12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

5847
Фото

Неделя 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Кириака отшельника (556).

Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого.

Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).

Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

В этот день в составе Собора святых Челябинской митрополии прославляется сщмч. Александр Миропольский, пресвитер Мамадышский и Каслинский (см. 23 июня).

Преподобный Кириак отшельник

Уроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.

Преподобный Феофан Милостивый

Преподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Архиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.

Евангелие дня

Как научиться преодолевать неприязнь и злобу в самих себе и в отношениях с окружающими нас людьми? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

31И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Не ждите благодарности, если вы делаете добро тем людям, которые к вам хорошо относятся. Наоборот, ожидайте благодарности, когда делаете добро тем, кто вас ненавидит. Эту мысль Христос повторяет сегодня в различных вариациях целый три раза. Логика не совсем понятная. Ведь опыт жизни ясно показывает, что именно от тех людей, кто к нам расположен, мы можем ожидать в ответ всяческой поддержки. И, напротив, если человек нас недолюбливает, то он не то, что не поблагодарит, от него подчас даже доброго взгляда не дождёшься. Хоть в лепёшку перед ним разбейся.

Всё дело в том, что под благодарностью Господь подразумевает отнюдь не человеческую признательность и расположение. В греческом языке здесь используется слово харис, что в переводе означает «благодать». Другими словами, Спаситель говорит следующее: делайте добро тем, кто по отношению к вам является неблагодарным и злым. Более того, делайте им добро, даже в том случае, если они никак на него не реагируют и их отношение к нам никак не меняется в положительную сторону. Ведь смысл не в том, чтобы изменить их. Смысл в том, что, действуя таким образом, мы меняем своё собственное внутреннее состояние. Нашу душу посещает Божественная благодать.

В качестве примера Христос указывает на отношение к людям Своего Небесного Отца. Он говорит: смотрите, ведь Господь принимает всех людей. Вне зависимости от их отношения к Нему. Он принимает и добрых, и злых. А потому и мы, когда действуем так же, становимся похожими на Бога. Мы перестаём враждовать, выяснять, кто прав, кто не прав, прекращаем сопротивляться людям. Напряжение уходит, внутри воцаряется покой. Душу посещается благодарность, но не от людей, а свыше. Это благодать Божия. И она в изобилии живёт в тех, кто относится к людям подобно Богу. Просто с кротостью принимает их такими, какие они есть.

Как же нам приобрести такое состояние? С чего начать? У каждого из нас есть свой супостат. Тот, при воспоминании о ком, мы испытываем душевную боль. Здесь может быть и неприязнь, и страх, и стыд, и даже ненависть и ярость. Вот в ту минуту, когда эти чувства переполняют нас, обратимся к Богу с простой просьбой: «Господи, прошу Тебя, дай этому человеку всё то, что сделает его по-настоящему счастливым и наполненным жизнью». К похожей практике молитвы призывал преподобный Паисий Святогорец. Если против кого-то в нашем сердце живёт неприязнь, он советовал повторять такие слова: «Боже, дай этому человеку достигнуть меры святости его небесного покровителя».

Такое благопожелание обидчику — это настоящая духовная работа. А потому поначалу наша душа будет ей сопротивляться. Возможно, нас будут переполнять возмущение и другие негативные чувства. Но если мы с мыслью о Христе и Его Евангелии продолжим выполнять это делание, то в своё время обязательно заметим, что нам стало значительно легче произносить имя нашего врага. Оно перестало нас мучить. Те, кто целенаправленно занимается этой духовной практикой, могут засвидетельствовать, что однажды тяжесть уходит совсем. А вместе с ней исчезают застаревшие неприязнь и злоба. С души словно сваливается камень. В ней поселяется Божественная благодать, а мы обретаем настоящую свободу.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.

Обретение мощей святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.

Могли ли святые отцы ошибаться?

Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.

Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.

Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей — в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кириака

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кириака отшельника

глас 8

Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.

Кондак преподобного Кириака

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 4

Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Кириак Палестинский, отшельник (556 г.)
Жития святых 12 октября 2016
Преподобный Кириак Палестинский, отшельник (556 г.)

Родом из Коринфа, сын священника; принял постриг у преподобного Евфимия Великого.