
Неделя 26-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100 г. до Р. Х.). Святителя Софрония, архиепископа Кипрского (VI). Преподобного Стефана Новосиятеля (912).
Священномученика Владимира Виноградова пресвитера (1919); священномученика Владимира Джуринского пресвитера и мученицы Евфросинии Джуринской (1920); священномучеников Василия Ягодина и Александра Буравцева пресвитеров (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы
Праведным Богоотцам Анне и ее мужу Иоакиму за бездетность, считавшуюся в народе Израиля свидетельством греховности, приходилось терпеть презрение людей. Когда Анна узнала, что дары Иоакима даже не были приняты в Иерусалиме священником и тот, скорбя, уединился в пустыне, она в строгом посте стала умолять Бога о даровании ребенка. Нередко Господь, прежде чем дать драгоценный дар, оставляет человека одного в страдании ради возрастания в его сердце истинной любви. Молитвы супругов были услышаны: Ангел возвестил им о грядущем рождении Дочери, Которую благословит весь мир, и повелел встретиться в Иерусалиме. По преданию, Анна, проведя последние годы в храме вместе с Дочерью, мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, через 2 года после своего мужа. Успение ее было до Благовещения Пресвятой Деве Марии.
Пророчица Анна, матерь пророка Самуила
Святая пророчица Анна состояла в супружестве с Елканой и была бесплодной. Она сильно скорбела о своем несчастии и каждый день молилась о разрешении бесплодия. Дав обет посвятить дитя Богу, она наконец зачала и родила сына, которого назвала Самуилом (что значит «Испрошенный у Бога»). Когда ребенок достиг отроческого возраста, мать сама привела его к священнику Илию, и тот оставил Самуила служить при скинии (1 Цар. 2, 1—21). Самуил стал последним судией израильского народа. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Один человек, нераскаявшийся грешник, каждый день молился перед образом Божией Матери, обращаясь к ней с архангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Однажды, задумав идти на злое дело, он произнес перед образом эту молитву. Неожиданно Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь. Увидев это, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» — «Ты и прочие грешники», — отвечала ему Божия Матерь. С тех пор раскаявшийся грешник стал жить богоугодно. Так Божия Матерь даровала ему уже не чаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость».
Евангелие дня
Задумывались ли вы, дорогие друзья, над тем, всегда ли милость к людям жалким и несчастным — полезна для них?
Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки — давайте прочитаем его и попробуем ответить на обозначенный вопрос.
Глава 17.
12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
История с исцелением десяти прокажённых и всего лишь одним вернувшимся поблагодарить кажется уж больно нарочитой. Однако это не так — и чтобы лучше понять, почему, я заглянул в книгу «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери — где он описывает свой личный опыт и яркие впечатления от встречи в детстве с прокажённым. Отец Экзюпери не просто посчитал важным познакомить юного сына с таким феноменом обречённости — он сразу и вложил ряд мыслей, которые писатель донёс до нас. Вот что он пишет: «Со временем вошло в обычай навещать прокажённого каждый день, сострадать ему и через забор, отгородивший его от мира, перекидывать ему приношения. Он стал божком, ему служили, его украшали и одевали, кормили лучшими яствами. В праздник чествовали музыкой. И всё же он оставался нищим. Он нуждался во всех и не был нужен никому. Ему давали всё, но ему отдать было нечего... Мне показалось: взяв на себя его пропитание, мы ограбили его».
Мне кажется, здесь Экзюпери проговаривает очень глубокую мысль: иногда мы оказываем милость другому — не ради его пользы, а только ради самих себя — чтобы таким образом отгородиться, закрыться, не подпустить другого к себе: вот, на, держи — и теперь — исчезни! Привыкая к такому отношению, у обделённого судьбой атрофируется жизненно важная способность — без которой не то что никакого проблеска счастья не видать — вся жизнь неизбежно превращается в серое и безвкусное месиво: и это — способность отдавать.
Девять прокажённых именно поэтому и не вернулись: в каком-то смысле они стали безнадёжны, способны исключительно к потреблению чужой милости — будет ли это кусок хлеба или полное исцеление — разница невелика. Но тот, который вернулся — имел в себе — да, да, именно ту самую веру — которую и похвалил Иисус! Веру в то, что и он что-то — да может, веру в то, что он не готов и не хочет превращаться в мрачный колодец потребления, веру в то, что хотя бы одно доброе слово, идущее из глубины всё ещё живого сердца — но может быть адресовано другому.
Конечно, милость другому — бесконечно важна. Но и во время оказания её надо внимательно проверять себя, не хотим ли мы на самом деле просто побыстрее отделаться от того, что в нашем поле зрения появилось неприятного?..
Протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
У святителя Иоанна Златоуста находим замечательные слова: Совершенное благодарение есть служение славе Божией. Именно славе Господа Иисуса Христа послужил прокаженный самарянин, который вернулся после исцеления, о чем мы слышали в сегодняшнем Евангелии (см. Лк. 17, 12—19). Эту славу мы воздаем словами, дивными песнопениями, молитвой, но самое важное прославление Бога — в душах и телесах наших, в нашем умонастроении, в нашем волеизъявлении, в наших реальных поступках, в наших убеждениях. Все то, о чем мы мыслим, о чем говорим и что делаем, должно соответствовать Божиему закону, Божией воле, и тогда слава Божия будет отображаться в нашей жизни и в наших делах. Это и будет подлинное прославление Господа, подлинное благодарение Ему за все, что Господь дарует на нашем жизненном пути.
Два подаяния
Когда отцу Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал:
— Давай что можно, елико душа возможет. Один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая, и что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал: той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: «На тебе твой платок!».
Молитвословия
Тропарь пророка Самуила
глас 5
От матере умоленный, тезоимените дания Божия,/ от Бога звания во младенчестве сподобися,/ честный пророче Самуиле,/ добре пасый непокоривыя люди/ и царем явивыйся устроитель,/ и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога,/ да спасет души наша.
Кондак пророка Самуила
глас 8
Помазателю царский,/ паче же святаго боговидца Давида,/ великий Самуиле,/ потщися умолити о нас,/ да помажемся Святаго Духа мастию/ и будем странни неприязни,/ якоже Давид нечистому духу Саулову.
Тропарь Зачатия праведной Анны
глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются,/ Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/ из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/ Ангелом повелев вопити Ей:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак Зачатия праведной Анны
глас 4
Празднует днесь вселенная/ Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи// паче слова Слово Рождшую.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость»
глас 4
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость»
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Нечаянная Радость»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.