7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

4704
Фото

Седмица 10-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Священномученика Николая Удинцева пресвитера (1918); священномученика Александра Сахарова пресвитера (1927); святой Ираиды Тиховой исповедницы (1967).

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Благословенная Анна была дочерью священника Матфана из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет. При святом благоверном царе Иустиниане (527—565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685—695 гг.; 705—711 гг.) обновил ее храм, в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. В 12 лет он тайно ушел от родителей и принял постриг. Повзрослев, Макарий, как в то время многие искатели Царства Божия, ушел из обители в поисках безмолвия и поселился на Волге, в пещере, вблизи озера Желтые Воды. Твердое воздержание и терпение привлекли к святому других пустынников, и он основал монастырь во имя Святой Троицы. Он обратил многих язычников и мусульман. Казанские татары разорили обитель, пленили святого и его братию. Но хан был так поражен благочестием старца, что отпустил его и с ним до 400 христиан, лишь взял с Макария слово покинуть озеро. Святой ушел с братией в галичскую землю, где основал новую обитель и почил в глубокой старости.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор был созван святым императором Юстинианом в 553 году и заседал с 4 мая по 2 июня в Константинополе. За 10 лет до созыва собора святой Юстиниан издал эдикт в виде трактата из трёх глав, осуждающий епископа Феодора Мопсуестийского и его творения, а также труды епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Причиной осуждения сочинений давно скончавшихся архиереев были их несторианские взгляды. Предыдущий Вселенский Собор 451 года, осудивший монофизитскую и несторианскую ереси, не рассматривал сочинения указанных лиц, что давало повод монофизитам обвинять православных в несторианстве. Эдикт императора о «Трёх Главах» неоднозначно был воспринят епископатом, так как этим указом был осуждён уже скончавшийся архиерей, поэтому возникла необходимость в созыве Вселенского Собора.

Деяния V Вселенского Собора

На V Вселенском Соборе присутствовали 165 архиереев. Римский папа Вигилий, бывший во время созыва собора в Константинополе, отказался в нём участвовать, несмотря на троекратное приглашение. Впоследствии папа согласился с общим мнением отцов и принял соборное определение. Собор ещё раз подтвердил учение о единой Ипостаси Богочеловека: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема». Кроме того, собор осудил ещё одного учителя древности — Оригена и его учение о всеобщем спасении: «Если кто говорит, что соединяются с Богом Словом все человеки, и диавол, и духи лукавства, и что будет конец Царствия Христова, да будет анафема». На соборе епископ Феодор Мопсуестийский за еретические взгляды был анафематствован. Также были осуждены некоторые сочинения епископов Феодорита и Ивы, так как они успели покаяться до своей кончины.

Евангелие дня

Сегодня практически каждый имеет дело с фотографиями и знает, что цвета могут быть переданы адекватно, а могут быть искажены. Ошибся человек с балансом белого и всё на фотографии стало желтым или синим... Кажется исказился только один белый, но за ним тянется искажение остальных цветов. Оказывается, что подобные искажения могут происходить и в духовной жизни, о чем прикровенно говорится в отрывке из 8 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 8.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

В один из храмов, который я посещал еще в юности, довольно часто приезжали сотрудники местного телевидения и снимали богослужение для того, чтобы сделать новостной сюжет о том или ином празднике. Перед тем как начать снимать они направляли камеру на белый лист для того, чтобы выставить баланс белого. Оператор указывал камере, какой цвет белый, а она автоматически выставляла все остальные цвета так, чтобы они отражались наиболее адекватным образом. Ситуация с духовной жизнью складывается похожая. Во время общения с другими людьми в нашем сознании формируется нравственная картина мира. Родители, одноклассники, уличные друзья, даже герои книг и фильмов оказываются для нас примером в вопросах добра и зла. Нам говорят: вот это белое, вот это черное и постепенно формируют наши представления о добре и зле. Например, если нас научили, что быть честным хорошо, мы понимаем, что лгать плохо.

Однако особенность современной жизни в том, что люди, практически отказавшись от христианских норм, новых особенно не сформулировали. Можно сравнить это с нравственными сумерками. Нам кажется, что все еще хорошо видно, но на самом деле зрение притупляется и решения становятся все менее адекватными. Мы перестаем видеть, что нас ждет впереди и двигаемся практически наощупь. В такой ситуации даже христиане, у которых, как кажется, есть заповеди, должны быть очень внимательны.

В сегодняшнем чтении Спаситель говорит о свече. Зажжённую, ее не прячут, но ставят на светильник, чтобы она светила всем. Свет разгоняет тьму и делает пространство вокруг более понятным, а действия безопасными. При свете становится ясно, как действовать. В бытовом отношении этот пример совершенно очевиден. Однако, что он значит в духовном смысле? Все, что было сказано о свете свечи может быть перенесено на свет, которым способен светить сам человек. Тот, кто воспринял свет Божией истины — светит окружающим и являет своим примером норму жизни. Жизни такой, какой ее задумал Бог. Все так, но есть нюанс. Обычно физический свет просто освещает вещи, и мы их видим, такими, какие они есть. То же самое можно сказать о свете духовном. Христианин призван светить людям, призван транслировать в их жизнь Божий свет. Но точно ли свет, который он транслирует — Божий? Не искажает ли он Божиих заповедей? Не являет ли плохого примера?

Именно поэтому Христос и говорит, что все в итоге оказывается известным и призывает нас к тому, чтобы мы наблюдали за собой, как мы слушаем. Слышим ли мы на самом деле Христа, или давно увлеклись собственными представлениями о Нем. И если человек искренне прислушивается к Слову Божьему, ему будет дано еще большее понимание, а если только приспосабливает его под себя, потеряет и то понимание, которое имел.

Как оператор обращается к белому листу для того, чтобы камера настроилась на белый цвет и адекватно отражала другие цвета, так и мы должны все время обращаться к Евангелию и образу Христа, чтобы быть Его подлинными учениками и являть Его свет миру.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.

Действенность Таинств и богослужений не зависит от личной святости священнослужителя

Священнослужитель — лишь проводник благодати, а её источник — Бог: он передаёт не людское Богу, а Божие людям.

Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав и качество пищи. Но от него зависит, придет человек сюда ещё раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Священный сан не даёт гарантии святости, поэтому, чтобы не соблазняться нужно чётко разделять божественное и человеческое в Церкви. Даже среди двенадцати Апостолов Христовых был Иуда-предатель.

Донатисты считали, что действительны и действенны только те Таинства, которые совершаются праведными священнослужителями. Ересь осуждена собором 314 г.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.

Молитва преподобному Макарию Желтоводскому

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да просит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Анны

глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны

глас 2

Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Новости по теме

Макарьевский храм в селе Ильбухтино отметил престольный праздник Макарьевский храм в селе Ильбухтино отметил престольный праздник

7 августа, в день памяти преподобного Макария Желтоводского престольный праздник отметил одноимённый храм в селе Ильбухтино (Тукаевский район РТ). В этот день в старинной церкви состоялось соборное богослужение.

В Макарьевском монастыре почтили память небесного покровителя обители В Макарьевском монастыре почтили память небесного покровителя обители

7 августа 2023 года, в день памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444) , праздничные богослужения прошли в Вознесенской Макарьевской пустыни (Верхнеуслонский район Татарстана). Молебен с акафистом преподобному Макарию и

История Свияжского Макарьевского монастыря
Публикации 7 августа 2023
История Свияжского Макарьевского монастыря

Первые монастырский храм появился на этом месте в середине XVII века. Однако духовное рождение монастыря случилось гораздо ранее при необычных обстоятельствах.

Верующие прошли крестным ходом по Тропе Макария Верующие прошли крестным ходом по Тропе Макария

6 августа, в канун дня памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского, в Казанской епархии состоялся крестный ход по Тропе Макария. Тропа проложена по пути, по которому следовал святой старец в 1439, возвращаясь из Казанского плена.