30 июля. Память великомученицы Марины Антиохийской

4001
Фото

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7.

В этот день совершается память:

Великомученицы Марины (Маргариты) (IV).

Преподобного Иринарха Соловецкого (1628). Преподобного Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского.

Святогорской иконы Божией Матери (1569).

Великомученица Марина Антиохийская

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (ныне территория Турции). Отец святой был язычником-жрецом. Марине рассказала о Христе кормилица, и в 12 лет она приняла Крещение. В то время, в правление императора Диоклетиана (284—305), начинались гонения на христиан, и, узнав, что дочь стала христианкой, отец отрекся от нее. Когда Марине исполнилось 15 лет, правитель той области (епарх) сделал ей предложение выйти за него замуж. Марина не скрывала, что она христианка. Правитель приказал увещевать Марину принести жертву идолам, а когда уговоры не помогли, велел подвергнуть тяжким истязаниям. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом и на следующий день продолжили пытки. Тогда содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал обезглавить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней казнили 15 000 человек.

Преподобный Леонид Устьнедумский

Преподобный Леонид Устьнедумский, святой XVII века, увидел во сне Пресвятую Богородицу, повелевшую ему взять икону Одигитрии из Моржевской Николаевской пустыни на Двине, перенести в устюжские пределы, построить для неё храм и жить там до кончины. Святой пренебрёг откровением и ушёл в Кожеезерский монастырь, где принял постриг, затем подвизался на Соловках, где видение повторилось. Тогда он пришёл в Моржевскую Николаевскую пустынь, рассказал всё игумену, получил от него образ и пришёл с ним в «Лузскую Пермцу». Там он возвёл церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поставил в ней икону и подвизался в том месте до кончины. Служба преподобному написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году. В 2016 году этого местночтимого святого канонизировали для всеобщего почитания.

Преподобный Иринарх Соловецкий

Преподобный Иринарх, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, соединял монашескую жизнь со служением Отечеству. В то время монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Под духовным руководством преподобного Иринарха в обители возрастали многие подвижники, в их числе — преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Последние два года своей жизни преподобный Иринарх провел в совершенном безмолвии, испросив себе увольнение от должности настоятеля. Преподобный Иринарх преставился в 1628 году. Его честные мощи были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны, и над ними поставлена часовня.

Евангелие дня

Человек, который хоть раз в жизни пробовал заниматься благотворительностью знает, что это область оказывается совершенно бездонной, а добрые дела бесконечными. Но как же тогда быть? Как помогать бедным, если на всех твоей помощи не хватит? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с упоминания жалости Иисуса, который видит перед собой большое количество людей, искавших Его и приведших к Нему своих больных родственников. Он проявляет к ним жалость и исцеляет их больных. Учитывая количество людей и необходимость подбодрить и утешить каждого, чтобы исцеление коснулось не только тела, но и души, общение могло занять много времени. Возможно, речь должна идти о какой-то общей проповеди, а не о том, что к Нему подходили по очереди. В любом случае очевидно, что, когда наступил вечер, Спаситель ещё продолжал общаться с людьми. Думаю, каждый из нас бывал в ситуации, когда, делая какое-то важное или интересное дело, ты совершенно забываешь про еду и не следишь за временем. Именно это происходило с людьми, которые не расходились и слушали Христа, хотя больные уже были исцелены. Впрочем, ответственность в данном случае, конечно, во многом лежит на проповеднике, который продолжает говорить, хотя видит, что пришёл вечер и давно наступило время заботиться о еде. Очевидно, что Спаситель не просто так затянул с проповедью. Бог нередко создаёт условия для того, чтобы человек проявил себя.

В свою очередь апостолы, которые прекрасно знали, что у них еды для всех этих людей не хватит, были уверены, что с проповедью пора заканчивать, так как люди устали и хотят есть. Они приходят ко Христу и просят отпустить людей. Интересно, что они не говорят: «пошли людей за едой или почему они не уходят», но употребляют слово, которое буквально можно перевести как «освободи». Ты продолжаешь говорить, а они продолжают слушать, но, если ты закончишь, они смогут пойти и позаботиться о себе. Ну судя по всему, в этой просьбе сострадания столько же, сколько желания поскорее остаться одним и поесть самим. Ведь время еды наступило не только для людей, слушающих проповедь, но и для самих апостолов.

Однако Христос задумал нечто особенное. Если апостолам кажется, что Он не заботится о людях, пусть они проявят свою заботу до конца и накормят всех. Могут ли они сделать это? Не могут. А Он может. И проповедь Он продолжал именно для того, чтобы они проявили инициативу и поняли, что даже самой искренней инициативы и сострадания не хватит. Человек может из самых разных побуждений сострадать тем, кто попал в трудные обстоятельства, но во всей полноте помочь никому не сможет. Проявившие инициативу апостолы осознали своё бессилие. Их понимание ситуации оказалось частичным и поверхностным. Они хотели дать людям свободу, но в то же время понимали, что сил на то, чтобы решить их проблемы, у них нет. В отличие от апостолов, Спаситель внешне действовал так, как будто бы трудности людей занимали Его в последнюю очередь, но в итоге именно Он проявил любовь и милосердие ко всем и всем помог.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.

Преподобный Иустин (Попович) о проповеди Евангелия

Учение наше всё исходит от истины, правды, от Истинного Бога! Никто из самых страшных врагов Евангелия не найдёт в нём ни следа неправды, ни следа нечистоты, ни следа обмана или лукавства. Почему? Потому что Евангелие Христово исходит от Бога, от Его всеистины, всеправды, вселюбви, всежизни и не имеет в себе ничего от лжи, ненависти, греха и смерти. Апостолы научены Духом Святым не употреблять в проповеди Евангелия никакой лести, лукавства, никакого насилия или хитрости. Евангелие Христово имеет свои божественные средства, чистые и искренние, через которые является чудодейственная и спасительная сила. А когда люди хотят проповедовать и осуществлять цели божественного Евангелия Христова при помощи несвятых средств, тогда тотчас уходит благодатная сила Евангелия и оно становится простой книгой, лишённой силы и Духа. Из вечного Евангелия Божия следует, что всякое божественное добро не может быть осуществлено несвятыми средствами. Зло не ведёт к добру, ложь не приводит к истине.

Притча о посте

Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.

— Не удивляйся этому, сын мой, — ответил ему старец. — В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны (см.: 1 Кор. 1, 10). Эти призывы преподобного Сергия и апостола обращены ко всем нам. Мы как Церковь должны быть единомысленны, мы не должны допускать расколов, разъединений, не должны поддаваться на провокации, когда люди, выдавая себя за Ангела светла (2 Кор. 11, 14), служат диаволу, пытаясь посеять плевелы разделения. Единство Церкви на всем пространстве Святой Руси является залогом единства наших стран, наших народов — Богом заповеданного единства, ибо народы наши хранят веру православную; а уж если мы называемся православными, то должны следовать словам апостола: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны. И да поможет нам Господь в единстве, в общении, во взаимной поддержке и солидарности, которые превышают по силе духовной всякую человеческую немощь, устроять единство нашего Отечества ко славе Божией!..

Церковь как лечебница

Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души от греха и духовной смерти (обратим внимание, сейчас — больница — от слова боль, а раньше — лечебница, лазарет). Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши,— напоминает священник перед исповедью. Одно из имён Бога — Врач.

Все мы больны смертельной болезнью, любой грешник — больной душой и телом человек. Спасение понимается и как исцеление. Церковь — лечебница: Христос — врач, верующие — пациенты (Мф.9:12-13); священники — медперсонал; духовник — участковый (лечащий врач, хорошо знающий наше состояние); Причастие — лекарство бессмертия.

Инфекция, от которой мы лечимся, называется злом, выражается грехом, как нарушением Божьих Заповедей, стимулируется падшими духами. В этом отношении процесс лечения именуется духовной борьбой (бранью).

Исходя из определения Церкви как лечебницы, нелепыми кажутся истории о том, что кто-то ушёл из Церкви из-за обиды на кого-либо. Это как уйти из больницы перед жизненно важной операцией из-за обиды на медсестру.

Падшие духи — источник духовного обмана

Церковь говорит о том, что за человеческими грехами, преступлениями и заблуждениями стоит кто-то, кто намного хуже самых плохих людей — бесы. Откуда они взялись? Кроме людей, Бог сотворил и другой вид разумных существ — ангелов. В отличие от людей, которые обладают как телесной, так и духовной природой, ангелы чисто духовны. Но, как и человек, изначально они были наделены способностью свободно выбирать — будут ли они хранить верность Богу, или нет. Однако они злоупотребили этой свободой раз и навсегда.

Часть ангелов во главе с диаволом (это слово значит «клеветник») восстала против Бога и превратилась в бесов — злых духов, которые стремятся разрушить Божье творение и, особенно, отношения Бога и человека. Их главный инструмент — обман.

С идолослужением и оккультными практиками — такими как вызывание духов, гадание и ворожба или другими попытками залезть в духовный мир «с черного хода» — связана именно деятельность бесов, и поэтому Церковь строго предостерегает нас против всего этого.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иринарха Соловецкого

глас 4

Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха Соловецкого

глас 8

Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.

Тропарь преподобного Лазаря Галисийского

глас 8

Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Лазаря Галисийского

глас 4

Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского

глас 1

Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша.

Новости по теме

Преподобный Иринарх Соловецкий (1628 г.)
Жития святых 30 июля 2016
Преподобный Иринарх Соловецкий (1628 г.)

Инок Соловецкой обители, в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобному Зосиме (U 1478 г.; память 17/30 апреля) и Савватию (U 1435 г.; память 27 сентября/10 октября). За добродетельную жизнь в 1614 г. был поставлен игуменом монастыря.

Преподобный Леонид Устьнедумский (1654 г.)
Жития святых 30 июля 2016
Преподобный Леонид Устьнедумский (1654 г.)

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины.

Великомученица Марина (Маргарита) (4 век)
Жития святых 30 июля 2016
Великомученица Марина (Маргарита) (4 век)

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии, ныне Турции). Отец ее был язычником-жрецом. От своей кормилицы святая Марина узнала о христианской вере.