22 ноября. Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»

7274
Фото

Седмица 25-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284—305). Преподобной Матроны (ок. 492). Преподобной Феоктисты (881).

Преподобного Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мученика Александра Солунского (305—311). Мученика Антония (V). Преподобного Иоанна Колова (V). Преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (625). Святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, чудотворца (1920).

Священномучеников Парфения, епископа Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и преподобномученика Алексия Задворнова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

В афонском монастыре Дохиар снаружи на восточной стене трапезной находится фреска «Скоропослушница» (1563 год) и рядом надпись: «Скороуслышательница, Врефократуса, Страшное Предстательство» (Врефократуса — «Держащая Младенца»). В XVII веке инок обители трапезарь Нил был наказан Божией Матерью: по ночам он входил в трапезную с коптящей лучиной и однажды услышал голос, запрещающий ему коптить дымом икону Пресвятой Богородицы. Решив, что братия подшутили над ним, Нил не обратил на это внимания, пока внезапно не ослеп. Вспомнив тогда предупреждение, он глубоко раскаялся. Божия Матерь исцелила его, сказав: «Объяви остальным отцам и братьям, что Я — Матерь Бога Слова и сей обители святых Архангелов после Бога Покров и сильная Заступница, предопределённая для неё как непобедимая Правительница. И отныне пусть прибегают ко Мне монахи при любой нужде, Я быстро услышу их и всех с благоговением прибегающих ко Мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь».

Святитель Нектарий Эгинский

Святой чудотворец Нектарий жил на рубеже XIX—XX веков. В молодости он работал школьным учителем, но часто посещал Афон и, наконец, принял постриг. Видя духовные дары святого, его приблизил к себе Александрийский Патриарх Софроний и вскоре посвятил в епископа Пентапольского. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения», — писал Нектарий, оставаясь образцом смирения. Быстрое продвижение в церковной иерархии породило много завистников, им удалось добиться отставки епископа. Однако любовь народа к святому росла, и даже королева Ольга пожелала стать его духовной дочерью. Остаток жизни Нектарий посвятил окормлению женской обители на острове Эгина. Сразу после кончины тело святителя стало мироточить — и с того часа началась нескончаемая череда чудесных исцелений от его мощей и по его молитвам.

Преподобный Иоанн Колов

Преподобный Иоанн Колов в юных летах оставил мир и ушёл со своим братом Даниилом в египетскую пустыню. Однажды он неожиданно сказал брату: «Не хочу я более ни о чём заботиться, но хочу жить в пустыне без печали, как Ангел». Затем снял с себя одежду и вышел из келлии. Ночью случился сильный мороз. Иоанн, будучи не в силах переносить стужу, решился возвратиться обратно в келлию. «Я не могу более терпеть мороза и возвратился сюда, чтобы послужить тебе», — сказал Иоанн своему брату, постучав в дверь. «Уйди, демон, — ответил Даниил, — и не соблазняй меня, Ангел о теле своём не заботится и пищи не требует». Тут понял преподобный Иоанн свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним дверь келлии и сказал: «Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти».

Священное Писание

Иерархия ценностей, которая изложена в Священном Писании, весьма далека от той, которую исповедует современное общество, а потому мало кто из нас без каких бы то ни было размышлений и терзаний может сказать, что Бог должен быть на первом месте и что Бог — высшая ценность. Не семья, не здоровье, не государство, не что-либо иное, но только Бог. Ну а тот человек, который не на словах лишь, но и на деле поставит Бога на первое место, столкнётся с уймой проблем: его перестанут понимать родственники и друзья, он станет чужим в рабочем коллективе, ему вообще станет сложно жить. Но Христос предупреждал, что будет именно так. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах отрывок из 12-й главы Евангелия от Луки, в котором содержится это предупреждение Христа.

Глава 12.

48а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

59Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Смысл Священного Писания состоит в возвещении всего лишь двух заповедей, ну а множество слов Писания — это расширенный комментарий к ним. Христос эти две заповеди сформулировал так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40). Конечно, этим слова Священного Писания о необходимости любви к Богу и людям не ограничиваются, и если говорить об отношении к нашим ближним, то невозможно не вспомнить о тех словах Писания, которые также вошли во все перечни заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Исх. 20:12). Ну а книга Второзаконие сформулировала эту последнюю заповедь предельно категорично: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27:16). Помимо этого, Евангелие от Иоанна сохранило для нас и такие слова Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Эти и многие другие слова Ветхого и Нового Заветов должны привести нас к мысли, что любовь к Богу, выражающаяся через любовь к людям, а также усилия, направленные на сохранение мира, должны быть абсолютным приоритетом для любого христианина.

Однако наряду с процитированными библейскими словами существуют и те, которые, как кажется на первый взгляд, нарушают общий смысл Писания и звучат диссонансом. Именно такие слова мы услышали сегодня в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:51—53).

Получается, что в Евангелии от Луки Христос говорит о том, что Он принёс на землю не мир, но разделение, а в Евангелии от Иоанна мы читаем, что Христос принёс мир. Ветхий Завет требует почитания отца и матери, а Христос говорит, что Он разделит детей и родителей. Как можно первое совместить со вторым?! И как вообще понимать слова про разделение?!

Над этими вопросами задумывались многие прославленные Церковью толкователи Евангелия. Так, святителю Амвросию Медиоланскому принадлежит прекрасный и, как кажется, исчерпывающий комментарий: «Подобает ставить людские дела после божественных! Нужно исполнять долг почтения к родителям, но ещё более — к Творцу родителей; к Нему мы должны испытывать благодарность за родителей! А если они не признают Отца, как можешь признать их ты? Итак, Господь говорит, что нужно Бога предпочесть всем, но не призывает отказаться от родных. В другой книге мы читаем: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Тебе не запрещают любить родителей, но запрещают предпочитать их Богу. Твои родные — благословение Господа, и нельзя любить принятый от Бога дар больше Бога».

Сложно не согласиться со святителем Амвросием. Однако, если человек пойдет за Христом есть вероятность того, что выбор такого человека не будет принят его ближним кругом, и тогда возникнет дилемма: предпочесть Христа или родственников? Евангелие и святоотеческая христианская традиция дают ясный и недвусмысленный ответ на этот вопрос: Христос выше всего и всех, а потому всё прочее должно быть приведено в соответствие с этой иерархией ценностей, и такое приведение как раз и станет исполнением заповедей о любви и к Богу, и к ближним.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, каждый человек в жизни проходил через испытания, которые казались случайными и ненужными, но по прошествии времени становилось очевидно, что эти испытания и эта часть жизненного пути были нам свыше определены — это наш жребий. И очень важно уметь принимать жребий Божий без ропота, тем более без озлобления, как это иногда бывает, особенно когда речь идет о нездоровье или других испытаниях. Мы должны воспринимать жребий Божий с великим доверием, молитвой и надеждой, ни в коем случае не оскверняясь своим негодованием, своим недомыслием, своим противлением, потому что Господь никогда не желает нам вреда и по прошествии времени мы сами убеждаемся, что именно то событие, которое мы воспринимали весьма критически и объяснить не могли, послужило к нашей несомненной пользе.

Притча о Таинствах Божиих

Один старец сказал:

— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

глас 8

В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене, непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене, грешнаго, и принеси ю к Сыну Своему: умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О Преблагословенная Богородице: Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающи всем притекати к Тебе с верою: не призри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь.

Тропарь мучеников Онисифора и Порфирия

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Онисифора и Порфирия

глас 2

Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобной Матроны Царьградской

глас 8

Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобной Матроны Царьградской

глас 2

За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси.

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкой обители Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкой обители

22 ноября, в праздник святителя и чудотворца Нектария Эгинского и иконы Божией Матери «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Учитель смирения и любви
Публикации 22 ноября 2022
Учитель смирения и любви

Святитель Нектарий Эгинский является одним их самых знаменитых и удивительных греческих святых XX столетия. Житие его, является прекрасным примером того, как нужно истинно верующему человеку относиться к жизненным невзгодам.

В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» Литургию в Богородицком монастыре Казани совершил митрополит Нижегородский Георгий В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» Литургию в Богородицком монастыре Казани совершил митрополит Нижегородский Георгий

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Казанско-Богородицком мужском монастыре столицы Татарстана.