2 августа. Память пророка Илии

6880
Фото

Седмица 8-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.).

Преподобного Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского (1649).

Священномученика Константина Словцова пресвитера (1918); священномучеников Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, преподобномучеников Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мучеников Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); священномученика Алексия Знаменского пресвитера (1938); преподобномученика Феодора Абросимова (1941).

Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.

Память епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова). Студент Казанской духовной академии (до 1918; не окончил из-за Гражданской войны). Скончался в Саратове 2 августа 1955 г.

Престольные праздники

Ильинский храм пос. Борисково г. Казани (К)

Ильинский придел храма Смоленской иконы Пресвятой Богородицы с. Ромодан Алексеевского района (Ч)

Ильинский храм с. Шонгуты Апастовского района (К)

Николо-Ильинский храм с. Верхний Услон (К)

Ильинский молитвенный дом с. Русское Бурнашево Верхнеуслонского района (К)

Ильинский придел Покровского собора г. Елабуги (Н)

Ильинский храм с. Гари Елабужского района (Н)

Ильинский храм с. Котловка Елабужского района (Н)

Ильинский храм с. Ильинское Зеленодольского района (К)

Ильинский придел Богоявленского храма с. Исаково Зеленодольского района (К)

Ильинский придел Троицкого храма с. Турминское Кайбицкого района (К)

Ильинский храм с. Красновидово Камско-Устьинского района (К)

Ильинский придел Софийского собора г. Лаишева (К)

Ильинский храм с. Караишево Лаишевского района (К)

Ильинский храм с. Песчаные Ковали Лаишевского района (К)

Ильинский крестильный храм прихода прп. Серафима Саровского г. Набережные Челны (Н)

Ильинский храм с. Прости Нижнекамского района (Ч)

Ильинский храм с. Соболеково Нижнекамского района (Ч)

Ильинский храм г. Нурлата (Ч)

Ильинский придел Николо-Ильинского храма д. Шихазда Пестречинского района (К)

Служение Пророка Илии

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает суть его служения: через проповедь покаяния вернуть иудеев к почитанию Истинного Бога. Ревность пророка Илии простёрлась даже до царского дома. Его служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874—853 до Р. Х.) и Охозии (853—852 до Р. Х.). В этот период в Северном царстве распространялся языческий культ Ваала. Сам царь Ахав после брака с нечестивой царицей Иезавелью, дочерью сидонского царя, отказался от истинной веры и начал служить Ваалу, построив ему храм в Самарии (3 Цар. 16:32—33). Ахав и его жена устроили гонение на пророков Божиих. Только 100 пророков благодаря ходатайству царедворца Авдия осталось в живых. Среди них и пророк Илия, который скрывался у потока Хорафа, восточнее Иордана, где вороны приносили ему пищу.

Почитание Пророка Илии

Святой Илия — один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Он восхваляется за свою несокрушимую твёрдость веры, строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Господь сравнил пророка Илию с «величайшим из рождённых жёнами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказал, что он пришёл в духе и силе Илии. По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на небо, будет Предтечею второго пришествия Христа на Землю. Родившийся задолго до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор. Он первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мёртвого и был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти.

В Русской Церкви пророк Илия почитается особо. Первый храм, возведённый в Киеве после «Фотиева крещения» при князе Игоре, был освящён во имя пророка Илии. После Крещения Руси во многих русских городах также появились Ильинские церкви и монастыри. К началу XVII века больше всего их было в Новгороде — восемь Ильинских храмов. Служба святого Илии отличается торжественностью и содержит особые паремии из Третьей и Четвёртой книги Царств, где повествуется о значимых событиях из жизни пророка и чудесах, совершившихся по его молитвам. Стихиры и канон для службы святому написал преподобный Иоанн Дамаскин. Также авторами канонов пророку являются преподобный Иосиф Песнописец и Пахомий Логофет. Пророк Илия считается ходатаем «о благорастворении воздухов», так как по его молитве было три с половиной года «затворено небо» в наказание еврейского народа за идолопоклонство. Поэтому святому Илии принято служить молебны: как о даровании дождя, так и о прекращении чрезмерных осадков.

Преподобный Авраамий Галичский

Преподобный Авраамий подвизался в XIV веке в Костромской земле близ городов Галич и Чухлома. Его мирское имя неизвестно, также нет сведений о его родителях, времени и месте рождения. По одному из преданий, он был родом из ростовских земель. В Троице-Сергиевой лавре Авраамий почитается одним из первых учеников преподобного Сергия. По благословению преподобного Сергия он удалился в галичские земли. Считается, что Авраамий основал там четыре обители: Новозаозерский Успенский Авраамиев Галичский монастырь, Великая Авраамиева Ризоположенская пустынь, Верхняя Собора Пресвятой Богородицы пустынь на реке Виге и, наконец, ныне существующий Покровский Авраамиев Городецкий Чухломской монастырь, в котором святой скончался в 1375 году и где почивают его мощи.

Евангелие дня

Какой грех самый тяжёлый и непростительный? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

30Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Чтобы понять смысл только что прозвучавших слов Спасителя, необходимо взглянуть на более широкий контекст евангельского повествования. Только что Господь исцелил человека, который был слеп, нем, а, кроме всего прочего, был ещё и одержим бесом. Народ дивится такой силе Христа. А вот фарисеи возмущаются. «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского», — негодуют они. В ответ на эти упрёки и звучат слова о том, что всякий грех простится человеку, даже грех против Сына Человеческого, то есть против Самого Спасителя, а вот хула на Святого Духа не простится ни в этом, ни в будущем веке.

Древние христианские толкователи единодушны в понимании этого места. Божество Спасителя было скрыто Его человеческой плотью. По внешнему виду Он был странствующим проповедником, сыном простого ремесленника, который ест простую еду, устаёт, нуждается в отдыхе, спит и во всём остальном ведёт себя, как обыкновенный человек. Одним словом, не всякий мог разглядеть в Иисусе Сына Божия и Творца этого мира. А потому с Ним могли спорить, могли сомневаться в истинности Его слов, могли даже злословить Его. Просто по своему неведению и ограниченности. Всё это грех простительный. Поэтому и Сам Господь на кресте молится за Своих мучителей: «Отче, прости им, не ведают, что творят!» Однако, когда человек видит, как Иисус исцеляет, изгоняет бесов, повелевает стихиями и даже воскрешает мёртвых, но продолжает сопротивляться Ему и даже хулить Его, обвинять в том, что Он действует силой бесовского владыки, он сопротивляется уже не человеку-Иисусу. Здесь уже вражда против Духа Святого, Который действует через Спасителя явным образом. А потому такой не получит прощения ни в этой жизни, в будущей.

Почему же не будет прощения? Неужели Господь так злопамятен и мстителен? Дело в том, что спасает человека не что иное, как благодать, которую мы получаем именно благодаря действию Святого Духа. А чтобы её принять, необходимо открыться ей. Если этой открытости не будет, не будет и прощения. Не будет оправдания и спасения. Представьте себе подростка, который обиделся на родителей из-за своих собственных комплексов. Они пытаются к нему и так и сяк подойти, они, как могут, демонстрируют ему своё желание поговорить, чтобы проявить любовь, понимание и заботу. Но ничего не получается. Потому что подросток закрылся и сидит в своей ракушке колючками наружу. Сейчас для него, все они, взрослые, причина его страданий. Они враги. В предельной мере этим подростковым комплексом страдает сатана и его приспешники. И трагедия их в том, что для них всё зашло уже слишком далеко. Прощения они принять уже не могут. Их жизнь — сплошной ад.

Как же это касается нас? Ведь мы верим во Христа, мы не спорим с Ним. Тем более, не злословим Его. Мы даже ходим в храм. На самом же деле мы начинаем воевать с Духом Божиим, когда закрываемся от людей. Мотивы могут быть разные. Мы делаем это из вредности, злобы и мстительности или же из боли, обиды и страха. Но в любом случае это и есть тот самое состояние протеста против Духа Святого. Порой мы годами сидим в этой добровольной изоляции. Мы виним окружающих и оправдываем себя. Мы упиваемся саможалением и осуждением других, страдаем, но упорно отказываемся увидеть, что проблема только в нас самих. Господь сегодня призывает нас выйти из этого болезненного состояния. Он призывает нас перестать воевать с людьми. Для этого Он и дал нам евангельские заповеди и таинства Церкви. Мы перестаём сопротивляться окружающим, когда начинаем самоотверженно служить им. Тогда мы открываемся навстречу божественной благодати и получаем прощение, какими бы тяжкими ни были наши грехи.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Архимандрит Эмилиан Симонопетритский о благодарности Богу

Тот, кто не научится благодарить Господа за все, в том числе и за жизненные беды и невзгоды, не продвинется в духовной жизни ни на миллиметр с того момента, когда появился он из чрева матери. В его жизни не будет развития. Напротив, когда человек рождается, он еще невинное дитя, имеющее святость от природы, а мы, достигнув зрелости, уже обладаем суровостью и знаниями, которые усугубляют нашу вину. Итак, мы должны научиться благодарить Бога. В момент, когда нас одолевают лукавые помыслы или когда брат наш говорит нам какие-то слова, а мы чувствуем к нему злобу в душе своей, именно тогда мы должны благодарить Господа и улыбаться брату нашему. А если мы так не делаем, мы не можем продвинуться вперед ни на шаг, ибо все будет приходить к нам не по молитвам. В особенности же наши ближние и те жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, будут вызывать у нас лукавые помыслы, искушения, страсти и вражду.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в мире, где есть добро и зло, но мы в этом мире не одни. Мы — те, кто желает жить по Божиему закону; те, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную; те, кто верит, что это происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью. Господь даровал нам эти силы и способность сопротивляться. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к событиям, в которые ты вовлекаешься, — и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол. Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения.

Молитвословия

Тропарь пророка Илии

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Илии

глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Молитва пророку Илие

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день памяти пророка Илии престольный праздник отметил Илиинский храм в одноимённом селе
В день памяти пророка Илии престольный праздник отметил Илиинский храм в одноимённом селе

2 августа 2025 года, в день памяти пророка Божия Илии, в Ильинском храме села Ильинское (Зеленодольский район Республики Татарстан) состоялось праздничное богослужение.

В день памяти пророка Илии престольный праздник отметил Илиинский храм в одноимённом селе
В день памяти пророка Илии престольный праздник отметил Илиинский храм в одноимённом селе

2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в Ильинском храме села Ильинское (Зеленодольский район Республики Татарстан) состоялось праздничное богослужение.

В праздник пророка Илии митрополит Кирилл освятил Илиинский храм в селе Караишево
В праздник пророка Илии митрополит Кирилл освятил Илиинский храм в селе Караишево

2 августа, в праздник пророка Илии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение Илиинского храма в селе Караишево и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.

В канун дня памяти пророка Илии митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Илиинском храме казанского посёлка Борисково
В канун дня памяти пророка Илии митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Илиинском храме казанского посёлка Борисково

1 августа, в канун праздника пророка Илии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Илиинском храме посёлка Борисково в городе Казани.