30 июля. Память великомученицы Марины Антиохийской

5646
Фото

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7.

В этот день совершается память:

Великомученицы Марины (Маргариты) (IV).

Преподобного Иринарха Соловецкого (1628). Преподобного Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского.

Святогорской иконы Божией Матери (1569).

Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиезерный — наместник Седмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии (1901-1908), духовник духовных школ г. Казани, схиархимандрит. Скончался в Казани 24 сентября 1915 г. Ныне его святые мощи пребывают в Седмиезерной пустыни и в храме прав. Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии. 30 июля 1997 г. состоялось торжественное прославление прп. Гавриила в лике местночтимых святых Казанской епархии.

Престольные праздники

Храм вмц. Маргариты Антиохийской с. Альшихово Буинского района (К)

Великомученица Марина Антиохийская

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (ныне территория Турции). Отец святой был язычником-жрецом. Марине рассказала о Христе кормилица, и в 12 лет она приняла Крещение. В то время, в правление императора Диоклетиана (284—305), начинались гонения на христиан, и, узнав, что дочь стала христианкой, отец отрекся от нее. Когда Марине исполнилось 15 лет, правитель той области (епарх) сделал ей предложение выйти за него замуж. Марина не скрывала, что она христианка. Правитель приказал увещевать Марину принести жертву идолам, а когда уговоры не помогли, велел подвергнуть тяжким истязаниям. Благодать Божия исцелила Марину от ран, но мучители не вразумились чудом и на следующий день продолжили пытки. Тогда содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал обезглавить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней казнили 15 000 человек.

Преподобный Леонид Устьнедумский

Преподобный Леонид Устьнедумский, святой XVII века, увидел во сне Пресвятую Богородицу, повелевшую ему взять икону Одигитрии из Моржевской Николаевской пустыни на Двине, перенести в устюжские пределы, построить для неё храм и жить там до кончины. Святой пренебрёг откровением и ушёл в Кожеезерский монастырь, где принял постриг, затем подвизался на Соловках, где видение повторилось. Тогда он пришёл в Моржевскую Николаевскую пустынь, рассказал всё игумену, получил от него образ и пришёл с ним в «Лузскую Пермцу». Там он возвёл церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поставил в ней икону и подвизался в том месте до кончины. Служба преподобному написана архимандритом Тихоном (Емельяновым) в 1986 году. В 2016 году этого местночтимого святого канонизировали для всеобщего почитания.

Преподобный Иринарх Соловецкий

Преподобный Иринарх, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, соединял монашескую жизнь со служением Отечеству. В то время монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Под духовным руководством преподобного Иринарха в обители возрастали многие подвижники, в их числе — преподобный Елеазар, основатель Анзерского скита. Последние два года своей жизни преподобный Иринарх провел в совершенном безмолвии, испросив себе увольнение от должности настоятеля. Преподобный Иринарх преставился в 1628 году. Его честные мощи были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны, и над ними поставлена часовня.

Евангелие дня

Как снизить градус эмоционального напряжения в своей жизни? Как справиться с постоянной внутренней тревогой и беспокойством? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 16.

20Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

24Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

Христос рассказывает апостолам о том, как именно Он должен выполнить Свое предназначение. Пётр отговаривает Его от этого. За это Господь называет его сатаной и упрекает в том, что апостол думает «не о том, что? Божие, но что? человеческое». Что Христос называет здесь человеческим?

Ответ можно найти, прислушавшись к себе и честно ответив на вопрос, а чего я хочу? Какие бы возвышенные мысли ни появлялись в моей голове, натуру не обманешь. Где-то на заднем фоне всегда звучит одно — я хочу спокойствия; я хочу безопасности; я хочу стабильности и предсказуемости, комфорта и уюта; я хочу, чтобы меня никто не дёргал и не указывал мне, что и как я должен делать; я хочу брать и преумножать.

Этот список можно продолжать долго. Это и есть наше, человеческое. И суть одна — я хочу, чтобы было так, как я хочу. И в мои планы отнюдь не входит быть в подчинении у кого-то, исполнять не свои, а его желания, напрягаться, испытывать дискомфорт, неудобства, боль и страдания. В мои планы не входит терять своё и не получать желаемого. Одна мысль о всех этих вещах может ввергнуть в тоску и уныние.

Однако Христос демонстрирует прямо противоположную логику. Он живёт по принципу «пусть будет не так как Я хочу, а так как хочет Небесный Отец». А у Отца есть Свой план. Он знает, как лучше. И Спаситель свободно и добровольно подчиняется этому плану, даже несмотря на то, что речь идёт о крестных муках и смерти. Пётр чувствует в этом образе жизни угрозу для себя. Ведь он привык жить по своей воле, своим умом, всегда в большей степени полагаться на себя. А потому он и бунтует. За что Господь и называет его «сатана», то есть «противник».

Даже если мы не одобряем поступок Петра, мы мало чем отличаемся от него. Как и он, мы привыкли жить эту жизнь так, как мы сами считаем нужным. Мы привыкли во всём полагаться на себя. Мы верим, что только так мы придём к желаемой точке покоя. При этом нельзя сказать, что мы не верим в Бога. Подобно Петру, мы вроде бы можем быть даже рядом с Ним. Мы каждое утро можем говорить в молитве «да будет воля Твоя». Но всякий раз, когда наши планы нарушаются и что-то идёт не так, как нам бы этого хотелось, мы, как и апостол, бунтуем — раздражаемся, нервничаем, беспокоимся, суетимся, впадаем в уныние и тоску. Парадокс в том, что так мы сопротивляемся обстоятельствам жизни, в которые сами себя загнали своим постоянным сопротивлением.

Эта непрекращающаяся борьба изматывает и утомляет. Жизнь по своей воле чревата огромным напряжением, разочарованиями и срывами. Поэтому и говорит Христос сегодня «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Другими словами, сосредоточь своё внимание не на том, чего хочешь ты, а на том, чего ждёт от тебя Бог. Попытаться осуществить это на практике довольно просто. На протяжении дня следует почаще останавливаться и обращаться к Богу с вопросами: «Господи, а что Ты хочешь от меня в этой ситуации? Господи, а как я ради Тебя могу быть полезен тем людям, которые меня сейчас окружают?» Не будем сомневаться, если в нас есть желание и готовность, Бог даст нам ответ. Или через людей, или через череду событий, или прямо в сердце. И если мы будем находить в себе решимость, несмотря на сопротивление своих человеческих желаний, следовать этому ответу, то со временем заметим, насколько спокойней стало у нас на душе. От былого напряжения не осталось и следа. Так действует благодать Божия на тех, кто понуждает себя следовать воле Господа и препоручить свою жизнь Его заботе. Ведь Сам Он прямо говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... и найдёте покой душам вашим».

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.

Преподобный Иустин (Попович) о проповеди Евангелия

Учение наше всё исходит от истины, правды, от Истинного Бога! Никто из самых страшных врагов Евангелия не найдёт в нём ни следа неправды, ни следа нечистоты, ни следа обмана или лукавства. Почему? Потому что Евангелие Христово исходит от Бога, от Его всеистины, всеправды, вселюбви, всежизни и не имеет в себе ничего от лжи, ненависти, греха и смерти. Апостолы научены Духом Святым не употреблять в проповеди Евангелия никакой лести, лукавства, никакого насилия или хитрости. Евангелие Христово имеет свои божественные средства, чистые и искренние, через которые является чудодейственная и спасительная сила. А когда люди хотят проповедовать и осуществлять цели божественного Евангелия Христова при помощи несвятых средств, тогда тотчас уходит благодатная сила Евангелия и оно становится простой книгой, лишённой силы и Духа. Из вечного Евангелия Божия следует, что всякое божественное добро не может быть осуществлено несвятыми средствами. Зло не ведёт к добру, ложь не приводит к истине.

Притча о посте

Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.

— Не удивляйся этому, сын мой, — ответил ему старец. — В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны (см.: 1 Кор. 1, 10). Эти призывы преподобного Сергия и апостола обращены ко всем нам. Мы как Церковь должны быть единомысленны, мы не должны допускать расколов, разъединений, не должны поддаваться на провокации, когда люди, выдавая себя за Ангела светла (2 Кор. 11, 14), служат диаволу, пытаясь посеять плевелы разделения. Единство Церкви на всем пространстве Святой Руси является залогом единства наших стран, наших народов — Богом заповеданного единства, ибо народы наши хранят веру православную; а уж если мы называемся православными, то должны следовать словам апостола: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны. И да поможет нам Господь в единстве, в общении, во взаимной поддержке и солидарности, которые превышают по силе духовной всякую человеческую немощь, устроять единство нашего Отечества ко славе Божией!..

Церковь как лечебница

Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души от греха и духовной смерти (обратим внимание, сейчас — больница — от слова боль, а раньше — лечебница, лазарет). Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши,— напоминает священник перед исповедью. Одно из имён Бога — Врач.

Все мы больны смертельной болезнью, любой грешник — больной душой и телом человек. Спасение понимается и как исцеление. Церковь — лечебница: Христос — врач, верующие — пациенты (Мф.9:12-13); священники — медперсонал; духовник — участковый (лечащий врач, хорошо знающий наше состояние); Причастие — лекарство бессмертия.

Инфекция, от которой мы лечимся, называется злом, выражается грехом, как нарушением Божьих Заповедей, стимулируется падшими духами. В этом отношении процесс лечения именуется духовной борьбой (бранью).

Исходя из определения Церкви как лечебницы, нелепыми кажутся истории о том, что кто-то ушёл из Церкви из-за обиды на кого-либо. Это как уйти из больницы перед жизненно важной операцией из-за обиды на медсестру.

Падшие духи — источник духовного обмана

Церковь говорит о том, что за человеческими грехами, преступлениями и заблуждениями стоит кто-то, кто намного хуже самых плохих людей — бесы. Откуда они взялись? Кроме людей, Бог сотворил и другой вид разумных существ — ангелов. В отличие от людей, которые обладают как телесной, так и духовной природой, ангелы чисто духовны. Но, как и человек, изначально они были наделены способностью свободно выбирать — будут ли они хранить верность Богу, или нет. Однако они злоупотребили этой свободой раз и навсегда.

Часть ангелов во главе с диаволом (это слово значит «клеветник») восстала против Бога и превратилась в бесов — злых духов, которые стремятся разрушить Божье творение и, особенно, отношения Бога и человека. Их главный инструмент — обман.

С идолослужением и оккультными практиками — такими как вызывание духов, гадание и ворожба или другими попытками залезть в духовный мир «с черного хода» — связана именно деятельность бесов, и поэтому Церковь строго предостерегает нас против всего этого.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иринарха Соловецкого

глас 4

Постническое по Бозе житие возлюбив,/ вся плотская мудрования духу покорил еси/ и воздержанием страсти умертвил еси,/ во трудех, и бдениих, и молитвах образ быв добродетели,/ тем монашескаго жития наставник показался еси,/ отче преподобне Иринарше./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха Соловецкого

глас 8

Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав,/ блаженную жизнь совершил еси,/ и путь ко спасению всем указал еси,/ и богомудрый начальник монахов явился еси./ Темже имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иринарше, монашествующих похвало.

Тропарь преподобного Лазаря Галисийского

глас 8

Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Лазаря Галисийского

глас 4

Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

Тропарь преподобного Леонида Устьнедумского

глас 1

Божественною любовию и житием духовным/ от юности распалився, преподобне,/ и вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/ легкое иго на рамо взем,/ Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/ достиже пустыни/ и в ней многолетне подвизался еси/ в трудех многих и слезах,/ всяким злостраданием плоть свою изнуряя./ Отонудуже Бог, твоя труды видев,/ умножи тебе чада в пустыни./ Но яко имея дерзновение к Богу,/ моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/ да избавит нас от всех навет вражиих/ и спасет души наша.

Новости по теме

Преподобный Иринарх Соловецкий (1628 г.)
Жития святых 30 июля 2016
Преподобный Иринарх Соловецкий (1628 г.)

Инок Соловецкой обители, в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобному Зосиме (U 1478 г.; память 17/30 апреля) и Савватию (U 1435 г.; память 27 сентября/10 октября). За добродетельную жизнь в 1614 г. был поставлен игуменом монастыря.

Преподобный Леонид Устьнедумский (1654 г.)
Жития святых 30 июля 2016
Преподобный Леонид Устьнедумский (1654 г.)

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины.

Великомученица Марина (Маргарита) (4 век)
Жития святых 30 июля 2016
Великомученица Марина (Маргарита) (4 век)

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии, ныне Турции). Отец ее был язычником-жрецом. От своей кормилицы святая Марина узнала о христианской вере.