое, светлое, истинное.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Старец Порфирий Кавсокаливит об исполнении молитв
Когда мы просим Бога о чем-либо, важно не количество просьб, а то, как они подаются. Когда Бог не удовлетворяет нашу просьбу, это значит или что Он не дает нам просимого для нашего же блага, или что мы не знаем, как и когда надо Его просить. Что касается первого случая, то никто не знает, почему так происходит. Ибо непостижимы пути Господни! Во-первых, когда мы чего-то просим у Бога, то должны делать это без настырности, не говорить: «Я хочу этого сейчас». Кто ты такой, чтобы требовать чего-либо от Бога, и более того, требовать в определенные сроки? Когда мы хотим попросить чего-либо у Бога, то какое-то время кротко с молитвой обращаемся к Нему. Если мы видим, что Он не исполняет нашу просьбу, тогда и мы перестаем Его беспокоить. И когда мы уже забудем о своей просьбе, она исполнится, и мы даже не будем знать, как это произойдет. Потому что Бог ничего не забывает. Он принял нашу просьбу, хранит ее, и когда сочтет, что настало время, исполняет ее.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В наших человеческих взаимоотношениях мы часто сталкиваемся с человеческой неправдой, с грехами, с раздорами, и в первую очередь в наших семьях, среди родных и близких нам людей. Нам очень хочется исправить мужа или жену, детей или даже престарелых родителей... Нам непременно хочется что-то подправить в их жизни. И нередко нам кажется, что это желание справедливо: мол, есть, есть нужда в исправлении! Нужно только проявить власть!.. Почему один человек может господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. Нет иного назначения власти — только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем выше должно быть осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей.
Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях
Рассмотрим их по восходящей:
— Церковь как культовое здание (синоним — храм);
— Церковь как организация, например «Московская Патриархия» — совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
— Церковь как сообщество. Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».
— Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», — говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».
Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела — христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас — членов Церкви — различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.
Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.
Молитвословия
Тропарь священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его
глас 8
Священный Богу Афиноген, в жертве служитель,/ священное ученик своих принесе Христу заколение,/ пастырь со словесными овцами иде в Небесную ограду,/ победив сверепеющия неверием языки./ Мученик Твоих молитвами, Христе Боже,/ спаси стадо Твое от волков, губящих е.
Кондак священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его
глас 4
Владычню речению последовав, яко пастырь изрядный/ душу твою положил еси за Христовы овцы, священномучениче Афиногене,/ сего ради восхваляем тя/ и с тобою десятину ученик твоих,/ иже пострадаша, страхом Божиим и твоим учением наставляеми./ Тем угодивших Владыка венча вас живоначальною десницею,/ Егоже о всех нас молите.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)
глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Тропарь блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской
глас 8
Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.
Кондак блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской
глас 8
В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.