
Седмица 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобной Пелагии (457).
Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Преподобного Трифона, архимандрита Вятского (1612). Собор Вятских святых. Преподобной Таисии (IV). Святой Пелагии девицы (303).
Священномученика Димитрия, архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, преподобномучеников Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, преподобномученицы Татианы Бесфамильной, мученика Николая Рейна, мучениц Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); священномученика Ионы, епископа Велижского, преподобномученика Серафима Щелокова, священномучеников Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мучеников Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мученицы Елисаветы Курановой (1937); преподобномученика Варлаама Ефимова (конец 1930-х).
Преподобная Пелагия Антиохийская
Преподобная Пелагия родилась в Антиохии Сирийской и в юности была распущенной девицей. Когда её увидел святитель Нонн Илиопольский, то не стал осуж дать, но сказал священнослужителям, что им нужно так же стараться угодить Христу, как она трудится для того, чтобы понравиться мужчинам. Затем святой Нонн стал усердно молиться о её спасении. Через несколько дней, когда он совершал Божественную литургию, Пелагия, влекомая таинственной силой, впервые пришла в храм. Богослужение и проповедь святого Нонна о Страшном Суде так потрясли её, что она была в ужасе от своей грешной жизни. Придя к святителю, она изъявила желание креститься, а затем, раздав всё своё имущество и надев мужскую одежду, поступила в монастырь. После нескольких лет подвижнической жизни, в 457 году, преподобная Пелагия преставилась ко Господу.
Преподобная Таисия Египетская
Преподобная Таисия Египетская с юности вела жизнь развратную. Слух о блуднице Таисии дошел до старца Пафнутия, который, переодевшись в светский костюм, пришел к ней и попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и Сам Бог не увидел бы их. Таисия ответила, что это невозможно, ибо Бог вездесущ, все видит и знает. Проникнувшись сознанием сказанного, Таисия удалилась в монастырь, где до конца дней своих пребывала в затворе, молясь о прощении.
Преподобного Трифона, архимандрита Вятского
Чувствуя призвание к монашеской жизни, он тайно ушел из родительского дома и принял постриг в Пыскорском монастыре Пермской земли. Из жития преподобного Трифона известно, что он всегда носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Праведник много потрудился, обращая ко Христу язычников-остяков, живших на берегах реки Мулянка. А в 1580 году он учредил близ Вятки Свято-Успенский монастырь. Находясь по делам монастыря в Казани, преподобный встретил митрополита Ермогена и предсказал ему патриаршество и мученический венец. Скончался святой Трифон в глубокой старости в 1612 году.
Евангелие дня
Религиозные люди воспринимают веру как спасательный круг, который помогает им выжить и достичь спасительной гавани. Но есть ли в религиозной жизни свои опасности? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 7.
36Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
Думаю, многие согласятся, что смысл религиозной жизни в том, чтобы приближаться к Богу и общаться с Ним. Но как приблизиться к Нему на практике? Через исполнение заповедей, конечно! При этом серьёзной опасностью может оказаться своеобразная духовная расчётливость, следуя которой человеку кажется достаточным вести себя более-менее достойно, чтобы думать, что в отношениях с Богом у него всё хорошо. Часто такой человек не понимает, что Бог любит его не за добрые дела, а просто как своего сына или дочь. Смысл исполнения заповедей не в том, чтобы что-то заслужить, но в том, чтобы сделать нас сродными Богу, настроиться на Его любовь и впустить её в своё сердце. Человек, который взялся заслуживать Божию любовь и воспринимать её будет как заслуженную или даже гарантированную, ведь он всё правильно сделал. Именно так ведёт себя фарисей, о котором мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении. Его отношения с Богом внешне вполне правильные, но оказываются лишены главного — любви. И это проявляется в отсутствии любви к пришедшей грешнице. Он не переживает о ней, она для него лишь препятствие к чистоте и праведности.
Отношение Симона к грешнице напомнило мне историю, свидетелем которой я был, ещё будучи пономарём. Проходя по храму с каким-то поручением, я увидел подвыпившего человека, который стоял на коленях и рыдал. Люди его сторонились, а некоторые даже пытались его совестить и говорили, что он зашёл в храм в непотребном виде.
Человек, живущий по заповедям, ближе к Богу лишь в том смысле, что своими делами он в большей степени впустил Божию любовь в свою жизнь. Он всё равно не достигнет Бога своими силами. Человек грешный от Бога дальше только в том смысле, что закрывает своё сердце от Его любви. Но как только он осознАет своё состояние, как только устремится к Творцу, любовь Отчая в ответ наполнит его сердце и исцелит его самого.
Значит ли это, что быть грешником лучше, чем стремиться к праведности? Отнюдь нет. Важно другое — в своих отношениях с Богом не превозноситься над другими, но в каждом видеть Его чадо, способное к покаянию и достойное любви.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Богу было угодно, чтобы человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене, семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому — семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность... Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.
Духовник
Духовник — это в первую очередь священник, у которого христианин регулярно исповедуется. Существует заблуждение, что духовник это непременно прозорливый старец. Проблемы и вопрошания большей части прихожан (особенно в период первых лет церковной жизни) вполне способен решить и священник без очевидных для всех плодов святости. Часто новоначальному кажется, что у него особенная, уникальная ситуация. Практика же показывает, что самый обычный батюшка из ближайшего храма подобные недоумения наверняка уже сотни раз встречал... Многие считают, что духовные отношения начинаются следующим образом. Ищущий подходит к священнослужителю, о котором он слышал похвальные отзывы от своих знакомых, и говорит ему (иногда с земным поклоном): «Святой отец, будьте моим духовником!» Он же, глядя с отеческой любовью на совершенно незнакомого человека, отвечает: «Принимаю вас в свои духовные чада». Несмотря на всю внешнюю привлекательность такого начала, в реальной жизни правильные духовные отношения начинаются не так. Почему же? Потому что духовные отношения — дело серьезное и ответственное, связывающее обе стороны обязательствами. Они не уступают в важности браку или усыновлению. Нельзя связывать себя такими узами поспешно и с кем попало. Духовному союзу должен предшествовать испытательный срок. Подготовительной ступенькой к сему служит регулярная Исповедь у одного священника и посещение его богослужений.
Что означает слово «Завет» в наименовании частей Священного Писания?
Библия состоит из двух главных частей: Ветхого и Нового Заветов. Завет означает в данном случае — союз, договор, взаимные обязательства между Богом и человечеством. Целью союза Бога и человека является наше спасение.
Библейскую историю можно рассматривать как цепь заветов, или соглашений, в которые Бог вступал с патриархами (Адам, Ной, Авраам), пророками (Моисей), царями (Давид), избранным народом. Последний (с христианами) относится к Новому Завету — Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк.22:20). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34).
Поначалу завет действует в рамках одного богоизбранного народа, а затем речь пойдет обо всем человечестве. Народу предлагаются два пути: путь жизни и путь смерти (Втор.30:19-20). Если люди будут слушать Бога и жить по Его заповедям, Бог будет хранить их. Если они будут отворачиваться от Него и грешить (по-библейски — творить мерзость), — то потеряют Божью защиту. Все содержание Библии говорит о предоставленном человеку выборе между путём спасения и путём погибели.
Современный человек вступает в завет с Богом, становится участником истории спасения через Таинство Святого Крещения.
Мы живём в условиях Нового, а не Ветхого Завета, это важно не забывать, особенно в полемике с иноверцами. Ветхий Завет для нас имеет вероучительное и нравственное значение, но его обрядовая составляющая уже не актуальна.
Священномученик Климент Римский
Священномученик Климент Римский, апостол от семидесяти, один из мужей апостольских, особенно широко почитался на Руси. Родившись в знатной римской семье, он принял мученическую кончину в 101 году в Херсонесе.
Будущий епископ обратился под влиянием проповеди Апостола Варнавы и принял Крещение от святого Апостола Петра. После кончины Апостола, а за ним его преемников — святого Лина, епископа Римского (67—79), и святого епископа Анаклета (79—91), — он стал епископом города Рима.
Его ревностная проповедь приводила к обращению множества людей, и по доносу раздраженных этим язычников Климент был приговорен к ссылке. Но и в ссылке святой продолжил проповедь, обращая множество людей ко Христу, за что и был умерщвлён по повелению императора Траяна.
Священномученик Климент отстаивает доктрину апостольского преемства, имеющую огромное значение в жизни Православной Церкви. Апостолы рукоположили первое поколение епископов, те — следующее, и, таким образом, епископское (и священническое) служение передаётся в Церкви по прямой линии от апостолов. Как святой Климент писал в своём первом послании к коринфянам: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».
Молитвословия
Тропарь преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского
глас 4
Яко светильник всесветел явился еси во острове Псковскаго езера, / преподобне отче наш Досифее. / Ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, / усердно Тому последовал еси, / чистотою Богови приближився, / отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. / Темже и мы, притекающе ко святей иконе твоей, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского
глас 2
Чистотою душевною Божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, вручив,/ крепко пробол еси бесовская ополчения,/ Досифее, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца
глас 4
От земных на Небесная помыслив,/ иноческое житие измлада, преподобне, возлюбив,/ и делом совершив ко Господу любовь,/ и твердым умом Его Духновенным учением озаряя мир,/ и, возлюбив, блаженне, всенощное бдение/ и молитву непрестанну, и наставления Божественнаго разума,/ инок стадо собра, мудре,/ и наставил еси ко свету Богоразумия, Трифоне отче наш,/ Христа Бога моли даровати душам нашим велию милость.
Кондак преподобного Трифона, архимандрита Вятского
глас 8
Днесь в начале основания добродетелем, блаженне,/ положил еси в души своей страх Божий,/ от юности взем крест свой,/ благочестно Христови последовал еси,/ Ангельским образом облечеся и бысть монах предивен,/ в добро детелех цветяше, к будущим Богови простирался./ И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси,/ терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле,/ но и ныне не забуди посещати чад своих,/ поминай нас, чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарив вопием ти:/ радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахом.
Кондак преподобного Трифона, архимандрита Вятского
глас 2
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ Богомудре Трифоне,/ и чудес дар прием,/ моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Трифону Вятскому
О священная главо, преподобне отче наш Трифоне! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, страну Вятскую озаряяй чудесы, граду нашему стено и утверждение, бедствующым крепкий помощниче, обители твоея добрый хранителю, присный о нас к Богу молитвенниче и теплый о душах наших ходатаю! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище, еже целити недуги телесныя и отгоняти страсти душевныя и от всех зол избавляти с верою имя твое призывающих. К тебе убо прибегаем и тебе припадающе молимся: не презри нас, молящихся тебе и твоея просящих помощи, избави нас от враг видимых и невидимых, завистно на ны возстающих и яростию зверскою поглотити хотящих, изми нас невидимым предстательством твоим от смущения и бури и тмочисленных скорбей наших, за грехи наша нам прибывающих. О предивный и богоносный отче наш Трифоне! Скоро потщися на помощь нашу. Вознеси благомощную молитву твою ко Господу сил: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да потребит Господь от земли нашея вся неистовыя крамолы, и утвердит в ней безмятежие, мир и благочестие, да сохранит обитель твою святую, град наш и вся грады и веси страны нашея от глада и губительства, от мятежа и нестроения, от запаления и бури, от нападений вражиих и от тлетворных ветр и от всякаго зла. Умилостиви о нас благоприятными молитвами твоими Христа Бога нашего, еже избавитися нам от грех наших и наветов вражиих, яко да заступлением твоим и помощию в мире и тишине богоугодне зде на земли поживем, и в будущем веце да сподобимся части святых Господем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает и честь и поклонение, ныне и во вся веки. Аминь.
Тропарь преподобной Пелагии
глас 8
В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/ приймши бо крест, последовала еси Христу,/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой.
Кондак преподобной Пелагии
глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих,/ яко да приимеши совершенное оставление,/ еже и обрела еси, мати, яве,/ путь покаяния показавши.