26 ноября. Память святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

5009
Фото

Неделя 25-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407).

Мучеников Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мученицы Манефы (ок. 308).

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст — один из трех Вселенских святителей. В юности, глубоко изучив Священное Писание, святитель стал блестящим проповедником, и за редкий дар боговдохновенного слова паства назвала его Златоустом. Для лучшего понимания христианами Священного Писания он создал множество бесед на отдельные тексты Библии и толкования на многие книги Священного Писания, а также составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя. Обличая распущенность столичных нравов, святитель вызвал ненависть со стороны знати и самой императрицы. В 404 году его приговорили к изгнанию, где он и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!»

Евангелие дня

Что нужно для того, чтобы стать участником Царства Божия и приобрести вечную жизнь? С таким вопросом обратился ко Христу один из иудеев. Ответ Спасителя читаем в отрывке из 10 главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в Православных храмах.

Глава 10.

25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Почему священник и левит, проходившие мимо израненного человека, не подошли к нему и не помогли? Очевидно, что личного повода для неприязни к бедолаге у них не было никакого. Важно помнить, что они были служителями Иерусалимского храма, куда, видимо, и спешили по своим служебным обязанностям. А Писание неслучайно говорит, что разбойники оставили человека обнажённым и еле живым. Скорее всего, он походил на мёртвого. Поэтому и не оказывают ему помощь священнослужители. Ведь по закону Моисееву прикасаться к умершему — означает осквернить себя. Если осквернил, необходим период карантина и ритуальные очищения. А для помощи надо убедиться, что человек жив. Возможно, перевернуть, проверить дыхание, прощупать пульс. Одним слово, войти в тактильный контакт. Поэтому и проходят, не притрагиваются. Просто не хотят рисковать и нарушать свой распорядок жизни. Ничего личного, как говорится. Есть дела поважнее: закон, ритуал, традиция. Возможно, каждый про себя ещё и поблагодарил Бога: «вот ведь искушение, чуть не осквернился». Действия же самарянина вообще непонятны. Самаряне так же чтили закон Моисея, как иудеи. Для них мёртвый — такая же скверна. Кроме того, иудеи и самаряне были злейшими врагами и ненавидели друг друга лютой ненавистью. И вот, несмотря на это, самарянин помогает заклятому врагу. То есть, не боится пренебречь ритуальным законом, переступает через национальную вражду, отказывается от своих важных дел. Кроме этого, тратит силы, время, деньги, вкладывает их в неизвестного чужака.

В этом и содержится ответ Господа, какого ближнего нужно возлюбить, чтобы достигнуть вечной жизни и Царства Божия. Ближний — это всякий, кто встречается мне на пути. Согласитесь, в течение дня бывает много встреч. Какие-то мы ждём, готовимся к ним, например, к встрече с начальником или возлюбленным. Какие-то встречи нам неприятны. Например, с теми людьми, с кем у нас постоянный конфликт или с теми, от кого исходит угроза нашей жизни и здоровью. Большинство встреч нам кажутся очень прозаичными и будничными. Исходя из этого, мы выстраиваем рейтинг людей в своей жизни: есть те, кто ближе, есть те, кто дальше. Есть родные и близкие, значимые, есть случайные, далёкие, незначительные. Господь говорит сегодня, что с точки зрения вечной жизни и Царства Небесного не бывает случайных прохожих. В нашей жизни нет ни одного статиста. Все, кого мы встречаем, главные актёры. Даже самый последний попрошайка, нищий и убогий, если уж попал в поле моего зрения, потенциально он ангел Божий. Я не могу отмахнуться, как от назойливой мухи, ни от случайного прохожего, ни от дворника, ни от соседей по лестничной площадке. Через всякого приходит Христос ко мне. А потому по отношению к каждому я должен быть готов, если будет необходимо, изменить траекторию своего движения. Отказаться от своих планов и проектов, нарушить привычный уклад жизни. Причём, несмотря на свои расовые, национальные, гендерные и другие предрассудки. Если я буду проводить жизнь с такой установкой, если я буду стремиться оказать милость и быть полезным, чем могу, всякому, кто мне встречается в течение дня, к вечеру я буду возвращаться домой с наполненным сердцем и мирной душой. Я обрету смысл в этой жизни. Так действует Божественная благодать. Так раскрывается в нас Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, которые достигают нашего ума и сердца извне. Но уныние нередко наступает без видимой причины — это грех, который мы рождаем в своем сердце сами. Святитель Иоанн Златоуст называет уныние страшным наказанием и говорит, что это некая вершина человеческого страдания. В самом деле, даже при внешне благоприятных условиях уныние полностью разрушает внутренний мир человека. Он одержим тяжелыми мыслями, не находит спокойствия и не может сосредоточиться. Человек, объятый унынием, теряет свое целеполагание и не видит смысла в том, что делает и ради чего живет. Уныние поражает не только слабых в вере, хотя их в первую очередь, но и людей благочестивых. Известно, что и в монастырях у братьев или сестер бывают тяжелые периоды, когда уныние охватывает душу, — изнутри, из глубины души поднимается тяжелое чувство, которое разрушает мир и покой и действительно, по слову Златоуста, является страшным наказанием.

Что делать при раздражении и злобе?

Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя), и помоги мне, грешной. От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без внешних молитвенных проявлений: сидя, на ходу, стоя, лежа — ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, не медля и не стесняясь местом, хотя, конечно, лучше уединиться и тогда уже помолиться. Преподобный Никон Оптинский

Аскетика и аскетизм

Термин аскет из спортивной области. В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям. Апостол Павел сравнивает христиан с аскетами, говоря, что: все подвижники воздерживаются: те для получения венца тленного, а мы — нетленного (1Кор.9:25). Христианство есть религия аскетическая.

В чём состоит различие между терминами аскетизм и аскетика?

Аскетизм (аске́за) — практика духовной жизни, борьба за достижение христианского совершенства — святости. Аскетизм основан на опыте жизни христианских подвижников, аскетов.

Аскетика — наука, предметом которой является аскетизм. То есть аскетика — это наука, теоретическая дисциплина, а аскетизм — практика. Аскетика изучает опыт святых; болезни души (страсти) и здоровые состояния (добродетели); процесс исцеления повреждённого грехопадением человека (то, как совершается переход человека из царства диавола в Царство Божье). Аскетика говорит о том, как практически исполнить заповеди Христа.

Может ли вера в Воскресение быть результатом заговора?

Самая ранняя попытка выдвинуть «теорию заговора» — апостолы сознательно лгали — упоминается уже непосредственно в Евангелии (Матф.27:62-64).

Теория заговора разбивается о две трудности — отсутствие мотива и невозможность долгое время сохранять заговор в тайне.

Люди составляют заговоры и согласованно лгут с какими-то целями — приобрести деньги или власть, отомстить врагам и т.д. Люди не составляют заговор с единственной целью — подвергнутся гонениям и смерти. Перед лицом близкой и лютой смерти все предполагаемые выгоды, которые мог бы получить участник заговора, обращаются в ничто.

Конечно, есть много случаев, когда люди умирают за ложные убеждения, и добровольная смерть человека ещё не доказывает истинности того, во что он верит. Но смерть доказывает искренность его убеждений — по крайней мере, он не лжёт сознательно. Судьба апостолов доказывает, что они не были сознательными обманщиками.

Кроме того, всем апостолам было бы необходимо сохранять заговор в тайне всю оставшуюся жизнь, и достаточно было бы одного проболтавшегося, чтобы весь заговор рухнул. Это не выглядит сколько-нибудь правдоподобным, и в наши дни неверующие предпочитают «теорию галлюцинаций», которая, впрочем, сталкивается с не меньшими затруднениями.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна Златоустого

глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого

глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Молитва святителю Иоанну Златоустому

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»
Публикации 9 февраля 2024
Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»

Сегодня, в день памяти огненного проповедника святителя Иоанна Златоуста, мы публикуем одну из его известных проповедей в пересказе на современный русский язык. Здесь и о Литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве «Отче наш» — много интересного и важного.

Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской
Публикации 9 февраля 2023
Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-ти километрах от города Сухум и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь.

В день памяти святителя Иоанна Златоуста митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора В день памяти святителя Иоанна Златоуста митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора

26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.

Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста
Публикации 26 ноября 2022
Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста

Проповедь произнесена иеромонахом Анатолием, будущим епископом Чистопольским, в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года