24 ноября. Память преподобного Феодора Студита, исповедника

3854
Фото

Седмица 25-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученика Мины (304). Мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II). Мученика Викентия диакона, Валенсийского (304). Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). Блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Преподобного Мартирия Зеленецкого (XVII). Мученика Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Священномученика Евгения Васильева пресвитера (1937).

Преподобный Феодор Студит

Пламенный ритор и богослов Феодор Студит прославился борьбой с иконоборческой ересью. Его отец, сборщик податей Фотин, подал сыну добрый пример: он перестал служить императору, поддержавшему иконоборцев, и вместе с супругой, по обоюдному согласию, принял постриг, раздав имение бедным. Сам Феодор стал монахом Саккудионской обители, где позже был назначен игуменом. Он участвовал во многих диспутах и всегда побеждал иконоборцев. Также Феодор открыто обвинил императора Константина VI в прелюбодеянии, за что подвергся бичеванию вместе с насельниками обители. В недолгое правление царицы Ирины, восстановившей иконопочитание, Феодор был настоятелем знаменитого Студийского монастыря. Однако при последующих правителях-иконоборцах святой подвергся ссылкам и заточению, в темнице продолжая стойко проповедовать церковные истины.

Блаженный Максим Московский

Блаженный Максим жил в Москве. Летом и зимой он ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». На Руси всегда любили юродивых, почитали их глубочайшее смирение, внимали их мудрости. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые времена. Татарские набеги разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «За терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения изрекал святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный говорил знатным да богатым: « Всяк крестится, да не всяк молится». Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви во имя святых князей Бориса и Глеба.

Мученик Стефан Дечанский

Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, — сказал святитель, — вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.

Евангелие дня

Внимательному читателю Евангелия не может не бросаться в глаза, что Евангелие содержит массу неразрешимых вопросов. На какие-то из них мы всё же можем получить некоторые, пусть и не совсем убедительные, ответы, если обратимся к толкованиям и комментариям, а какие-то навсегда останутся без какого-либо ответа. Но не стоит пугаться появления вопросов, напротив, нужно стремиться к ним, ведь они помогают обрести интерес к Евангелию и начать исследовать его как можно глубже, находя всё новые и новые грани заложенных в него смыслов. 13-я глава Евангелия от Луки содержит в себе немало загадок, одна из них есть и в том отрывке из этой главы, который сегодня звучит в православных храмах во время богослужения.

Глава 13.

31В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

33а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Вопрос, который возникает при прочтении этого евангельского отрывка, кажется вполне естественным и очевидным: почему фарисеи вдруг решили оказать Христу услугу и предупредить его об опасности, исходящей от Ирода Антипы? Конечно, этот вопрос нельзя назвать вопросом первостепенной важности, но несмотря на это от ответа на него во многом зависит понимание некоторых значимых аспектов земного служения Христа.

Первый из возможных ответов предполагает, что фарисеи не были некоей однородной массой. Те люди, которых евангелисты обозначают этим словом, отличались друг от друга так же, как отличаются друг от друга представители любой иной группы людей. Мы знаем, что святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим тоже были фарисеями, но это вовсе не помешало им войти в христианские святцы, не помешало фарисейство и апостолу Павлу, который никогда не отрекался от своего фарисейства, после обращения ко Христу Павел отрёкся от своих прежних грехов и заблуждений, но фарисейство как таковое Павел не считал ни грехом, ни заблуждением. Да и Сам Христос изначально обращал Свою проповедь именно к этой группе людей, следовательно, Он тоже не считал их неисправимо порочными. Поэтому вполне можно предположить, что кто-то из фарисеев Галилеи относился ко Христу благожелательно и решил предупредить Его об опасности.

Второй ответ не так снисходителен к фарисеям, он представляет собой противоположность первому ответу и предполагает, что задача фарисеев была как раз в том, чтобы Спаситель ушёл из Галилеи в Иерусалим, в котором было значительно больше радикально настроенных иудеев, кроме того, в Иерусалиме собирался синедрион, а потому именно там можно было взять Христа под стражу и провести над Ним суд. Если принять за истинное такое прочтение этой евангельской истории, то, скорее всего, никакого плана Ирода по убийству Христа не существовало, и фарисеи попросту решили напугать Спасителя, прикрывшись именем Ирода, который был всем известен своей ничем не мотивированной жестокостью и деспотичностью.

Однако против такого прочтения есть очень важный аргумент: Христос отреагировал на предостережение фарисеев не только речью об Иерусалиме как месте гибели пророков, а также предсказанием о Своей Смерти в Иерусалиме, помимо этого Спаситель велел передать нечто Ироду, из чего можно сделать вывод, что Ирод и в самом деле имел какое-то отношение к этой истории, ведь Христа невозможно было обмануть, и Он не стал бы упоминать Ирода, если бы Ирод не был причастен к происходящему.

Потому более вероятным видится наш первый ответ, и из него можно сделать, как кажется, довольно важный вывод: среди фарисеев было немало тех, кто с уважением и почтением относился ко Христу, а это в свою очередь означает, что такие люди могут быть в абсолютно любом сообществе, и наша проповедь Христа Воскресшего не должна ограничиваться лишь какой-то одной аудиторией, она должна простираться как можно дальше, ведь именно так поступали и Христовы апостолы.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост. И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям. А теперь давайте представим себе, каким может быть наш мир, какой может быть наша жизнь, если мы научимся не огрызаться, не обижаться, не давить другого, если он что-то неправильно сказал или сделал, а великодушно прощать и самим получать прощение от ближнего. Это будет другой мир, мир Божий. Вот такие Божественные истины Господь нам передает через Свое слово, через Свое Евангелие, и мы почерпаем эти истины в храмах Божиих, являющих не только видимую красоту человеческого творчества, но и вместилище красоты Божественного Духа, которому мы приобщаемся через молитву и слышание Слова Божия.

О воскресном дне

В первую очередь в воскресный день христиане участвуют в Литургии и Причащаются.

Святитель Иоанн Златоуст порицал пропускающих воскресную Литургию, не исполняющих 4-ю заповедь Декалога: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один — и ты тратишь его на мирские занятия. ... вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».

Если кто хотел бы выспаться в этот день, то имеет смысл раньше лечь вечером дня предыдущего. Также следует иметь в виду, что в больших храмах совершаются ранние и поздние Литургии (обычно в 7 и 10 часов утра). Маленьких, беспокойных детей можно приносить не к началу службы.

Историческое доказательство: что мы знаем о Воскресении Христовом?

Историческое доказательство связано с историческими свидетельствами о Воскресении Христовом, которые мы находим прежде всего в Новом Завете. Конечно, наши неверующие собеседники не считают Новый Завет боговдохновенным, и мы этого от них пока и не ожидаем.

Мы обращаемся к Новому Завету как сборнику исторических документов, которые были созданы определёнными людьми в определённое время. Научным исследованием Нового Завета занимается множестве специалистов — христиан разных толков, иудеев, агностиков и атеистов. Все они сходятся на определённых фактах, которые полагают исторически достоверными.

Иисус определённо существовал как историческое лицо. Он был распят на римском кресте. После Его смерти ученики стали горячо проповедовать, несмотря на жестокие преследования, что Он воскрес из мёртвых и является Господом, Спасителем и Судией человеческого рода. На почве этого исповедания, этой проповеди выросла Церковь.

Это — исторические факты, и они не являются предметом веры; с ними согласны и совершенно неверующие специалисты. Эти факты нуждаются в объяснении.

Почему ученики прониклись такой глубокой убежденностью в Воскресении, что охотно шли на муки и смерть за проповедь Евангелия? Либо они говорили правду — и тогда их свидетельство истинно, либо нет. Если нет, то они либо знали об этом и лгали сознательно (это предполагают различные «теории заговора»), либо сами заблуждались (как предполагают «теории галлюцинаций»).

Если мы не находим убедительными ни теории заговора, ни теории галлюцинаций, нам остается признать, что ученики говорили правду.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феодора Студита

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита

глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Молитва преподобному Феодору Студиту

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия

глас 4

Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.

Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.

Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого

глас 2

Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 2

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого

глас 8

Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Тропарь великомученика Мины

глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины

глас 4

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 4

В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.

Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского

глас 3

В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Преподобный Феодор Студит, исповедник (826 г.)
Жития святых 8 февраля 2017
Преподобный Феодор Студит, исповедник (826 г.)

Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере.

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.