11 августа. Память мученика Каллиника

3968
Фото

10-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 29 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Каллиника (III—IV).

Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мученика Даниила Черкасского (1776). Мученицы Серафимы девы (117—138). Мученицы Феодотии и трех чад ее (304). Святителя Лупа, епископа Труа (479). Преподобномученика Михаила (IX). Мученика Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Преподобномучеников Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921); преподобномученика Анатолия Смирнова (после 1930); священномученика Алексия Красновского пресвитера и преподобномученицы Пахомия Русина (1938).

Рождество святителя Николая Чудотворца

В Русской Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, празднуются дни рождения лишь двух святых — Иоанна Предтечи и святителя Николая. Первоначально праздник Рождества Николая Чудотворца торжественно отмечали только в Патаре, на родине святителя, и в Мирах Ликийских, где он был архиепископом. Точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца на Руси неизвестно. В XV и XVI веках в Новгороде и Вятке существовали храмы в честь этого праздника, а в Новгороде был основан монастырь. В царствование императрицы Екатерины II общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца было упразднено, а в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возобновлено.

Мученик Каллиник

Каллиник жил в пору гонений на христиан, на рубеже III—IV веков. Воспитанный в вере, он скорбел, видя поклонение идолам в родной Киликии и падение нравов. Тогда он пошел по городам и весям с проповедью и обратил многих, пока не был схвачен и представлен правителю Сакердону. Когда святой отказался принести жертву идолам, правитель подверг его пыткам железными гребнями, а затем приказал обуть в сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать плетьми в другой город на сожжение. В трудной дороге воины конвоя изнемогли от жажды, и святой, сжалившись над мучителями, молитвой извлек из камня родник. Изумленные воины даже хотели отпустить его, но побоялись наказания. На месте казни мученик сам вошел в пламя костра. Позже его тело, оставшееся почти неповрежденным, предали погребению единоверцы.

Евангелие дня

В современном информационном пространстве довольно много людей, которые с усмешкой смотрят на религию, как на пережиток прошлого. При этом они уверены, что их аргументы выглядят вполне убедительно и негодуют от того, что верующих меньше не становится. Что же не так с их аргументами? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 22 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения.

Глава 22.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим, как ко Христу подходят саддукеи, первосвященники и старейшины народа, которые отрицали воскресение мертвых. Обычно они спорили с фарисеями, признававшими воскресение и жизнь будущего века. И вот, подобрав, как им казалось, очень удачный аргумент — они подошли ко Христу и рассказали Ему историю о жене семи братьев, которая по закону левирата должна была после смерти одного становиться женой второго и далее третьего, четвертого и последующих братьев. Ситуация совершенно гипотетическая, но раз вопрос поставлен, на него нужно отвечать. Сами саддукеи были уверены, что в свете поставленного ими вопроса, идея воскресения будет казаться настолько абсурдной, что от нее придется отказаться. Может быть, они были настолько самоуверенны, что уже опробовали ее на ком-то из фарисеев, сказать сложно. Обращаясь ко Христу, они называют Его Учителем, то есть специально подчеркивают, что уж Он-то должен ответить честно и здраво. А если отвечать будет нечего — признать свое поражение.

Для тех, кто знает содержание притчи, самоуверенность саддукеев выглядит в чем-то забавной. Размышляя над ней, я вспоминаю, как, получив в школе плохую оценку, по пути домой мысленно беседовал с родителями, объясняя им, почему плохо выучил урок. Мне самому подобранное объяснение казалось настолько убедительным, что я успокаивался и шел домой совершенно ни о чем не переживая. Однако дома, неожиданный уточняющий вопрос ставил меня в тупик и сбивал с толку, и я признавал, что виноват, потому что отвечать было совершенно нечего. Похожим образом Христос указывает вопрошающим на всего лишь одну, хотя и роковую для них ошибку. Весь их пример строился на том, что жизнь нового века будет похожа на обычную, хотя и более комфортную. Именно так видят жизнь после смерти или воскресения язычники и представители некоторых неписьменных народов. Все будет так же, только охота всегда будет удачной, жена довольной, дети послушными и здоровыми... Однако Писание ничего подобного не утверждает. Объясняя свою точку зрения, Христос говорит: «после воскресения уже не будет брака, поэтому ваша головоломка никак жизни будущего века не противоречит. Более того, вы не знаете собственной традиции, ведь обращаясь к Моисею из неопалимой купины, Бог называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, которые с точки зрения земной жизни были мертвы, но не были мертвы для Бога».

Почему саддукеи оказались посрамлены? Потому что они выстраивали свои аргументы в споре с выдуманным собеседником. Однако, как только они встретились с реальным Иисусом Христом, их аргументы оказались совершенно бессильными. Люди неверующие зачастую похожи на этих саддукеев. Они часто используют аргументы, которые не имеют отношения к живому Христу. Им самим аргументы кажутся вполне серьезными. Но это до поры до времени, пока они не встретились со Христом. Ведь после этой встречи все оказывается совершенно иначе.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Порой мы даже не подозреваем о том, что сокровенную сердцевину нашей собственной жизни составляет не что иное, как все та же извечная борьба добра со злом. И случается так, что в один момент нашей жизни мы выступаем на стороне сил добра, а в другой — оказываемся в стане сил зла. Думаю, именно это и имел в виду Ф. М. Достоевский, сказавший: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И поскольку в нашей душе и в нашей жизни одновременно жительствуют и добро, и зло, то мы недостойны возвращения в рай и жизни в непосредственном общении с нашим Богом и Творцом, потому что рай — это то место, где нет зла и кривды, но где есть только абсолютное добро и Божия правда.

Из книги «Отец Арсений»

Отец Арсений, стоя в ногах своего собственного тела, смотрел на себя и окружающих людей, как посторонний, и вдруг понял, что душа его покинула тело, и он, иерей Арсений, физически мертв… Весь живущий лагерь со всеми живущими в нем заключенными и охраной увидел отец Арсений как бы изнутри. Каждый человек нес в себе душу, которая сейчас была ощутимо видна для отца Арсения. «Господи! Господи! Я жил среди этих людей и не замечал и не видел их. Сколько прекрасного несут они в себе, сколько здесь настоящих подвижников веры, нашедших себя среди окружающего мрака духовного и невыносимых человеческих страданий, и не только нашедших себя для себя, но отдающих жизнь свою и любовь окружающим людям, помогающих всем словом своим и делом. Господи! Где же я был, ослепленный своею гордостью и малое делание мое принявший за большое!» Отец Арсений видел, что Свет веры горел не только у заключенных, но был у некоторых людей охраны и администрации, по мере сил своих и возможностей совершавших добро, а для них это было большим подвигом.

Лики святости

Практика канонизации Церковью святых связана с традицией причисления их к определенным ликам (группам святых), как то: Апостолы, Бессребренники, Благоверные, Блаженные, Великомученики, Исповедники, Мученики, Начертанные, Новомученики, Праведные Преподобноисповедники, Преподобномученики, Преподобные, Пророки, Равноапостольные, Святители, Священноисповедники, Священномученики, Столпники, Страстотерпцы, Чудотворцы и др.

С этой традицией связана церковная практика их прославления. Принадлежность святого к тому или иному лику не свидетельствует априори о большей или меньшей степени его близости к Богу, степени его почитания в Церкви. Скажем, Антоний Великий прославляется в лике преподобных, тогда как другой святой, также именуемый Великим, принадлежит к другому лику — лику святителей.

Одними из первых христиан, кого Церковь стала прославлять как святых, были мученики (заметим, святыми мучениками Церковь называет не мучеников вообще, но пострадавших за исповедание веры во Христа, свидетельствовавших о вере даже своей смертью). Одними из тех, кто были прославлены в позднее время, были святые, причисленные к лику новомучеников.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллиника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника

глас 2

Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских

глас 3

Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы

глас 8

Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы

глас 2

Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Тропарь новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 1

Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак новомучеников и исповедников иеромонахов Серафима и Феогноста, в земле Казахской просиявших

глас 2

Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

Новости по теме

В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме казанского посёлка Красная Горка.

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани

18 декабря, в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе Казани.

Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник

11 августа, в день празднования Рождества святителя Николая Чудотворца, в храме святителя Николая Чудотворца в скиту Раифского Богородицкого мужского монастыря в селе Никольское (Зеленодольский район Татарстана) состоялась праздничная Божественная литургия.