25 сентября. Память преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца

3999
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийского (313). Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395).

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704). Преподобного Вассиана Тиксненского (1624). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийского. Священномученика Корнута, епископа Никомидийского (Иконийского) (249—259).

Священномучеников Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мученика Алексия Ворошина (1937).

Священномученик Автоном, епископ Италийский

Священномученик Автоном был епископом в Италии. Во время гонений императора Диоклетиана (284—305) святитель оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея, у страннолюбца Корнилия. Святой с ревностью совершал своё апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила и рукоположил пресвитером Корнилия. С проповедью о Христе святой также посетил Ликаонию и Исаврию. Диоклетиан повелел схватить Автонома, но тот удалился в Клавдиополь. Возвратившись в Сорею, святитель рукоположил Корнилия во епископа и после проповеди в Асии отправился искоренять язычество в местечко Лимны, близ Сореи. Однажды новообращённые им местные христиане разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить им и, выбрав момент, когда епископ Автоном служил Божественную Литургию, напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого, обагрив алтарь церкви его мученической кровью.

Преподобный Афанасий Высоцкий

Сын новгородского священника Афанасий поступил в обитель преподобного Сергия Радонежского и стал его любимым учеником. В 1374 году вместе с преподобным он пришел в Серпухов и основал Зачатьевский монастырь на высоком берегу реки Нары (отсюда название Высоцкий), став его первым игуменом. Помимо молитвы любимым занятием Афанасия было переписывание книг. Назначив своим преемником Афанасия (Младшего), он отправился в Константинополь и поселился в Студийском монастыре. Здесь Афанасий предался священнобезмолвию, а также переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он затем отправлял на Русь. В частности, Афанасий переписал знаменитый Устав преподобного Саввы Освященного (известный на Руси под названием «Око Церковное»), который и сегодня используется в Православной Церкви.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Праведный Симеон Верхотурский — дворянин, добровольно избравший смиренную жизнь бедняка в уральском селе Меркушино. В 1642 году он скончался и был похоронен на кладбище при церкви Архангела Михаила. На могиле святого совершалось множество исцелений. 12 сентября 1704 года его нетленные мощи были перенесены из Меркушина в Николаевский монастырь города Верхотурье торжественным крестным ходом, вслед за которым полз на коленях хромой юродивый Косьма. Выбиваясь из сил, он кричал святому: «Брате Симеоне, давай отдохнём!» — и, пока Косьма отдыхал, никто не мог сдвинуть гроб святого. На местах остановок впоследствии были воздвигнуты храмы и часовни. Для того чтобы вместить огромное число паломников, в монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, в который 27 мая 1914 года перенесли мощи святого.

Евангелие дня

Попадая в общество властных или знаменитых людей, многим бывает свойственно стеснение. Но что, если речь идёт об обществе Творца Мира? Какие отношения нам надо было бы выстраивать с Ним? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 10-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 10.

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Хотя в техническом плане жизнь современного человека становится всё совершеннее и безопаснее, страхов в ней меньше не становится. Более того, современные исследователи говорят, что страхов даже напротив становится всё больше. Причём речь не только о страхе за жизнь телесную, но и о страхе отверженности, страхе несоответствия чужим ожиданиям, страхе, связанном со стыдом. Многим верующим кажется, что современное общество не знает стыда, но на самом деле оно знает его очень хорошо, просто стыдятся теперь другого, оценивают себя в другой системе координат.

Но где же мы впервые встречаемся с таким страхом? Там же, где встречаемся со стыдом. В раю, сразу после грехопадения первых людей. Адам и Ева стыдятся друг перед другом и ужасно боятся Бога, так что бегут от Него и прячутся за деревьями рая. И хотя Бог выходит к ним не с громами и молниями, но с готовностью принять их покаяние, они, со своей стороны, уже не готовы к доверительным отношениям. Они воспринимают Бога как угрозу.

Значительно позже, в лице Ноя, Авраама, Моисея и других праведников, Бог будет выстраивать с людьми доверительные и даже дружеские отношения. Правда, народ в своём большинстве не сможет подняться на этот уровень и будет воспринимать Бога как начальника, в любви к которому больше благоговения и внешней почтительности, чем искренности и открытости. Отсюда, даже у тех, кто старался быть верен заповедям, развивалось скорее внешнее и формальное послушание и благочестие.

Стремясь прийти к человеку и восстановить подлинные отношения, Бог приходит в мир и общается людьми так, как общаемся все мы. Он становится другом для апостолов, Марии, Марфы и Лазаря... Для всех тех, кто к подобным отношениям стремится, кто к ним готов. Конечно, Он не перестаёт быть Учителем и Господом, но и другом становится совсем не формальным, а вполне настоящим.

Но все ли готовы к таким отношениям? Из сегодняшнего Евангелия мы узнаём, что не все. Слепой Вартимей увидел духовным зрением в Иисусе Мессию, почему и звал Его Сыном Давидовым и Учителем. В свою очередь, многие из тех, кто окружал Спасителя и был вполне зрячим в физическом смысле, увидели в Нём просто одного из раввинов и учителей, перед кем надо благоговеть, кого надо почитать, но с кем невозможно дружить. Зачем какой-то слепец будет беспокоить Учителя, пусть ведёт себя благопристойно... Ну и что, что он слепой... Ну и что, что Учитель может его исцелить... Ну и что, что Он проходит мимо — это же не повод кричать в присутствии такого важного человека. И даже тогда, когда становится понятно, что Вартимей сумел пробиться через все их преграды, они снисходительно говорят ему: «не бойся, зовёт тебя, иди к Нему». Да только Вартимей и не боялся. Он звал Христа так, как зовут самого близкого человека, как ребёнок, попавший в беду, зовёт собственную мать... В нём не было, ни ложного стыда, ни страха, была вера в могущество Христа и надежда на Его милость.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что такое похоть плоти? — Это господство материального над духовным. Это поглощение материальной заботой всего внимания человеческого, всех его сил и времени, когда, находясь в жизненной круговерти, человек только и делает, что заботится о плоти, забывая обо всем другом на свете. «Мучительными болезнями души» называет похоти святитель Тихон Задонский. Похоть плоти — это искаженное миробытие, искаженная картина мира, ложная система ценностей. Это, наверное, самое вредоносное и опасное, что только существует на земле, потому что, пребывая в этой ложной системе, человек идет по неправильному жизненному пути, устремляется к достижению целей и ценностей, которые не являются всеобъемлющими и не имеют абсолютного и непреходящего характера. Для того чтобы изменить свои жизненные ориентиры, чтобы преодолеть похоть плоти, нужно в центр своего бытия поставить заботу о духовном.

Софроний (Сахаров) о промысле Божием

Участие Бога в нашей личной жизни мы именуем промыслом. Сей промысл вовсе не подобен языческому року. В некоторые решительные моменты мы действительно сами выбираем из представляющегося возможным. Когда пред нами открываются различные пути, то мы должны решительно двинуться к последнему искомому нами Благу. В таких случаях особенно ярко проявляется наша духовная свобода. Более часто, к сожалению, люди руководствуются временными побуждениями, уклоняясь от указанного Богом пути в Царство Света. Так человек впадает в круг обманчивых страстей, мешающих ему узреть желанную зарю. При всяком выборе все же неизбежны страдания и жертвы. И когда мы избираем волю Божию, то всякая жертва уподобляет нас Христу: «Отче! о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Первая заповедь Нового Завета: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Святитель Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого». Смирение проще всего определить от противного — это состояние противоположное гордости. Под смирение иногда маскируется смиреннословие — притворное унижение себя напоказ.

Нищий не имеет ничего своего, и всё, что мы имеем, мы имеем благодаря Богу. Мы лишь распорядители того, что Он дал для того, чтобы оно служило спасению нас и ближних. Все от Бога, не только материальные блага, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий.

Осознание своей духовной нищеты состоит в видении человеком:

— во-первых, повреждённости своей природы грехом (если человек не чувствует себя больным, то не будет лечиться);
— во-вторых, невозможности исцелить её своими силами, без Божьей помощи. Преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

Так же как Первая заповедь Ветхого Завета является стержнем остальных, так и в Заповедях Блаженства первая является фундаментом, необходимым условием для исполнения других заповедей. Любые добродетели без нищеты духовной могут привести даже великого подвижника в очень опасные состояние тщеславия и гордости. Смирение — удивительная добродетель! Решишь, что она у тебя есть, — и её сразу нет.

Нищим духом обещается «Царство Небесное». Обратим внимание, не сказано: тех будет Царство Небесное, но есть; потому что уже здесь — на земле — в смиренных сердцах царствует Бог.

Божественное Откровение — это не «только Библия»

Основной принцип протестантизма выражен фразой фразой sola Scriptura, что по-русски значит «только Писание». Библия провозглашается единственным и исключительным источником веры и жизни христианской общины, Священное Предание отвергается.

Почему этот принцип ошибочен?

Во-первых, Церковь создала Библию, а не Библия — Церковь. Как мы ясно видим из самой Библии, Церковь уже существует, когда пишутся книги, которым предстоит войти в Новый Завет. Святые Марк и Матфей, Лука и Иоанн, Иаков и Павел пишут уже будучи членами Церкви и обращаясь к членам Церкви. Христос, как говорит само Писание, не написал Книгу — Он создал Церковь: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Матф.16:18) Тексты Нового Завета возникают в Церкви, принимаются Церковью, Церковью опознаются как Священное Писание и Церковью передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, принцип «только Писание» неосуществим на практике. Нередко протестанты критикуют те или иные особенности православного богослужения, говоря: «Где это в Библии?». Но ведь эти же слова можно обратить и к самими протестантам — где в Библии написано: «И создайте группу прославления с гитарами и электроорганом, и арендуйте зал для собраний; и повесьте поперек его транспарант с цитатой». Писание не является сборником детальных инструкций относительно всех сторон церковной жизни, поэтому в реальности любая группа верующих исходит не только из Писания.

В-третьих, любая группа верующих неизбежно формирует свое предание. Как мы видим, различные протестантские общины могут сильно расходиться в вероучении, обращаясь к одной и той же Библии. Значит, в реальности это вероучение формируется не только Библией, но и преданием той или иной общины — толкованиями авторитетных в данной группе богословов, сложившимися в ней обычаями и традициями. Иногда эти частные предания захватывают часть церковного Предания, но неизбежно в сильно обедненном и урезанном виде.

Православное Предание восходит ко Христу и Его апостолам, а предания тех или иных протестантских групп — к их основателям, которые апостолами явно не были.

Молитвословия

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак священномученика Автонома

глас 2

Божественная премудре, непорочне тайноводил еси,/ жертва приятная был еси Богоблаженне:/ Христову бо пил еси Чашу преславне,/ светильниче всемирный,/ моля непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в день памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в субботу пред Рождеством Христовым, праздник прославления праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

30 декабря, в канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В Неделю пред Воздвижением митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани В Неделю пред Воздвижением митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

25 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.