2 августа. Память пророка Илии

5179
Фото

9-я седмица по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.).

Преподобного Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского (1649).

Священномученика Константина Словцова пресвитера (1918); священномучеников Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева пресвитеров, преподобномучеников Тихона Кречкова, Георгия Пожарова, Кирилла Вязникова и мучеников Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930); священномученика Алексия Знаменского пресвитера (1938); преподобномученика Феодора Абросимова (1941).

Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.

Служение Пророка Илии

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает суть его служения: через проповедь покаяния вернуть иудеев к почитанию Истинного Бога. Ревность пророка Илии простёрлась даже до царского дома. Его служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874—853 до Р. Х.) и Охозии (853—852 до Р. Х.). В этот период в Северном царстве распространялся языческий культ Ваала. Сам царь Ахав после брака с нечестивой царицей Иезавелью, дочерью сидонского царя, отказался от истинной веры и начал служить Ваалу, построив ему храм в Самарии (3 Цар. 16:32—33). Ахав и его жена устроили гонение на пророков Божиих. Только 100 пророков благодаря ходатайству царедворца Авдия осталось в живых. Среди них и пророк Илия, который скрывался у потока Хорафа, восточнее Иордана, где вороны приносили ему пищу.

Почитание Пророка Илии

Святой Илия — один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Он восхваляется за свою несокрушимую твёрдость веры, строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Господь сравнил пророка Илию с «величайшим из рождённых жёнами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказал, что он пришёл в духе и силе Илии. По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на небо, будет Предтечею второго пришествия Христа на Землю. Родившийся задолго до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор. Он первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мёртвого и был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти.

В Русской Церкви пророк Илия почитается особо. Первый храм, возведённый в Киеве после «Фотиева крещения» при князе Игоре, был освящён во имя пророка Илии. После Крещения Руси во многих русских городах также появились Ильинские церкви и монастыри. К началу XVII века больше всего их было в Новгороде — восемь Ильинских храмов. Служба святого Илии отличается торжественностью и содержит особые паремии из Третьей и Четвёртой книги Царств, где повествуется о значимых событиях из жизни пророка и чудесах, совершившихся по его молитвам. Стихиры и канон для службы святому написал преподобный Иоанн Дамаскин. Также авторами канонов пророку являются преподобный Иосиф Песнописец и Пахомий Логофет. Пророк Илия считается ходатаем «о благорастворении воздухов», так как по его молитве было три с половиной года «затворено небо» в наказание еврейского народа за идолопоклонство. Поэтому святому Илии принято служить молебны: как о даровании дождя, так и о прекращении чрезмерных осадков.

Преподобный Авраамий Галичский

Преподобный Авраамий подвизался в XIV веке в Костромской земле близ городов Галич и Чухлома. Его мирское имя неизвестно, также нет сведений о его родителях, времени и месте рождения. По одному из преданий, он был родом из ростовских земель. В Троице-Сергиевой лавре Авраамий почитается одним из первых учеников преподобного Сергия. По благословению преподобного Сергия он удалился в галичские земли. Считается, что Авраамий основал там четыре обители: Новозаозерский Успенский Авраамиев Галичский монастырь, Великая Авраамиева Ризоположенская пустынь, Верхняя Собора Пресвятой Богородицы пустынь на реке Виге и, наконец, ныне существующий Покровский Авраамиев Городецкий Чухломской монастырь, в котором святой скончался в 1375 году и где почивают его мощи.

Евангелие дня

Кого Бог любит больше всего? Кому-то этот вопрос покажется абсурдным, а кому-то вполне естественным, ведь люди любят присваивать себе особое Божественное отношение. Но как всё же на самом деле? Ответ на этот вопрос Христос даёт в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Как мы только что услышали, сегодняшнее чтение заканчивается какой-то совершенно непонятной ситуацией. Хотя ничто, на наш взгляд, не предвещало конфликта, иудеи пришли в ярость и бросились на Христа, попытавшись Его убить. Сделать это у них не вышло, но сам факт попытки выглядит практически абсурдным. Что же такого Он сказал?

Для того, чтобы хотя бы отчасти понять ярость иудеев, надо вспомнить две вещи. Во-первых, они воспринимают себя как народ, который находится в особых отношениях с Богом. Основания для этого у них, конечно же, были, ведь они находились в завете с Творцом. «Я Господь Бог твой», — говорит Создатель мира в первой из десяти заповедей. Стоит только задуматься об этом. Не «вы Мой народ», как мог бы сказать хозяин всего мира, Тот, Кому всё принадлежит, но «Я ваш Бог». Народ в этой заповеди выглядит не собственностью Бога, но людьми, с которыми Он выстраивает глубоко личные, доверительные отношения. И, естественно, в контексте таких отношений, язычники выглядели просто фоном, на котором существовали дети Божии, ради которых, как они полагали, сотворён весь мир.

Во-вторых, возмутившиеся иудеи хорошо знали Христа, потому что эта беседа происходила в Его родном городе. По свидетельству Евангелиста Луки, в других городах Иисус от всех был прославляем. Когда же Спаситель пришел в Назарет, прочитал мессианский отрывок из книги пророка Исайи и явно применил его к Себе, никто ничего не понял. Ты же Сын Иосифа! И мы знаем Тебя с детства. Что это Ты нам тут такое про Себя рассказываешь? И Спаситель знает, что в этих словах звучит: «Давай-давай, покажи нам чудеса, о которых мы слышали, которые Ты творил в других городах. Мы поверим, если докажешь».

Однако Спаситель не тот, кого стоило, как говориться, «брать на слабо». Чудеса, которые Он совершал, были ответом на покаяние и веру, а не на отношение к Нему, как к фокуснику, который должен продемонстрировать свои удивительные способности.

Отвечая иудеям, Он рассказывает им две истории, которые они прекрасно знали. Обе они были связаны с тем, что еврейский народ в своё время пренебрегал пророками. Так поклоняясь Ваалу, он отверг Илию, который был вынужден жить в городе Сарепта Сидонская у вдовы язычницы. И к Елисею, желая исцелиться от проказы, с верой пришёл только сирийский военачальник Нееман, в то время как царь израильский практически забыл о таком пророке. И смысл обеих историй в том, что народ, который считал себя богоносцем, оказался слишком самоуверенным. Естественно, иудеи, которые слушали Христа, пришли в ярость вместо того, чтобы задуматься о том, что Бога нельзя себе присвоить. Он — Творец всего мира и все люди Его дети. Любой человек и даже народ может от Него отвернуться, и любой может к Нему обратиться. Ведь Он судит не по названиям и не по горделивым мыслям, Он отвечает на веру, которая может поселиться в сердце каждого.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Архимандрит Эмилиан Симонопетритский о благодарности Богу

Тот, кто не научится благодарить Господа за все, в том числе и за жизненные беды и невзгоды, не продвинется в духовной жизни ни на миллиметр с того момента, когда появился он из чрева матери. В его жизни не будет развития. Напротив, когда человек рождается, он еще невинное дитя, имеющее святость от природы, а мы, достигнув зрелости, уже обладаем суровостью и знаниями, которые усугубляют нашу вину. Итак, мы должны научиться благодарить Бога. В момент, когда нас одолевают лукавые помыслы или когда брат наш говорит нам какие-то слова, а мы чувствуем к нему злобу в душе своей, именно тогда мы должны благодарить Господа и улыбаться брату нашему. А если мы так не делаем, мы не можем продвинуться вперед ни на шаг, ибо все будет приходить к нам не по молитвам. В особенности же наши ближние и те жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, будут вызывать у нас лукавые помыслы, искушения, страсти и вражду.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в мире, где есть добро и зло, но мы в этом мире не одни. Мы — те, кто желает жить по Божиему закону; те, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную; те, кто верит, что это происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью. Господь даровал нам эти силы и способность сопротивляться. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к событиям, в которые ты вовлекаешься, — и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол. Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения.

Молитвословия

Тропарь пророка Илии

глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Илии

глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Молитва пророку Илие

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день престольного торжества в Николо-Ильинской церкви в селе Верхний Услон совершены праздничные богослужения В день престольного торжества в Николо-Ильинской церкви в селе Верхний Услон совершены праздничные богослужения

Божественную литургию совершили и.о. благочинного Верхнеуслонского округа игумен Пимен (Ивентьев), настоятель Николо-Ильинской церкви протоиерей Владимир Чибирев, клирик прихода протоиерей Николай Тегулев.

В день памяти пророка Божия Илии престольный праздник отметил Ильинский храм в одноимённом селе В день памяти пророка Божия Илии престольный праздник отметил Ильинский храм в одноимённом селе

2 августа 2023 года, в день памяти пророка Божия Илии, в Ильинском храме села Ильинское (Зеленодольский район Республики Татарстан) состоялось праздничное богослужение.

В день памяти пророка Божия Илии на месте разрушенного храма Живоначальной Троицы города Елабуги состоялась Божественная литургия В день памяти пророка Божия Илии на месте разрушенного храма Живоначальной Троицы города Елабуги состоялась Божественная литургия

2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, на руинах разрушенного некогда величественного храма Живоначальной Троицы города Елабуги состоялась Божественная литургия.

Старинный Ильинский храм села Соболеково отметил престольный праздник Старинный Ильинский храм села Соболеково отметил престольный праздник

2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии , в одноименном храме села Соболеково (Нижнекамский район РТ) состоялось праздничное богослужение. Божественную литургию совершил настоятель храма Рождества Христова города Нижнекамска иерей